«Судьба мира решится в ближайшие годы»
Несмотря на неважное самочувствие после госпитализации, 83-летний Далай-лама провел в мае в Дхарамсале 10-е ежегодные учения для российских буддистов и дал эксклюзивное интервью РИА Новости. Всемирно известный духовный лидер рассказал, на чем основана его вера в светлое будущее человечества, что он думает о Путине, Трампе и роли России в мире, какое послание адресует новому поколению, что необходимо современной науке и системе образования и как работать с «шестым сознанием», чтобы обрести счастье.
— Ваше Святейшество, вы не раз говорили, что люди становятся лучше: проявляют все больше сострадания, не хотят воевать, бережнее относятся к природе. Но теперь заявляете, что человечеству не хватает ответственности — и мир близок к катастрофе. Вы изменили свое мнение, разочаровались в человечестве?
— Нет, я не изменил свое мнение. Даже еще больше в нем утвердился. Каждое существо, даже насекомое, не хочет страдать, а хочет прожить жизнь счастливо. И у каждого есть право на то, чтобы быть счастливым.
Кроме того — и это очень важно — согласно последним данным науки, по природе своей человек склонен к состраданию. Это же очевидно: в первые несколько лет после появления на свет мы нуждаемся в материнской любви и заботе, без них мы бы не выжили. Так происходит у всех общественных животных. Мы, люди, тоже общественные животные. Коллективное чувство в определенной степени заложено в нас биологически. На протяжении тысячелетий люди выживали именно благодаря чувству общности, взаимопомощи и заботе друг о друге.
— Тогда в чем же проблемы сегодня?
— В сегодняшнем мире есть проблемы, которые находятся вне нашего контроля. Например, такая серьезная проблема как глобальное потепление. Недавно я встречался с учеными, среди которых был один лауреат Нобелевской премии в области химии с Тайваня. Он сказал, что вопрос о том, продолжит наш мир существовать или нет, решится в ближайшие восемьдесят лет.
Мы должны серьезно озаботиться вопросами экологии. Сегодня все больше и больше людей задумываются о сохранении окружающей среды, и это хороший знак.
И еще. Сколько человек погибает от рук других людей! Если бы с самого начала люди убивали друг друга, как это делают сегодня, то нам было бы не о чем беспокоиться — человечество исчезло бы с лица земли.
Я думаю, это неразрывно связано с феодальной системой. В феодальном государстве король или королева, а иногда религиозные лидеры собирали армии и отправляли их убивать других людей… Но все солдаты без исключения, я уверен, ценят свою жизнь. Если бы у них была свобода выбора, они не пошли бы убивать друг друга.
У вас, россиян, есть горький опыт жизни при Сталине, а у ваших противников (немцев) был опыт жизни при Гитлере. Во времена правления Сталина в Советском Союзе и Гитлера в Германии были убиты миллионы людей… Эти миллионы погибших — наши братья и сестры.
Первая мировая война, Вторая — разве они принесли что-то хорошее? Нет. Только породили еще больше ненависти. Если не считать хорошим результатом развитие военной промышленности. Но единственное предназначение оружия — в том, чтобы убивать.
Сама концепция войны, которая заключается в том, чтобы мобилизовать солдат и отправить их убивать друг друга, — это принадлежность феодальной системы. Она безнадежно устарела.
Не так давно в Таиланде провозгласили нового короля, взошел на трон новый император Японии, а в Британии родился еще один принц… Я действительно считаю, что монархическая форма правления устарела. Большевистская революция в России положила конец царизму, а Французская революция покончила с монархией во Франции. Я думаю, что это было правильно. (Смеется.) Это все устаревшее мышление: короли, королевы. К тому же в монархии делался слишком большой упор на военную силу.
— А какую форму правления вы считаете оптимальной?
— Сегодня настало время демократии. Мир принадлежит семи миллиардам людей. Каждая страна принадлежит своему народу. Когда люди получили соответствующее образование, когда у них правильный образ мысли, они вряд ли будут настроены убивать друг друга.
Возьмем для примера Европейский союз. В прошлом веке европейские страны вели друг с другом кровопролитные войны. А потом, после Второй мировой войны, два государства, которые были, казалось, непримиримыми врагами — Франция и Германия, — решили, что гораздо лучше думать об общих интересах, чем об интересах Франции или Германии в отдельности, поскольку это отвечает сложившимся реалиям. Так появился Европейский союз. И благодаря этому с последней половины XX века и по сей день его страны-участницы не сражались друг с другом, не проливали кровь своих граждан.
Порой я говорю, что и России надо присоединиться к Европейскому союзу.
— Переходя к России… Президент Путин шутит, что после смерти Махатмы Ганди и поговорить-то не с кем. А вы как полагаете? Есть ли сегодня политики, способные изменить мир к лучшему, как Ганди, или роль политиков в наши дни не так уж важна?
— Прежде всего, я хочу сказать, что Российская Федерация — это великая страна, обладающая большой мощью. Последние события показали, что Путин как руководитель страны уделяет большое внимание происходящему в разных частях мира, и это хорошо.
А вот коллега Путина, президент Трамп… (делает жест рукой, свидетельствующий о его безнадежности.) Как и Путин, он руководит огромной страной, несет на себе большой груз ответственности. Лидер такой страны должен видеть картину в целом. И думать о том, что будет полезно для страны в долгосрочной перспективе. Это очень важно. Он не должен думать только о получении краткосрочных результатов. Конечно, у меня нет права критиковать деятельность президента Трампа. Но вы только подумайте: он продал миллиарды единиц оружия Саудовской Аравии. На мой взгляд, это неправильно. Он также вышел из Парижского соглашения по климату. Это весьма прискорбно.
Сегодня мир находится в критическом положении. И Путину нужно очень тщательно обдумывать свои действия, принимать во внимание картину в целом и думать о том, что принесет пользу в долгосрочной перспективе.
— Вы говорили, что Россия может внести большой вклад в развитие мира. По-прежнему так думаете? И почему?
— Да. У Российской Федерации есть еще одно преимущество: с географической точки зрения она служит мостом между Востоком и Западом.
И еще. Я буддист, но никогда не говорю, что буддизм — наилучшая религия. Все крупные религиозные традиции подобны лекарствам, помогающим обрести покой ума. Нельзя выбрать одно лекарство и сказать, что оно лучшее для всех. Врач сперва обследует пациента, а уже потом, исходя из его состояния, рекомендует лекарство, которое наиболее эффективно в данном случае. То же самое можно сказать и о верующих. Среди них есть люди с самыми разными предрасположенностями. Для одних больше подходит одна религия, для других — другая. Тем не менее, среди множества религиозных традиций буддизм, и в особенности традиция древнеиндийского монастыря-университета Наланда, которой следуют буддисты Российской Федерации, предлагает весьма научный подход к учению Будды.
Буддизм и современная наука могут идти рука об руку. В России есть регионы, в которых люди традиционно исповедуют буддизм. Это республики Бурятия, Калмыкия, Тыва, а также Забайкалье. Когда я жил еще в Тибете (до 1959 года), у нас было много блестящих ученых-философов и настоятелей крупных монастырей из Бурятии, Калмыкии и Тувы.
— Не только буддисты, но и многие люди, не исповедующие эту религию, считают вас мудрым наставником и хотели бы сохранять связь с вами, из жизни в жизнь. Возможно ли это, каким образом?
— Вопрос о том, будет ли в дальнейшем существовать институт Далай-ламы или нет, предстоит решать самим народам, населяющим территории распространения тибетского буддизма. В том числе народам России, Монголии, Тибета и всего Гималайского региона.
Само название «Далай» — это монгольское слово (в переводе означает «океан», «великий». — Прим. ред.). Этот титул получил Третий Далай-лама во время посещения Монголии. Если убрать из моего имени слова «Далай-лама», то я не смогу подписываться, потому что у меня подпись — «Далай-лама» (смеется).
С народом России нас связывают уникальные, совершенно особые отношения, уходящие корнями в историю.
Эти отношения приносят пользу всем — как Далай-ламе и тибетцам (в основном так называемой Школе желтых шапок, Гелуг), так и россиянам. Многие монахи из России годами учились в монастырях Тибета и становились очень хорошими учеными-философами и настоятелями.
В будущем, независимо от того, буду я жить или нет, эта связь продолжит свое существование. Сегодня в наших монастырях обучаются по меньшей мере несколько сотен учеников из Монголии и буддийских регионов России. Так что связь не обрывается. Приходит новое поколение.
— Какое послание вы адресовали бы сегодня новому поколению?
— Как я уже говорил, среди различных религиозных и философских традиций традиция монастыря-университета Наланды — самая современная и научная. Вы можете ее применять. Прежде всего ее должны как можно глубже изучить те, кто принадлежит к традиционным буддийским сообществам.
Кроме того, сегодня все больше небуддистов среди россиян, в том числе профессура МГУ, проявляют интерес к традиции Наланды, к науке об уме. Это очень обнадеживающий знак. Сейчас ситуация действительно созревает. Поскольку Россия — это большая страна, а также мост между Европой и Азией, она может внести существенный вклад в продвижение идеи о важности покоя ума.
Только молитвы или вера не помогут достичь покоя ума. Нужно осознать, что гнев — это разрушительная эмоция, а сострадание — созидательная. Самое важное — понимать, что основа гнева в неведении, ограниченности мышления. А основа сострадания — это логические доводы, умение смотреть на вещи в широкой перспективе.
Согласно буддизму, мы можем продвигать сострадание с опорой на аналитические размышления, а также с опорой на современную науку.
Сострадание также можно прививать в рамках системы образования, применяя данные научных открытий. Чем больше сострадания — тем меньше гнева. Причина гнева в неведении, близорукости — у него нет прочной основы.
— А есть ли эта основа у счастья, и что это вообще такое? Как быть счастливым?
— Счастье — это очень серьезная тема. В западном мире образование в целом направлено на обретение материальных ценностей. Материальные ценности могут подарить нам только чувственные наслаждения.
Такое счастье непостоянно. Когда у вас есть какие-то материальные причины для счастья, вы счастливы. Когда они исчезают, у вас остаются одни лишь воспоминания. Настоящее же счастье связано с шестым сознанием.
Во время визита Москву в 1979 году я встречался с несколькими советскими учеными. Я сказал им, что в буддизме выделяют пять видов сознания, связанных с органами чувств, и шестой вид сознания — ментальный. Они тут же заявили, что это все религиозные материи, и не пожелали ничего обсуждать. Конечно, я не стал с ними спорить, но для меня тогда было очевидно, что это ограниченное мировоззрение.
Итак, подлинное счастье вызывают не ощущения, полученные органами чувств, но переживания ментального характера. А потому, если вы испытываете неприятные ощущения, связанные с органами чувств, то при наличии определенного опыта работы с ментальным уровнем вы можете сохранять покой ума. Таким образом, ментальное сознание — выше видов сознания, связанных с органами чувств. Но в силу того, что мы ведем материалистический образ жизни, мы становимся рабами чувственных переживаний.
— Вы могли бы назвать пути выхода из этого рабства, методы достижения покоя ума, счастья?
— В связи с этим я хотел бы сказать вот о чем. На Западе распространены теистические религии, в которых основной упор делается на веру в Бога... В то же время в Индии уже более трех тысячелетий назад была разработана концепция шестого вида сознания. Медитации — «шаматха» (однонаправленное сосредоточение) и «випасана» (аналитическая медитация) — помогают привести шестое сознание в состояние покоя. Поэтому я считаю индийскую цивилизацию наиболее развитой.
В VIII веке эти древние индийские знания пришли в Тибет. Их принес нам Шантаракшита из монастыря-университета Наланда, и с тех пор уже более тысячи лет мы сохраняем эти знания. Кроме того, Дрогон Чогьял Пхагпа посетил Монголию и познакомил ее с буддийской дхармой. А позже Сонам Гьяцо, Третий Далай-лама, также принес в Монголию учение Будды, в том числе традицию глубоких диалектических диспутов.
Когда я жил в Тибете, у нас было много монахов монгольского происхождения, все они усердно учились и вели себя образцово. Среди них не было ни одного нарушителя монастырских правил. Например, ген Легден был великим ученым-философом родом из Монголии, он бежал в Тибет после русской революции. Он рассказывал мне, что днем прятался под овечьей шкурой, а ночью шел в сторону Тибета. Так он пришел в Лхасу, где приступил к учебе и через 20-30 лет стал одним из лучших ученых-философов. Так что между нами — Тибетом, Монголией и Россией — существуют особые взаимоотношения. Поэтому я возлагаю на Россию определенные надежды.
— Ваши надежды на Россию связаны с наукой и образованием?
— В последние несколько десятилетий я веду беседы с западными специалистами в области образования, психологии, нейронауки. И они проявляют по-настоящему искренний интерес к знаниям, накопленным тибетским буддизмом. Но, общаясь с западными учеными, я обычно испытываю некоторые сомнения и стараюсь не пропагандировать буддизм. Потому что буддийские концепции могут подорвать их однонаправленную веру.
Например, у меня есть один друг-христианин, отец Уэйн Тисдейл — очень хороший монах-католик. Мы с ним часто обсуждали наши общие практики: сострадание, прощение, терпимость и тому подобное. Однажды он спросил меня о шуньяте (пустоте), и я ему ответил: «Не спрашивайте меня об этом, это вас не касается». Я считаю, что положения квантовой физики и шуньята очень близки друг к другу — они говорят о том, что все взаимозависимо, нет ничего абсолютного. И Бог тоже не абсолютен. Именно потому я сказал своему другу-христианину, чтобы он не спрашивал меня о пустоте.
Но в России, с россиянами я не испытываю подобных сомнений. Потому что у вас уже много веков есть эти знания и контакты c нами. Поэтому я хочу сказать, что сегодня российским буддистам следует уделять особое внимание изучению буддизма. Нужно извлечь из буддизма психологию, квантовую физику, логику — все эти предметы, содержащиеся в буддийской литературе и применяющиеся в духовной практике, могут изучаться и в академическом ключе. Так этими знаниями смогут пользоваться люди самых разных вероисповеданий, а также неверующие.
Я уверен, что у российских буддистов большое будущее. Следует хорошенько это обдумать. И тогда больше людей станут близкими друзьями России. Так что и с политической точки зрения это принесет пользу (смеется).
Поделиться статьей
Уважаемые посетители нашего сайта, Вы можете быстро публиковать в своих социальных сетях ссылки на понравившиеся статьи на нашем сайте.
Другие статьи
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.