Тайные переговоры по «Северному потоку-2»: Зачем посланник Путина летал в Берлин
Строительство газопровода «Северный поток-2» выходит на финишную прямую, сообщает Bloomberg. Данные сервиса определения геопозиции морских судов Vesselfinder.com свидетельствуют, что судно «Академик Черский» — главный претендент на завершение работ по укладке труб — наконец-то добрался до немецкого порта Мукран. Здесь находится логистический центр проекта. И сюда же ранее прибыла баржа «Фортуна», которая, предположительно, будет помогать «Академику». Более того, на опубликованных компанией Planet Labs inc. спутниковых снимках порта хорошо видно, что секции трубопровода, которые хранились неподалеку от гавани, перемещены на пристань вместе с краном для их дальнейшей погрузки.
После того, как «Академик Черский» встал на якорь в пяти километрах от Мукрана, произошло еще одно знаковое событие. На первый взгляд к строительству «Северного потока-2» оно никакого отношения не имеет: заместитель главы администрации президент РФ Дмитрий Козак по приглашению Ангелы Меркель прибыл в Берлин для обсуждения украинского вопроса. Но действительно ли тема мирного урегулирования в Донбассе на переговорах была ключевой?
Элементарная логика заставляет в этом усомниться. По официальной версии, в правительстве ФРГ захотели прояснить позицию России по реализации Минских соглашений. Настолько сильным было это желание, что прибытию спецборта «Россия» в аэропорт Берлина не помешала ни эпидемия коронавируса, ни нахождение Дмитрия Козака в санкционных списках ЕС. Хотя никакого нарушения закона не было, отмечает пресс-служба правительства ФРГ. Санкционный режим предусматривает «определенные исключения и процедуры при блокировании въезда». Переговоры об урегулировании конфликта на Украине — тот самый случай.
Как бы то ни было, повод для столь знакового визита выглядит несерьезно. Позиция России по урегулированию конфликта в Донбассе хорошо известна, она не меняется с 2014—2015 годов, когда были заключены Минские соглашения. Да и «расстановка сил» в целом ясна: Киев не собирается выполнять политическую часть «Минска-2». Даже чисто технические договоренности, достигнутые на предыдущей встрече лидеров «нормандской четверки», идут «под сукно». Переговоры зашли в тупик. Что тут обсуждать?
Версию о том, что Козак обсуждал с представителями федерального правительства не только проблему Донбасса, выдвинул экс-министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
«Сам факт, что телефонной связи для переговоров недостаточно, свидетельствует о необходимости обсуждения конфиденциальных тем. Это очень беспокоит», — пишет бывший глава украинского МИДа. С его утверждением трудно не согласиться. Вопрос только в том, какие конфиденциальные темы поднимались на переговорах Козака с представителями федерального правительства.
Самый насущный вопрос двусторонних отношений Москвы и Берлина — это, несомненно, будущее «Северного потока-2». И здесь действительно есть что обсуждать: Федеральное сетевое агентство ФРГ после визита Козака приняло решение о распространении на российский трубопровод норм обновленной Газовой директивы ЕС. То есть «Газпром» все-таки обязали резервировать 50% мощностей для прокачки топлива альтернативными поставщиками, искусственно ограничив мощность «Северного потока-2» вдове. Для этого Евросоюзу и понадобилось дорабатывать Газовую директиву, фактически прописывая в ней очередные санкции против России.
Отказываться от имплементации новых правил в национальном законодательстве Германия и не собиралась. Напротив, в ноябре 2019 года Бундестаг проголосовал за обновленную Газовую директиву. Но в принятом законе так же прописано, что при определенных условиях регулятор может делать исключения для трубопроводов из третьих стран. Одно из условий — трубопровод был построен до 23 мая 2019 года. По факту «Северный поток — 2» выбился из этого графика, а с юридической точки зрения не все так однозначно.
К примеру, энергоэксперт Дмитрий Марунич предполагал, что у «Газпрома» есть лазейка: поправки к Газовой директиве ЕС должны распространяться только на немецкий участок трубопровода. Если он был достроен до 23 мая 2019 года, то для «Северного потока-2» можно смело делать исключения. Nord Stream 2 AG использует другой аргумент: по мнению юристов компании, термин «завершение проекта» стоит рассматривать не с точки зрения строительных работ, а с точки зрения принятия окончательного инвестиционного решения. Поскольку к моменту внесения поправок в проект уже были вложены огромные средства, Газовая директива ЕС на него распространяться не должна.
Газета Handelsblatt недавно сообщила, что регулятор собирается отказать в выведении «Северного потока-2» из-под новых правил. Того же мнения придерживается посол Украины в Германии Андрей Мельник: «Благодаря шагам, которые осуществляет и украинская дипломатия совместно с „Нафтогазом“, с нашими партнерами, мы можем с определенным оптимизмом говорить о том, что это разрешение, исключение для „Северного потока-2“, все-таки не будет предоставлено». Что ж, украинский дипломат оказался прав. По всей видимости, когда Козак летал в Берлин, решение регулятора уже было принято. Не для того ли Меркель пригласила доверенное лицо Путина, чтобы обсудить перспективы дальнейшего сотрудничества в газовой сфере?
Об этом можно только догадываться, но вопрос эксплуатации трубопровода в той или иной форме наверняка поднимался. «Думаю, что тему „Северного потока — 2“ тоже вниманием не обошли, особенно идеи, как обойти санкции США. Козак является одним из наиболее приближенных к Путину и для таких дискуссий подходит», — рассуждает Павел Климкин.
Со вторым тезисом можно согласиться: президент России действительно доверяет Козаку выполнение очень ответственных и деликатных поручений. К тому же, замглавы администрации Путина уже не раз комментировал ход реализации «Северного потока-2». Человек, что называется, в теме. Но предположение Климкина о том, что Козак и его немецкие коллеги искали пути обхода американских санкций, вряд ли соответствует действительности. Этот вопрос уже решен — завершать укладку трубопровода по дну Балтийского моря будут «Академик Черский» и «Фортуна». Торопиться им некуда.
Из-за аномально теплой зимы и эпидемии коронавируса избыток газа в Европе наверняка будет сохраняться и в 2021 году. Пока даже по украинскому маршруту Россия не прокачивает законтрактованные объемы газа, за которые все равно взымается фиксированная плата. Зачем еще одна труба?
С другой стороны, от «Северного потока-2» Россия уже не откажется ни при каких обстоятельствах. Слишком большие ставки Кремль сделал на этот трубопровод, который стал настоящим символом энергетического противостояния Москвы и Вашингтона. Рано или поздно его достроят — это вопрос решенный. Осталось только разобраться, сможет ли «Газпром» использовать новый газопровод на полную мощность.
Примечательно, что недавно в Германии разгорелся громкий политический скандал. 5 мая Генеральная прокуратура Германии объявила в международный розыск россиянина Дмитрия Бадина, который якобы участвовал во взломе компьютеров Бундестага в 2015 году.
По версии следствия, хакеры похитили не менее 16 гигабайт данных, а Spiegel сообщает, что они также получили доступ к переписке парламентского офиса канцлера Ангелы Меркель с 2012 по 2015 годы. «Могу сказать очень честно: меня это огорчает. С одной стороны, стремишься ежедневно улучшить отношения с Россией, но с другой стороны, когда видишь такие свидетельства подобного поведения российских сил, то образуется напряженное поле, в котором мы работаем», — заявила канцлер Германии. Удивительным образом это «напряженное поле» образовалась в тот момент, когда Федеральное сетевое агентство ФРГ должно вынести окончательное решение по «Северному потоку-2». Соответствующий фон для отклонения заявки Nord Stream 2 AG был создан.
В любом случае, после вердикта немецкого регулятора игра не заканчивается. Россия продолжит искать «лазейки», которые позволят ей обойти Газовую директиву ЕС. И недавний визит Козака в Берлин вселяет надежду на то, что в Германии настроены на конструктивное сотрудничество с Кремлем.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.