Распахнутое окно Овертона: заметки об украинском телевидении

 

 

Сейчас любят говорить об «окнах Овертона». Так вот, украинское телевидение – это одно сплошное окно Овертона. Причем широко распахнутое, до неприличия и потери всяческого стыда.

Украинское телевидение в условиях идеологического диктата.

Круг основных тем и подходов, причем обязательных для всех каналов, уже был обозначен. Любое отклонение от них либо ведущим, либо гостем студии вело (да и ведёт) к опасным последствиям. Так, например, композитор В.Ю. Быстряков в эфире канала ZIК сказал, что Крым принадлежит тем, кто там живёт (а вопрос о принадлежности Крыма давно стал индикатором лояльности режиму), и тут же автор любимейших песен в знаменитых мультфильмах Давида Черкасского попал на сайт-доносчик «Миротворец».

 

Известно, что телеканал «Интер», заподозренный в пророссийской позиции, подвергался атакам проплаченных радикалов. Были попытки поджога телеканала, угрозы в адрес руководства шли постоянно. А в нынешнем году после концерта ко Дню Победы, который посмотрели 12 миллионов зрителей, против «Интера» попытались возбудить уголовное дело с каком-то запредельным штрафом.

 

Митинги радикалов под телеканалом «Интер»

 

Многое скажет читателю тот факт, что надзорные и репрессивные функции у нас исполняет первый заместитель председателя комитета по телевещанию и радиовещанию Богдан Червак. Он же по совместительству глава ОУН* и, разумеется, униат.

Помню страх моей старой знакомой, которая полушёпотом умоляла меня в коридоре старого телецентра говорить сдержаннее и лучше о чём-то отвлечённом, неполитическом. Помню, как она вздрогнула, когда у нас из-за спины выплыла худая чуть сгорбленная фигура. Человек шёл, медленно поворачивая голову то влево, то вправо, и при этом тянул ногу, сильно хромая. «Червак!» – только губами произнесла моя знакомая журналистка. А я вспомнил почему-то, что человек, учивший, что пропаганда должна быть примитивной как рисунок дикаря, тоже хромал.

 

Лидер ОУН Богдан Червак у руля телерадиовещания Украины

 

Характерно, что организации, наблюдающие за правильностью позиций СМИ, как правило, живут на западные гранты. И определение врагов среди медиаперсон (иными словами доносительство) входит в сферу их профессиональных обязанностей. Например, шеф-редактор смотрящего издания «Детектор медиа» Наталия Лигачёва сделала публичный донос на людей, посмевших сказать хорошие слова об убитом Олесе Бузине в документальном фильме «Олесь Бузина: жизнь вне времени». Донос содержал обычную ложь (авторы пророссийские, они против победы Украины в Донбассе, за русский Крым), то есть доносившая понимала, что у выданных ею коллег будут проблемы. Но рука не дрогнула.

 

Наталья Лигачёва – автор доноса на содержание фильма о Бузине (запрещён к показу на Украине)

 

Хлопающие створки украинского телевизионного «окна Овертона»

Важная функция украинского телевидения – примирения зрителя  с реальностью. Та самая легитимизация. Если человек или явление соответствует идеалам майдана (читай: установкам Байдена, Нуланд, Пайетта и прочих персонажей), то будь он даже маньяком и убийцей, ему можно найти приличную телевизионную обёртку. 

Вспоминается, как в начале «революции гидности» главный редактор журнала «Публичные люди», респектабельная Наталья Влащенко с помпой делает первое интервью с правосеком Ярошем. И этот небритый, хриплый  провинциальный пан несёт в эфир то, что станет главным идейным брендом пятилетия.

 

Военный преступник Дмытро Ярош в программе Натальи Влащенко

 

Вообще, введение в круг рукопожатных людей личностей не всегда адекватных (либо изображающих таковых) тех, кого на современном сленге называют фриками, – также одна из важнейших функций украинского телевещания. Имена Ильи Кивы, Олега Ляшко, Игоря Мосийчука, Татьяны Черновол и многих подобных персонажей стали одновременно и  символами слабой вменяемости (иногда психической, иногда нравственной), и примерами идейной непогрешимости. Они – постоянные участники ток-шоу. Их бредовые речи звучат в эфирах. И если где-нибудь на крупном телеканале появится уважаемый миллионами людей Михаил Погребинский, то ему обязательно будут противостоять пять-шесть «экспертов» вроде Кивы, всегда подозрительно пребывающего в крайне возбуждённом состоянии, порошенковских идеологов Палия и Цыбулько или свободовца Ильенко. И одетый с иголочки красавец Василий Голованов, генпродюсер и телеведущий NewsOne, будет с бережной нежностью выслушивать пробандеровский бред, всем своим видом как бы говоря: нам очень важно ваше мнение. Ну а профессионалу М. Погребинскому полдюжины ильенок и мосийчуков на грани истерики пояснят, насколько он неправ и какой он антиукраинец.

 

 

 

 

 

Одиозные личности плотно обсели эфиры украинского телевидения

 

Иногда складывается впечатление, что украинское телевизионное пространство – это особый мир, где отменены в качестве вредных многие нравственные категории. Кажется, что здесь можно всё, если ты находишься в русле главнейшей задачи, решаемой всей информационно-пропагандистской машиной – нравственное и религиозное  переформатирование жителей Малой Руси, тотальный реванш коллаборантов-предателей и утверждение их, полицаев, мировоззрения в качестве державной идеологии. И в этом смысле медиапространство Украины я определил бы, как территорию бесчестья.

Одним из знаков времени является широкое присутствие в телепространстве такого персонажа как Дмитрий Гордон. У него частые эфиры, массовые просмотры. Он безнаказанно говорит о том, что сожаления достойно то, что цивилизованные немцы нас не завоевали. И к нему – человеку, способному менять позицию и хозяев по нескольку раз в неделю, прислушиваются (и, к сожалению, не только на Украине).

Или, скажем, такой просвещённый российский либерал (в прошлом киевлянин, а ныне медийный российский «заробитчанин», весьма неплохо зарабатывающий) Матвей Ганапольский. Он, услышав в эфире вопрос зрителя, противоречащий общепринятой у хозяев позиции, в порыве возмущения, по-хамски, по-базарному просто «посылает» звонившего человека. Это норма нынешней тележурналистики. Ведь звонивший посягнул на святое – идеологические ценности.

 

Матвей Ганапольский хамит в ответ на «неправильные» вопросы телезрителей

 

Для полноты впечатления приведём ещё одну характерную картинку. Представьте: в одной программе на телеканале «Прямий», именуемом в народе, пардон, «прямой кишкой», восседают художник Поярков, актер и автор необандеровских песенок Антон (Антин) Мухарский и провокатор-профессионал Дмитрий (Дмытро) Корчинский. Дело было совсем недавно. Все трое грустны. Им кажется, что Кремль побеждает. Украине (их Украине)  приходит конец. Как что-то обычное обсуждаются: пути разрушения России, естественно, неполноценность русских, как этноса, организация терактов в Москве и так далее. Всё это выдаётся в эфир.

 

 

 

Фрики на «Прямом»

 

Разумеется, фактов подобного рода можно привести множество, ведь ряд каналов вещает по двадцать часов в сутки. Однако характерные тенденции обозначены. Впрочем, назову ещё одну пикантную. Украинские телеканалы (одно время лидером в этом был канал Пинчука СТБ, но сейчас и другие подтянулись) являются лабораторией, где проводятся зловещие эксперименты над языком Малой Руси. Мы знаем о двух волнах украинизации языка (грушевской и большевистской), проходивших под девизом: как угодно, но, чтоб не похоже на русский. Ныне идёт третья волна – галицизация языка. И в авангарде –  телевидение. Слова «автіка» (автомобиль), «пупорізка» (акушерка), «летовище» (аэродром), «этер" (эфир) и ещё сотни подхвачены телеведущими и произносятся с лихостью и готовностью вообще перейти, если прикажут начальники, на мировой украинский эсперанто, который только и будут понимать сами телеведущие и кассиры, выдающие зарплату от родного олигарха. Тут, пожалуй, пора подвести черту и перейти к итогам и выводам.

Что дальше?

В основной своей массе телеканалы Украины принесли огромный вред своей стране и своему народу. Конечно, осознание и признание этого факта – вопрос будущего. Однако уже сейчас можно сказать, что нравственному здоровью людей, их духовной жизни причинён урон. Ведь в духовном и религиозном смысле вливание в души и сознание людей неправды есть грех, преступление, то самое соблазнение «малых сих», за которые Бог в Евангелии обещает суровое наказание. Он говорит, что для таковых соблазнителей было бы лучше, если бы мельничный жернов надели им на шею и бросили в море.

Несомненно, нанесён вред и государству Украина. В результате телевизионной промывки мозгов граждане впали в ненависть и разобщение. Телепропаганда разделила граждан на «своих» и «чужих», на «побратимов» и «ворогив», агентов Кремля и патриотов (тех, кто за начальство и за хозяев телеканалов).

Откровенное зло предложено обществу в качестве добродетели, а неканоническое сборище в виде «церкви». И в результате майданных и «томосных» манипуляций на путь аморальный, на путь фактически безбожный стали многие граждане Украины, а криминальные, по своей сути, понятия отравили духовную атмосфору страны.

Что делать? Большинство честных журналистов, политологов склоняются к одному: только радикальная смена политического курса и, соответственно, смена телевизионной повестки, сопрвождаемая осознанием и осуждением содеянного есть путь к реальному выздоровлению общества.

Есть ли признаки подобного сейчас? Нет, о подобном пока говорить не приходится. Означает ли это, что нет надежды и усилия наши будут тщетны. Нет и нет! Нужно всё равно создавать обеззараженные медиапроекты. Примеры – популярное издание «Страна», телеблоги Елены Лукаш, Олеси Медведевой и других журналистов, не извративших профессию, говорят о возможности доносить до людей правду уже сейчас.

Не будем забывать и не раз повторявшееся: «невозможное человекам возможно Богу», который, видя наши честные усилия и слыша нашу молитву, имеет власть изменить судьбу страны, послать новых делателей на Свою ниву. Хотя, конечно, без покаяния, то есть без изменения жизни значительной части населения Украины тут не обойтись.

Андрей Саенко

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.