Зеленский готовит Донецку и Луганску «подарок» на Новый год
(Фото: ZUMA Wire/ ТАСС)
Украина может выйти из Минских соглашений, если до Нового года Киев не примет закон об особом статусе Донбасса с включением в него «формулы Штайнмайера». Об этом во время пресс-марафона заявил президент страны Владимир Зеленский.
«Если мы не будем принимать новый закон об особом статусе и не будем имплементировать „формулу Штайнмайера“, то нам придется выходить из минского процесса. Это автоматически произойдет», — подчеркнул украинский лидер.
«Это мое впечатление, что может случиться, и это еще одно основание с той стороны сказать, что Украина сама не хочет выполнять то, что она подписала, и тогда мы сможем с вами остаться один на один с Россией», — добавил он.
Кроме того, украинский президент в ходе пресс-марафона отметил, что Минские соглашения не являются для него чем-то обязательным к выполнению. По его словам, предыдущие власти Украины пообещали выполнить то, чего сами делать не собирались, а теперь обвиняют нового президента предательстве национальных интересов. Он также добавил, что, если в рамках достигнутых соглашений не удастся добиться прогресса в урегулировании конфликта, нужно будет заключать новые.
Украинский президент также рассказал о существовании у Киева тайного «плана Б» по урегулированию ситуации в Донбассе, который может составить альтернативу Минским соглашениям. При этом раскрыть подробности альтернативной стратегии он отказался, отметив лишь, что его не устраивает нынешний формат договоренностей.
Зеленский также подчеркнул, что выступает против предоставления автономии ДНР и ЛНР:
«Я не верю, что 34 процента нашей страны сказали, что они за отделение этих территорий (речь, видимо, идет о данных опросов — ред.). Не знаю, не могу сказать. Я не готов давать статус автономии этой территории».
В то же время он заверил, что готов обсуждать определенные гуманитарные вопросы. Однако пока отсутствует текст документа (закона об особом статусе), преждевременно говорить о том, на какие компромиссы готов Киев.
Отвечая на вопрос, какие силы после разведения войск будут контролировать линию соприкосновения, украинский президент отметил, что это должна делать полиция и сотрудники миссии ОБСЕ, которые «должны быть на границе и помогать нашим пограничникам». Он также высказал пожелание того, что на российско-украинской границе должен появиться миротворческий контингент.
В общем и целом, к кульбитам Зеленского, который зачастую говорит совершенно противоположные вещи, мы уже привыкли. Как и к тому, что выполнять Минские соглашения в том виде, в каком они прописаны, равно, как и имплементировать «формулу Штайнмайера» украинская сторона не собирается. Но заявления о выходе из минского процесса — это что-то новое, такое даже Порошенко себе не позволял. Что это? Попытка успокоить националистическую «улицу», которая не первый день бунтует против президента, угрожая ему новым «Майданом» за предательство интересов Украины? Или же украинские власти реально могут решиться на такое?
— Если рассматривать данное заявление в контексте всего, сказанного Зеленским в течение его очередного шоу, это, скорее скрытое предупреждение для противников Минского урегулирования, — полагает киевский публицист Дмитрий Скворцов.
— Им он так и сказал: «Если мы откажемся от „формулы Штайнмайера“, то останемся один на один с Россией».
«СП»: — Что значит «если „формула Штайнмайера“ не будет принята»? Она же, кажется, подписана…
— Ну её же надо ещё имплементировать. А с этим уже проблемы — в части разведения войск. В самой технически лёгкой части формулы, между прочим. Что же тогда говорить о конституционных изменениях — наделении ЛДНР статусом субъекта конфедерации. Если не ошибаюсь, в Минобороны Украины уже заявили о недопустимости амнистии участникам ополчения Донбасса…
«СП»: — Зеленский, кстати, заявил, что не готов давать статус автономии Донбассу. А как же закон об особом статусе? Что в нем будет прописано? А изменения в Конституцию, которые предусмотрены «Минском»?
— О том и речь: Зеленский пугает жупелом «российского агрессора» фашистов, но сам, имея за собой 73% «ватников», «адекватников» и просто мирных обывателей, сам дрожит от окриков абсолютного меньшинства.
«СП»: — По словам Зеленского, в обществе запрос на прекращение войны. А есть ли?
— Не стоит забывать, что второе место на парламентских выборах заняла «партия мира». Вместе с частью «Слуги народа» и по собственной глупости не прошедших в парламент «Наших», это значительная часть политикума. Другое дело, что по древней украинской традиции, каждый украинский президент, включая Кучму и Януковича, обязан ритуально кланяться украинским шовинистам. Оттого их голос и громче звучит.
«СП»: — Если гипотетически представить, что Украина выходит из Минских соглашений, что на это скажет Запад? А Россия? Признает республики?
— Украину Запад, конечно же публично не осудит. В крайнем случае, вину возложит на Украину и Россию в равной степени (хотя РФ даже не является стороной соглашений). Но фактически Запад от поддержки Украины отстранится. И последняя, действительно останется один на один с Россией. Это так или иначе обернётся внутренними потрясениями для лишённой западной финансовой и политической помощи Украины. А потрясения отобразятся на ещё большей самостоятельности регионов, не говоря уже о ЛДНР. При определённых геополитических раскладах возможно и признание новороссийских республик Москвой. Как это случилось с Абхазией и Южной Осетией после грузинской катастрофы 2008 г.
— Это заявление говорит о том, что Зеленский вообще не понимает, что же делать дальше, — считает политолог Иван Мезюхо.
— У него нет плана по установлению мира в Донбассе, он не знает, как реагировать на протестные акции радикалов. Возможно он просто пытается таким образом «успокоить» активную националистическую общественность, возбуждённую так называемой акцией «Нет капитуляции!»
«СП»: — При этом он говорит, что не видит альтернативы «формуле Штайнмайера». Что за кульбиты? Зеленский в последнее время слишком часто говорит взаимоисключающие вещи. Такого даже Порошенко себе не позволял…
— Меня абсолютно не удивляют взаимоисключающие заявления украинского президента. Мало того, что он не в теме всего происходящего в его же стране, так он и ведёт себя как крайне взволнованная личность. Протестные акции отразились на поведении Зеленского. Похоже на то, что он действительно напуган и не контролирует ситуацию в стране.
«СП»: — Как понимать фразу «это автоматически произойдет»? Кажется, Минские соглашения продлены без срока давности? Нет?
— Во время неформального общения с журналистами украинский лидер наговорил столько несуразиц, что разобраться в подлинном смысле его слов крайне сложно. Также, как и Порошенко, он как-то по-своему трактует Минские соглашения и делает заявления, после которых возникает ощущение того, что помощники главы украинского государства или не готовят начинающего президента к публичным выступлениям или их «ученик» просто плохо учится.
«СП»: — Что значит «мы можем остаться один на один с Россией»? То есть Запад прекратит поддерживать Украину, если она выйдет из соглашений?
— Эта такая себе пугалка. Мол, только в рамках Минских соглашений Запад поддерживает Украину. Получается, что Зеленский защищает критикуемый им же минский процесс. В одном интервью он может запутать и собеседников и самого себя. Не удивляйтесь этому.
«СП»: — Если Киев все-таки так поступит, как вести себя нам? Признать ДНР и ЛНР?
— Если Киев выйдет из Минских соглашений, то дальнейшее развитие ситуации может быть абсолютно непредсказуемым. Причём, в случае выхода из минского процесса Украина может больше потерять, чем приобрести. Я не исключал бы гипотетического признания Россией ДНР и ЛНР в случае разрыва Минских соглашений. В любом случае, при таком развитии событий Москва не бросит на произвол судьбы республики Донбасса. Это очевидно.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.