Черноморские клещи: Пентагон создает в Грузии и на Украине плацдармы, нацеленные на Севастополь

Фото: AP Photo/Efrem Lukatsky/ТАСС

 

Практически незамеченным в нашей стране осталось весьма примечательное, на мой взгляд, выступление президента Украины Владимира Зеленского на завершившейся на днях 16-й ежегодной встрече так называемой Ялтинской европейской стратегии (YES). Похоже — напрасно.

 

Сразу оговорюсь: слово «Ялтинская» в названии форума является всего лишь очередным свидетельством незатихающих фантомных болей Украины по ампутированному у нее в 2014 году Крыму. Естественно, на полуостров всю эту братию, ежегодно собирающуюся по инициативе украинского миллиардера Виктора Пинчука обсуждать евроатлантические устремления его страны, в красавицу Ялту никто давно не пускает. Приходится вынужденно заседать в Киеве. Возможно, поэтому реваншистские мотивы на каждой такой «встрече» в последние годы выглядят вполне уместными и естественными.

Так вот, на сей раз президент Зеленский перед участниками YES выступил с громкой инициативой — на голом месте на черноморском побережье выстроить невиданный город-сад. Собравшимся бизнесменам он заявил: «Нам есть, что вам всем предложить, если можно так сказать, есть чем за этим столом вас угостить. Это ряд проектов, куда под мои личные гарантии защиты я приглашаю иностранный бизнес… Новый курорт на побережье Черного моря. Нужно уточнить: это совершенно новый украинский город. С нуля».

 

Как и следовало ожидать, никто в России всерьез эти слова и обсуждать не стал. Просто в очередной раз покрутили пальцем у виска. И дело с концом. Между тем, на берегах Черного моря под боком у Одессы на самом деле уже кипит гигантская в масштабах Украины стройка с участием китайцев и американцев. Она является реализацией замысла, родившегося вовсе не в обезумевшем Киеве. Нет — еще во вполне благополучном и разумном Советском Союзе.

 

Речь о городе и порте Южный на берегу достаточно глубоководного Григорьевского лимана в 35 км от Одессы и в 80 километрах от Николаева. Еще в 1973 году Совет Министров СССР своим постановлением решил создать здесь крупнейший в Азово-Черноморском бассейне промышленно-транспортный узел. Работа закипела еще тогда. Лиман быстро соединили с Черным морем каналом с глубинами до 15 метров на фарватере, соорудили многочисленные причальные стенки и подъездные пути. Провели туда единственный в Советском Союзе мощный аммиакопровод из Тольятти. Так на этом месте возник знаменитый Одесский припортовый завод (ОПЗ), который на многие миллионы долларов поставлял минеральные удобрения во все уголки мира.

 

Естественно, в бывшей Новой Сычавке быстро росли и жилые кварталы. Население к 1990 году достигло 30 тысяч человек, а поселок преобразовали в город Южный. Но во времена «незалежности» все это почти лопнуло.

ОПЗ, суммарный доход которого только от перевалки тольяттинского аммиака некогда достигал $ 48−49 млн. в год, разворован и погряз в долгах. Россия в стремлении избежать и в этом деле транзитной зависимости от Киева завершает строительство новой ветки трубопровода в собственный порт Тамань на самой границе Черного и Азовского морей. Перед украинским заводом под Одессой отчетливо замаячила перспектива остаться совершенно не у дел. Казалось бы: одновременно злая судьба ожидает и порт Южный. Но оказалось — не так.

 

Внезапно порт Южный после 2014 года стал вызывать живейший интерес у американцев. На его модернизацию заокеанская корпорация Cargill выделила $ 150 млн. К дноуглубительным работам привлекли даже китайцев. Говорят, все делается для того, чтобы вместо минеральных удобрений начать перевалку с причалов Южного украинского зерна на экспорт. Очень может быть. Только существует стойкое убеждение, что собственный интерес к Григорьевскому лиману имеет и Пентагон. И вообще: что зерно для США в Южном — вовсе не главное. А что же тогда?

Чтобы попытаться уяснить это, придется мысленно перенестись на черноморское побережье Грузии. Там, в Зугдидском районе, возле устья реки Ингури, под самым боком у мятежной Абхазии, тоже главным образом на деньги США с 2017 года реализуется другой «проект века» — строятся новый крупнейший глубоководный торговый порт, международный аэропорт и город Анаклия. И именно (выражаясь слова Зеленского) — «с нуля». Поскольку еще недавно здесь значился на картах весьма заштатный даже для Грузии курортный и рыбацкий поселок всего с 2,5 тысячами жителей.

 

По плану в Анаклию через несколько лет смогут заходить и гигантские океанские торговые суда типа «Панамакс» и «Постпанамакс» грузоподъёмностью 50−150 тыс. тонн. Глубины в 20,5 метра это им позволят. Общая протяженность причальной линии после реализации проекта составит 12,3 километра. Правительство Грузии инвестирует в строительство 100 миллионов долларов, тогда как стоимость проекта в целом оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Основные деньги предоставит американская компания SSA Marine, которая станет оператором будущего крупнейшего порта Грузии.

С самого начала этой стройки в Тбилиси местные комментаторы утверждают: на самом деле развитие международных торговых путей и курортного бизнеса для Анаклии — лишь пропагандистское прикрытие. Мощный порт и крупный аэропорт в этой части Черного моря острее нужен американским военным.

 

Недаром, считают эти наблюдатели, в нынешнем месяце президент Дональд Трамп на должность чрезвычайного и полномочного посла США в Грузии предложил кандидатуру Келли Дегнан, ранее — политического советника командующего ВМС США в Европе и Африке. И до ее приезда работники посольства Соединенных Штатов в Тбилиси ездили на стройку в Анаклии наподобие обычных прорабов. С приездом Дегнан, надо полагать, станут ездить еще чаще.

В сухом остатке: американцы на свои очень внушительные деньги стремительно возводят на северо-западном (под Одессой) и на восточном (под Зугдиди) берегах Черного моря два крупнейших и самых современных порта, способных принимать огромное количество кораблей и судов самого различного назначения. Причем, делается это в лихорадочном темпе и сразу после того, как острейшая конфронтация с Россией в этих водах стала свершившимся фактом. Таким образом, сомнения в исключительно торговом назначении новых сооружений закрадываются сами собой.

Если так, если из-за свай будущих причалов в Южном и Анаклии выглядывают уши Пентагона, хотелось бы понять, как он сможет использовать новые порты? Военно-морские базы в привычном значении этого словосочетания сформировать здесь вряд ли получится.

 

Дело даже не в неизбежной в таком случае реакции Москвы. Конвенция Монтрё, ограничивающая пребывание боевых кораблей нечерноморских государств в Черном море всего тремя неделями, мешает на постоянной основе развернуть в Южном и Анаклии ракетные крейсеры и эсминцы 6-го флота ВМС США. Хотя в ротационном порядке навещать названные города они, конечно, будут наверняка.

 

Куда логичней через новые украинский и грузинский порты морем подвозить военные грузы к современным аэродромам рядом с ними (в случае с Южным речь может идти о рядом расположенном Одесском аэропорту). А возможностей наращивать на этих взлетно-посадочных полосах авиационные группировки любой численности никакой международный документ, увы, не ограничивает.

 

Если применить эту логику, становится понятней нынешняя спешка американцев со стройкой в городе Южном и Анаклии. Явное осложнение отношений Вашингтона и Анкары уже практически лишило Штаты важнейших авиационных баз в Турции. С которых они десятилетиями контролировали не только рубежи нашей страны, но и весь Ближний Восток и Иран. Речь, прежде всего, идет о крупнейшей авиабазе Инджирлик (Турция).

 

Отсюда во времена операции «Буря в пустыне» американские пилоты вылетали в Кувейт и Ирак. Отсюда долгие годы осуществлялась авиационная поддержка войск, сражавшихся в Афганистане. Отсюда бомбили Сирию. Но сегодня в Инджирлике не осталось ни одного боевого самолета ВВС США — только их снабженческие 39-е авиакрыло.

 

В свое время на Инджирлике было построено 25 подземных хранилищ, рассчитанных на четыре ядерных бомбы B-61 каждое. Как утверждают, после 2015 года из-за строптивости турок эти боеприпасы Пентагону пришлось вывезти на румынскую авиабазу Девеселу. Что сильно удалило это оружие от Ирана, отношения с которым у американцев давно балансируют на грани крупной войны. Будь у них наготове аэропорт в Анаклии — Пентагону было бы намного удобней грозить Тегерану тактическим ядерным ударом.

 

А если говорить о Южном и Одесском аэропорте — оттуда до российского Крыма рукой подать. Можете не сомневаться, направления и плановая таблица массированных авиаударов по нашим войскам на полуострове в Вашингтоне давно готовы. Нужно только малость подготовиться. Чем американцы сейчас в Черном море и озабочены.

 

А курорты, зерно и прочее — это так… Для отвода глаз беспокойной российской, украинской и грузинской общественности. Наверное, и западноевропейской — тоже.

Сергей Ищенко

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.