«Железный занавес» по-украински
Как известно, в этом году чрезвычайно популярный в Восточной Европе конкурс Евровидения прошел без участия представителя Украины. Причиной стал скандал с победительницей национального отбора певицей MARUV. Из-за того, что она ранее гастролировала в России, сам её диалог с жюри в его финале превратился во что-то напоминающее приснопамятные выездные комиссии советских времен, когда собравшихся в зарубежную поездку суровые партийные товарищи строго экзаменовали на предмет социалистической сознательности.
Правда, телезрители своим голосованием все равно выбрали MARUV, но голос возмущенной патриотической общественности оказался сильнее, тем более что к нему присоединились и на весьма высоком уровне. Вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко заявил: «Теоретическая отмена нескольких концертов в России не снимает тех гигантских информационных рисков, которые получит Украина, если на Евровидении ее будут представлять артисты, которые уже провели десятки концертов в России. Поэтому решение нужно принять взвешенное. Украинское. А не гибридное».
Оно и было, естественно, принято. Национальная общественная телерадиокомпания Украины предложила ей договор, содержащий пункты о запрете гастролей на территории России, полном контроле над всем творческим процессом, запрете на общение с журналистами и о штрафах. При этом все затраты на подготовку к конкурсу возлагались на MARUV. Естественно, она не согласилась на такие условия и была снята с конкурса. Поскольку уже и остальные финалисты отбора отказались занять её место, Украина оказалась вообще без своего представителя.
И, как стало известно, чтобы избежать подобных коллизий при отборе на детское Евровидение, НОТУ вообще запретила юным вокалистам, выступавшим в России после 1 января 2014 года, представлять страну на детском конкурсе Евровидения. Об этом сообщил канал NewsOne со ссылкой на пресс-службу НОТУ.
«Оргкомитет отказывает в участии в отборе, прекращает участие в отборе участника на любом этапе отбора или отменяет результаты отбора, если участник (сольный исполнитель/группа) осуществлял концертную деятельность после 01.01.2014, планирует или осуществляет в настоящее время выступления на территории страны-агрессора и/или на оккупированной территории, участвовал в мероприятиях, организованных государственными органами, учреждениями, хозяйствующими субъектами и т.д. страны-агрессора», — говорится в правилах отбора.
Вот так, даже для детишек, которые, естественно, не могли самостоятельно принимать решения о таких выступлениях, участие, например в детском конкурсе в России, становится основанием для выдачи «волчьего билета», нужно понимать, на всю жизнь. Уж даже не представляю, до какой степени расчеловечивания, моральной деградации нужно дойти, чтобы сделать детей заложниками политических игр (впрочем, возможно, слово «дойти» тут неуместно, такими «кириленки» были всегда, просто после Евромайдана они с удовольствием сняли маски).
И примеров такой дискриминации, травли, показательного наказания за связи с Россией в различных гуманитарных сферах более чем достаточно. Проводится такая политика давно. Так, в марте 2016 года 19-летний Александр Зинченко, выступавший за клуб «Уфа», был отправлен прочь из молодежной сборной своей страны без объяснения причин.
К тому времени Зинченко, несмотря на юный возраст, не только завоевал прочное место в основном составе, но и стал одним из лидеров своего клуба, пусть и не самого топового в российской премьер-лиге. Парню было предложено принять российское гражданство, но он отказался (хотя это, ввиду лимита на легионеров, облегчило бы его карьеру в России и подняло трансферную стоимость), а в октябре 2015 года был вызван в национальную сборную Украины и выпущен на поле на 88-й минуте против сборной Испании.
Для тех, кто не сильно интересуется футболом, поясню: в этом виде спорта, в отличие от большинства других, смена спортивного гражданства невозможна в принципе. Игрок, вышедший на поле в официальном матче первой сборной одной страны, ни при каких обстоятельствах, политических и личных перипетиях, даже при обоюдном согласии сторон (футбольных федераций соответствующих стран) не может на протяжении всей дальнейшей карьеры выступать за сборную другой страны.
Выпуск молодого игрока в самом конце матча сборной был не авансом юному дарованию, а тем, что в футбольном мире называется «заиграть» футболиста, закрепить его за своей сборной. И вот, когда «дело сделано», парня не просто перестали вызывать как в первую, так и в молодежную команду (хотя он очевидно прогрессирует), но, вызвав, в унизительно-хамской форме отправили прочь именно за то, что он выступает в России. Пришлось ему срочно искать другой клуб. Перестали вызывать в сборную и сильнейшего украинского защитника Станислава Ракитского, зимой перешедшего в питерский «Зенит».
А ведь часто спорт, как и культурные связи, становился настоящим «послом мира», способствовал поиску взаимопонимания между «повздорившими» народами, когда до политического выхода из конфликта еще очень далеко.
Но в том-то и дело, что «национал-патриотам» нужен не мир, а вечная война, пусть и не горячая, между народами России и Украины. Вскоре после скандала с Александром Зинченко настоящую истерику у них вызвали добрые отношения, установившиеся между российскими и украинскими спортсменами на Олимпиаде в Рио.
Так, Ирина Геращенко резко раскритиковала украинских спортсменов, выступающих на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, за то, что они делали селфи с российскими спортсменами, а теперь жалуются, что им запрещают это делать. По ее словам, запрет — это не метод.
«Но меня рвет на куски, раздирает, что эти спортсмены — всего лишь спортсмены, а не граждане большой и непокоренной Украины, – изливала душу заместитель председателя Верховной Рады Украины Ирина Геращенко. – Потому что гражданам ничего запрещать не нужно, они сами все понимают и знают. В том числе и то, как Украине сегодня нужны победы. А не селфи. И что победы нужно выдирать, выбивать, а не бесконечно клянчить, что еще государство, раздираемое войной, им не дало. Спорт — вне политики. Но ощущение Гражданина — это не политика, это несколько иное и большее».
Но наиболее откровенно высказался советник тогдашнего президента Юрий Бирюков: «Очень мрачное настроение, хочется много пакостей наговорить про наших доблестных спортсменов. Не всех, безусловно, там есть и нормальные. Но stsuko, обнимашкаться с представителями орды? Рассказывать какую-то муть про политику и спорт?»
Вообще-то эта «муть» составляет, так сказать, идеологическую основу современного спортивного движения, современного олимпизма, который его создатель Пьер де Кубертен и рассматривал, прежде всего, как средство укрепления мира, взаимопонимания между народами. Всегда нормой считалось оставлять политические разногласия за пределами спортивных арен. В конце концов, не только в спорте, но и в других сферах жизни этот принцип должен способствовать поддержке нормальных контактов между гражданами стран, межгосударственные отношения которых переживают не лучшие времена.
Как пример можно привести матчи между сборными Англии и Аргентины вскоре после Фолклендской войны, матч между сборными Турции и Армении (хотя даже граница между государствами до сих пор полностью закрыта); наконец, то, что в начале 90-х, когда грузино-осетинский конфликт только вышел из горячей стадии (как оказалось, не навсегда), за владикавказскую «Аланию» («Осетию») выступали три игрока сборной Грузии и футболист российской сборной Омари Тетрадзе. И не были они «персонами нон-грата» для болельщиков как в Грузии, так и в Осетии. Да и сейчас в российских клубах в различных видах спорта немало грузинских легионеров.
Но в постмайданной Украине все по-другому. Как и в случае с певицей MARUV, «праведный гнев» вскоре вылился в «оргвыводы». 14 марта 2018 года Министерство молодежи и спорта Украины приняло решение запретить участие украинских спортсменов во всех соревнованиях, которые будут проходить на территории РФ.
Правда, последовала резкая реакция руководства международного спорта, и вскоре глава Международного олимпийского комитета Томас Бах сообщил, что организация уже получила официальное подтверждение от украинской стороны о снятии запрета. «После переговоров с МОК это решение был изменено, а украинцы могут участвовать в соревнованиях в России. Мы уже получили официальное подтверждение от властей страны, что запрет больше не действует».
Глава МОК подчеркнул, что спорт должен быть вне политики, а все бойкоты направлены против ценностей организации. «Исполком МОК обсудил вопрос бойкотов по политическим мотивам. Мы придерживаемся своей позиции – нулевая толерантность к подобным проявлениям. Спорт должен объединять и быть вне политики».
Но, как водится, украинские власти не были бы сами собой, если бы не нашли способ обмануть своих партнеров. Запрет-то сняли, но постановили, что «подготовка и участие сборных команд в соревнованиях на территории РФ не финансируется из государственного бюджета Украины, как и выплата соответствующих призовых и тому подобное. Все риски пребывания спортсменов на территории страны-агрессора берут на себя федерации по видам спорта и сами спортсмены».
Ну а откуда у спортсменов и федераций «такие деньги»? В результате, в частности, украинские спортсмены не приняли участия в зимней Универсиаде-2019, проходившей в Красноярске. А ведь Универсиада – это крупнейший после Олимпиад спортивный форум, для многих – уникальная возможность проявить себя на международной арене, добиться крупнейшего спеха в спортивной карьере.
Я могу припомнить только одну ситуацию, в которой функционеры категорически запрещают своим спортсменам любые формы общения с соперниками из определенной страны, вплоть до отказа от участия в соревнованиях, где их сводит турнирная сетка. Речь идет о позиции ряда арабских стран по отношению к спортсменам из Израиля. Но то восток, «дело тонкое», там еще женщинам за колдовство публично головы рубят (имею в виду вовсе не ИГИЛ), а тут Украина ― государство, которое «борется за право называться европейским» (помните, в советские времена был такой лозунг «Наш дом борется за право называться образцовым!»).
Впрочем, у такой радикальной позиции арабских стран есть объяснение – они априори не признают право Израиля на существование и по крайней мере частью из них даже теоретически не допускается возможность такого признания и постепенного налаживания отношений (публично, во всяком случае). И вот обратим внимание, что пишет дальше Бирюков:
«И у меня ноль идей о том, как вдолбить в голову некоторым нашим согражданам, что проблема ведь не в Путине. Проблема в том, что у нас хренова тьма сотен километров сухопутной границы с враждебным государством… Други, это не на срок жизни Путина. Это навсегда. Эта орда — рядом. Всю оставшуюся нашу жизнь она будет рядом! Пьяная, голодная, завистливая, мерзкая — орда — рядом».
Не хотелось бы подробно разбирать эпитеты, которыми советник президента «процветающей» Украины наградил соседнее государство, в котором практически у большинства украинцев есть близкие родственники и друзья. Главное, сказано достаточно откровенно и вполне отражает мнение преобладающей части украинской «элиты»: дело не в Путине, не в нынешней политике России, «проблема» в самом существовании российского государства, в том, что украинцы на самых разных уровнях продолжают общаться с россиянами, «несознательно» не хотят видеть в своих родственниках, друзьях, коллегах и даже спортивных соперниках «злобных ордынцев».
В этом они видят главную страшную угрозу стране, а точнее, своей власти и «преференциям», с близостью к этой власти связанным. А ведь, казалось бы, если проблема в том, что россияне «голодные и завистливые», то, наоборот, в их интересах, чтобы они больше общались с украинцами, узнавали об украинских успехах во всех сферах, завидовали им. Ведь это та самая «мягкая сила», которая на стороне правого.
Ведь чем больше россиян будут знать об успехах Украины, сочувствовать ей, тем меньше возможностей у российской власти для проведения агрессивной политики. Но «почему-то» именно украинская, а не российская власть старается всячески ограничить общение между гражданами двух государств, свести информацию о соседней державе исключительно к получаемой от их контролируемых властью СМИ.
Отсюда, к примеру, и разнообразные «влажные мечты» об украинском «железном занавесе», глухой самоизоляции Украины. Вот что как-то сообщил министр транспорта Омелян у себя на странице в «Фейсбуке»: «Сегодня подписал один исторический документ. В Москву будут только медведи ходить, как в старые добрые времена». Правда, пока не «срослось», полностью перекрыть транспортное сообщение с Россией майданные власти не решились.
Так где больше опасаются, что украино-российское общение может привести «подданных» к нежелательным настроениям, причем настолько, что придумывают все новые и новые «кары» для тех, кто пренебрегает такими запретами?
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1