Зеленский ударит по Донбассу, чтобы остановить мятеж на Украине
Фото: Александр Русский/ТАСС
Тревожные новости приходят из Донбасса. Украинские силовики за прошедшие сутки обстреляли территорию Луганской Народной Республики. Об этом рассказали в представительстве ЛНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. Обстреливают и Донецкую республику. Как передаёт РИА Новости со ссылкой на источники в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК), только за истекшие сутки общее количество нарушений со стороны ВСУ составило — семь раз.
Ситуация будет накаляться и дальше.
Украинские силовики активно размещают технику вблизи участков разведения сил и средств у населенных пунктов Золотое и Станица Луганская в Донбассе. Об этом сообщает пресс-служба Народной милиции ЛНР.
«В районе населенного пункта Станица Луганская отмечается наличие одной ББМ, принадлежащей 46 бригаде (ВС Украины). В населенном пункте Золотое боевики 72 бригады разместили четыре БМП», — сообщили в пресс-службе.
Кроме того, сообщается о том, что бронетехника ВС Украины зафиксирована также в подконтрольных Киеву Макарово и Лисичанске.
«Украинские силовики продолжают размещать вооружение и военную технику в жилых массивах подконтрольных населенных пунктах, что создает угрозу жизни мирных жителей», — добавили в ведомстве.
О том, что украинские силовики вернулись на свои позиции на участке разведения сил и средств у Золотого и Станицы Луганская в пресс-службе оборонного ведомства ЛНР рассказали еще на прошлой неделе.
«В пределах участка разведения № 1 в районе населенного пункта Станица Луганская отмечается нахождение военнослужащих 46-й бригады ВСУ на оставленных ранее позициях, что является прямым нарушением восьмого пункта Рамочного решения трехсторонней Контактной группы о разведении сил и средств, подписанного 20 сентября 2016 года и запрещающего нахождение военнослужащих на участках разведения сторон», — приводит текст сообщения агентство ЛИЦ.
По данным военной разведки республики, на подконтрольной Киеву территории Золотого зафиксировано было семь единиц бронетехники, еще два БТР-80 — в районе Станицы Луганской.
В пресс-службе Народной милиции подчеркнули, что это является прямым нарушением ранее достигнутых договоренностей и добавили, что данная информация также подтверждается наблюдателями Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ.
В ведомстве также высказали мнение, что таким образом, можно констатировать, что процесс разведения сил в районе села Золотое, на который украинская сторона пошла из-за «нормандского саммита» в Париже, теперь «фактически аннулирован» - украинские войска возвращаются на оставленные ранее позиции.
При этом, в пресс-службе НМ отметили, что отсутствие вооруженных формирований с украинской стороны в районе разведения сил с самого начала было весьма условным.
Напомним, что еще в 2016 году контактная группа по урегулированию ситуации на Украине подписала рамочное решение о разведении сил и средств сторон конфликта в Донбассе в районах населенных пунктов Золотое, Петровское и станица Луганская. При этом реальное разведение состоялось только первых двух (в Станице Луганской по факту лишь в июне 2019 года), однако через некоторое время Донецк и Луганск заявили, что в районах Петровского и Золотого украинские военные вернулись на свои позиции.
Новое разведение завершилось к 1 ноября — это было условием проведения очередного саммита «нормандской четверки», в котором впервые должен был принимать участие Владимир Зеленский в качестве президента Украины.
Встреча в итоге состоялась 9 декабря в Париже, одним из принятых решений было продолжить разведение си и средств на трех новых участках. Отчет о выполнении этого решения должен быт предъявлен к очередной встрече лидеров, запланированной н весну 2020 года. Однако будет ли чего предъявлять?
Есть ли смысл договариваться о новых участках разведения, если на прежних все возвращается на круги своя? Получается шаг вперед — два шага назад? Такими темпами о выполнении «домашнего задания» Украиной (по терминологии главы МИД Вадима Пристайко) и говорить не стоит…
— Если действительно подтвердится, что украинская сторона на постоянной основе разместила свои боевые машины в зоне разведения войск, то это, конечно, может привести к срыву договорённостей, — уверен обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— Поскольку ЛНР вынуждена будет поступать зеркально.
«СП»: — Для чего они размещают там бронетехнику? К чему-то готовятся? Или просто так?
— Давайте не забывать: Украина уже уводила свои войска из этих пунктов. А затем пастор Турчинов объявил «тактику жабьих прыжков» — и украинские боевики вернулись на свои боевые позиции, что привело к гибели среди гражданских. Поэтому надо быть готовым ко всему, в том числе и к возобновлению таких провокаций.
«СП»: — Как заявили в пресс-службе ЛНР, украинские силовики продолжают размещать вооружение и военную технику в жилых массивах подконтрольных населенных пунктах, что создает угрозу жизни мирных жителей. Зачем? Чтобы спровоцировать жертвы и обвинить ополченцев?
— От этого Украина никогда не отказывалась. Киев понимает, что силы Донбасса не будут обстреливать жилые объекты, потому и прячет там свою боевую технику. Такие случаи фиксировались наблюдателями неоднократно, и Киев никогда от такой преступной тактики не отказывался.
«СП»: — Обратит ли на это кто-то внимание? Или все, как обычно, сделают вид, что ничего не заметили? В пресс-службе НМ ЛНР говорят, что информация о возврате силовиков на свои позиции также подтверждается наблюдателями Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ…
— Мне пока неизвестно, когда миссия ОБСЕ фиксировала подобные нарушения. В самом деле, на протяжении нескольких дней в отчетах миссии фигурировала одна боевая машина ВСУ под камуфляжной сеткой, но в 50 метрах к северу от зоны разведения. Это само по себе нарушение, но все-таки за пределами зоны. Если ОБСЕ подтвердит нарушение границ зоны, то, конечно, это нужно фиксировать и выносить на обсуждение Минской группы.
«СП»: — Есть ли смысл в этих условиях вести диалог о новых пунктах разведения? Ведь так можно бесконечно делать шаг веред, а потом два шага назад…
— В любом случае, диалог о деэскалации конфликта следует вести. Поскольку альтернатива диалогу — это возобновление широкомасштабных боевых действий с новыми жертвами. Но следует говорить не о 2−3 пунктах, а о полном разведении по всей линии фронта. Иначе обстрелы никогда не прекратятся.
«СП»: — Можно ли говорить, что Украина к весне свое «домашнее задание» провалит? Будет ли новая встреча Н4?
— Последние действия Украины по поводу срыва переговоров об обмене пленными и отказ от выполнения большинства пунктов Минского соглашения ставят под сомнение, что к весне ситуация значительно изменится. Если Киев откажется от выполнения Минска, у меня есть сомнения, что намеченная на весну встреча состоится в указанные сроки.
— Я думаю, что это пока угроза срыва, а не сам срыв, — говорит председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Развод войск в трех точках был достаточно декоративным, и возврат войск на свои позиции мог произойти в любое время. В случае серьезного нарушения договоренностей следовало бы ожидать заявление наблюдателей ОБСЕ. Но, безусловно, вооруженным силам, защищающим ЛНР, необходимо находится в состоянии готовности ответить на провокации и нарушения договоренностей, поскольку инициаторами таковых могут стать как националисты, так и командование ВСУ.
Обострение в Донбассе может стать отвлекающим маневром киевской власти в связи с обострением ситуации в Киеве и Украине. Но, судя по итоговому отчету трехсторонней контактной группы в Минске от 18 декабря, пока там не происходит какого-то неожиданного ухудшения.
«СП»: — Украинские военные продолжают размещать вооружение и военную технику в жилых массивах подконтрольных населенных пунктах…
— Эту тактику ВСУ использует все время войны на Донбассе. Если мы почитаем украинские СМИ, там постоянно звучат обвинения в обстрелах мирных населенных пунктов, которые, якобы, осуществляют силы ЛДНР. На самом деле мирные жители страдают от обстрелов украинской артиллерии и украинских минометов, и тактика размещения вооружения среди жилой застройки связана именно со стремлением киевской власти переложить ответственность за это на защитников Донбасса.
«СП»: — На Западе кто-то заметит? Есть ли смысл привлекать их внимание, или все равно проигнорируют?
— Запад реагирует на заявления ТТГ и отчеты наблюдателей ОБСЕ. На итоговой пресс-конференции Нормандской встречи Эммануэль Макрон заявил, что «принято решение по активизации работы ОБСЕ по контролю над соблюдением соглашения о прекращении огня 24 часа в сутки, семь дней в неделю».
Это означает, что все передвижения и активность ВСУ не останутся без внимания и фиксации. Я не думаю, что сегодня Зеленский заинтересован в конфронтации с Макроном по причине срыва итогов встречи в «нормандском» формате.
«СП»: — Подобное уже было в 2016-м, когда вроде развели, но ненадолго. То есть мы приходим к тому же? Повторение один в один?
— Не соглашусь. Ситуация поменялась кардинально. В 2016 году Порошенко был уверен в полной и безоговорочной поддержке Западом, и европейские страны на тот момент полагали, что санкции и дискриминация России в ПАСЕ заставят Россию прекратить поддержку Донбасса. Сейчас все изменилось. Западная Европа не намерена продолжать конфронтацию с Россией, партия войны во главе с Порошенко полностью потеряла симпатию и поддержку Европы. Да и США прекратили подпирать киевскую власть «печеньками» и списанным оружием. В этих условиях Зеленскому очень важно продемонстрировать стремление к миру и способность к компромиссу, поэтому сегодня он не заинтересован в глобальном ухудшении обстановки на Донбассе.
Он может начать там реальные военные действия только под угрозой мятежа внутри Украины, но пока ситуация из-под его контроля не вышла.
«СП»: — Есть ли смысл в этих условиях вести диалог о новых пунктах разведения?
— На данный момент переговоры с Киевом ведутся не для достижения реального результата, а для того, чтобы отмести обвинения в том, что Россия является инициатором и автором войны на Донбассе. Естественно, украинская сторона не может сегодня обеспечить возвращения мира на Донбасс, и действия России направлены на то, чтобы продемонстрировать это.
Киев всегда мечтал провести «хорватский сценарий» с зачисткой и изгнанием всех нелояльных. Конечно, если бы Киеву удалось это осуществить, Европа закрыла бы глаза на это, но еще Порошенко убедился, что Западная Европа не будет посылать НАТО в поддержку Киева для осуществления этого сценария. Именно поэтому Зеленскому приходится лавировать между молотом европейской позиции и наковальней озлобленных националистов, организованных Петром Порошенко, и демонстрировать «принципиальное патриотичное миролюбие».
«СП»: — Договориться об обмене пленными вон тоже не смогли. Можно ли считать, что период «прогресса» в мирном процессе окончен? Зеленский оказался слаб? Или не хочет? Или что еще?
— Сроки для обмена были поставлены заведомо нереальные. Сегодня на Украине сотни человек сидят в тюрьмах, как противники нынешнего режима, и уже несколько лет не могут дождаться суда. Именно поэтому позиция Киева о том, что в обмене могут участвовать только осужденные украинским судом, стала неприемлемой для стороны ЛДНР. Сама формулировка «всех на всех» небезопасна для политзаключенных Украины, поскольку предполагает, что, если кто-то не попал в обмен, то это уже безнадежно — другого обмена не будет. И такая формулировка заставляет Донбасс особенно тщательно и придирчиво относиться к спискам, которые предлагает украинская сторона.
Зеленский не слаб и не силен. Он — типичная фигура, играющая по заданным ему правилам и в рамках отведенного ему коридора. И пока большинство населения Украины поддерживает его, он будет контролировать и парламент, и правительство и силовиков.
Но, естественно, продолжать переговоры надо, поскольку нужно вытаскивать из тюрем тех, кто защищал Донбасс, и тех, кто стал противником вооруженного переворота 2014 года. Я думаю, что «мирный процесс» будет постоянно буксовать, немного ускоряясь под встречи в Нормандском формате. Для России и республик главной целью является прекращение обстрелов и гибели людей, при этом я уверена, что возвращение Донбасса на Украину невозможно, и поэтому нужно проводить процесс интеграции Донбасса в Россию экономически, политически и юридически.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.