Крах флота Украины: Киев вышел пугать Россию на рыбацких лодках
Поводом для иронии китайского издания Sohu стало участие в учениях НАТО Sea Breeze-2019 единственного украинского артиллерийского бронекатера проекта «Гюрза». Это плавсредство сравнили с «рыбацкой лодкой», которой Россию явно не запугать. При этом отмечается, что катер проекта 58155 «Гюрза», водоизмещением 50 тонн, является первым надводным кораблем, созданным на Украине самостоятельно. Американцы прислали на эти учения эсминец Carney оснащенный системой «Иджис» и высокоскоростной десантный корабль USNS Yuma, на фоне которых украинская лодка выглядела смешной и незаметной.
Всего на Украине было построено 6 таких катеров, первый был заложен в 2012 году и его строили на заводе «Ленинская кузница» в Киеве 4 года. Сейчас на стапелях судозавода, переименованного в «Завод «Кузница на Рыбальском», достраивается еще один, а один только заложен катера этого проекта. Все они получили имена собственные, хотя при такой малой тоннажности посудине обычно дается лишь номер, но за неимением других новых кораблей на Украине им дали географические имена. Два из них, «Бердянск» и «Никополь» после инцидента в Керченском проливе в ноябре 2018 года, арестованы российскими пограничниками и находятся в Керчи. То есть на ходу осталось четыре бронекатера, один из которых и «гордо» представлял Украину на нынешних учениях Sea Breeze.
Мог бы сейчас не выставлять Украину как повод для насмешек с «рыбацкими лодками», например, корвет проекта 58250 водоизмещением 2650 тонн «Владимир Великий». Проектные работы над ним начались в 2005 году, в 2011-м заложили и уже через год планировали спустить на воду, но из-за отсутствия финансирования нынешняя готовность корабля оценивается в 50−60 процентов. Сейчас Киев обещает передать корвет флоту в 2022 году, до 2028-го построить еще три корабля такого проекта. Однако денег, обещанных на достройку даже первого корвета, Черноморский судостроительный завод так и не получил.
Сейчас Украина окончательно лишается еще одного корабля — ракетного крейсера «Украина», который в недостроенном виде ржавел в Николаеве с 1993 года (спущен на воду в 1990 году), когда был выведен из состава ВМФ России и передан Украине с готовностью 75 процентов. Крейсер так и не достроили и в море он не вышел. Министр обороны Степан Полторак предложил сейчас президенту Владимиру Зеленскому разобрать недостроенную «Украину» на детали. В общем, что со страной происходит, то и с кораблями. К слову, еще три ракетных крейсера аналогичного проекта 1164 «Атлант» — «Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов», несут службу в составе ВМФ России.
Что бы еще могла выставить сейчас Украина из состава ВМС на совместные с НАТО учения в Черном море? Понятное дело — красу и гордость, флагманский корабль фрегат «Гетман Сагайдачный», который был спущен на воду в 1992 году как сторожевой пограничный корабль проекта 11351 «Нерей». Флагман часто ломается — известен казус, когда корабль в 2017 году вышел из строя из-за поломки двигателя сразу после ремонтных работ. Впрочем, в прошлом году «Гетман» принимал участие в учениях Sea Breeze-2018, однако в нынешних задействован не был.
Еще один корабль ВМСУ — корвет «Винница» тоже имеет советское прошлое, он вступил в строй Пограничных войск КГБ СССР еще в 1976 году как «Днепр». Передан Украине в 1992-м, а в 1996 стал корветом. Вопрос о списании «Винницы» поднимался еще шесть лет назад — корабль получил серьезные повреждения во время шторма в Севастополе в 2007 году и долгое время находился в ремонте. Среди боевых единиц украинского флота числится и средний десантный корабль «Юрий Олефиренко», который в составе ВМФ СССР отслужил с 1971 года. Из вооружения на СДК имеется две спаренные зенитные 30-мм установки.
Список можно было бы продолжить, но… его попросту нет. К боевым кораблям трудно причислить, например, рейдовый тральщик «Геническ» или корабль управления «Донбасс», который изначально с 1970 года использовался как плавучая мастерская. И уж совсем не вписывается сюда плавсклад (не самоходный) боеприпасов «Золотоноша», морской буксир «Корец», килекторное судно «Шостка» и еще несколько десятков вспомогательных судов. Ударная сила ВМСУ — именно катера разного ранга, которых насчитывается более десятка. От малого ракетного «Прилуки» до артиллерийских бронекатеров проекта «Гюрза». Сюда же можно чисто теоретически приплюсовать два американских патрульных катера типа «Айленд», которые были преданы (проданы?) Киеву в 2018 году Береговой охраной США, но на Украину так пока и не доставлены. В теории пока и десантно-штурмовые катера проекта 58503 «Кентавр-ЛК», два из которых проходят испытания, еще один строится с 2019 года.
Доставшийся в наследство Украине от Советского Союза мощный судостроительный комплекс мог бы вывести эту страну в разряд крупнейших производителей плавсредств для военного и гражданского флота. Один только некогда знаменитый Николаевский судостроительный завод, способный спускать на воду по десятку крупнотоннажных судов и кораблей в год, сегодня готов лишь теоретически на производство нескольких катеров и находится на грани банкротства. Там, где произвели флагман Черноморского флота ВМФ России ракетный крейсер «Москва», сейчас лишь доживает последние дни ракетный крейсер «Украина», который так никогда и не выходил на «большую воду».
— Для понимания того, как Украина уничтожила полученное в наследство от СССР кораблестроение, не надо никаких специальных знаний, вроде знания теории непотопляемости академика А. Н. Крылова, — говорит политолог Александр Зимовский. — Достаточно открыть книжку американского писателя О’Генри «Короли и капуста». В ней про современное украинское кораблестроение всё было написано ещё сто лет назад: «В конституции этой маленькой приморской банановой республики была полузабытая статья, которая предусматривала создание военного флота. Эта статья вместе со многими другими, более мудрыми, лежала без всякого движения с первого дня основания республики».
Уровень нынешнего судостроения на Украине можно оценить и вот по такому факту. На судоверфи «Кузница на Рыбальном» идет строительство малого разведывательного корабля проекта 502ЭМ «Эгет». Заложен он был еще в 1991 году как… средний рыболовный морозильный траулер. Предназначались они (с 1971 года было построено более трехсот) для лова рыбы с помощью трала или кошелькового невода, последующей ее переработки и хранения. Теперь станет боевым кораблем, ну, если деньги на это найдутся. В общем, не сильно сейчас преувеличивают китайцы, называя украинские «линкоры» «рыбацкими лодками».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.