Крым: битва за воду

Вода ― вещество, с которым каждый из нас ежедневно имеет дело. Льющаяся из крана вода стала уже давно такой обыденностью, что на неё не обращают внимания. Ну есть и есть ― большое дело. Однако для некоторых регионов России в этом году водный вопрос показал свою остроту. Это в первую очередь Краснодарский край, Ростовская область и, конечно, Крым, в котором в этом году, что называется, «воды отошли» основательно. Из-за крайне засушливого лета, сухой весны и бесснежной зимы запасы воды в Крыму стали уменьшаться не по дням, а по часам, и с недавних пор данная проблема стала одной из основных, а в некоторых районах полуострова ― самой что ни на есть основной заботой.

 

Как было раньше

В Крыму с водой никогда особенно хорошо не было. При СССР, в 60–70-е годы прошлого века, в связи с развитием сельского хозяйства и использованием подводных вод для орошения объем водоносных горизонтов значительно понизился, а кое-где и совсем опустел. Как сказал заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Крыма Исмет Аблаев, бурение водоносных скважин по советским картам далеко не всегда даёт результат. Те данные уже устарели, ибо за несколько последних десятилетий вода пропала из тех мест, где она была ранее.

 

Последствия украинского хозяйствования

Затем наступил украинский период крымской истории, печальные последствия которого мы и наблюдаем сейчас. За четверть века незалэжной демократии трубопроводы полуострова, начиная от больших магистралей и заканчивая трубами, по которым поставляется вода в дома и квартиры, износились порядочно. И теперь, как заявил тот же господин Аблаев, потери воды в местных городских сетях доходят порой до 70 процентов. Иными словами, три четверти всей поставляемой по трубам воды теряется где-то по дороге. Натуральное решето. Здесь же можно вспомнить и прямые нарушения закона, и игнорирование инженерно-геодезических изысканий, когда украинская власть разрешала бурить скважины под воду, в том числе предприятиям, там, где им вздумается. В результате подобного чисто украинского хозяйствования воды стало ещё меньше, и в итоге Крым чуть ли полностью перешёл на почасовой режим подачи воды, а в некоторых, особенно степных, районах единственным способом доставки воды стал подвоз автотранспортом.

 

До референдума вода в квартиры и дома жителей Крыма многие годы подавалась по часам. На том же ЮБК относительно хорошо с водой было только в Ялте, но и там её отключали за час-два до полуночи и давали только утром. В менее крупных населённых пунктах было ещё хуже. Доходило даже до графика: два часа утром и два часа вечером. В Севастополе тоже были постоянные в этом плане проблемы, которыми при Украине никто не занимался. Но после возвращения Крыма в Россию, несмотря на перекрытие Северо-Крымского канала, ситуация с водой наладилась. В той же Ялте, например, вода стала подаваться круглосуточно. Однако Ялта ― это отдельная история: вода здесь берётся не из водохранилищ, а из подземных водозаборов рек Учан-Су и Дерикойка. Там же, где поставки воды зависели от водохранилищ, как, например, в Симферополе, большого прогресса не наблюдалось, поскольку тамошние водохранилища продолжали высыхать. Этот процесс, как уже было сказано выше, начался из-за бесконтрольного бурения скважин в районе водоохраной зоны, а вовсе не из-за перекрытия Северо-Крымского канала.

 

Обезвоженная реальность

И вот наступил 2020 год, ставший, как сообщают в Госкомитете по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, антирекордным по приросту воды в водохранилищах с 1955 года, с которого и начали вести данную статистику. О том, что с водой в Крыму начнутся проблемы, впрочем, предупреждали ещё за много месяцев ранее. Какие-то меры предпринимались, но их явно оказалось недостаточно. Как считает директор НПФ «Водные технологии» А. Копачевский, проблема с нехваткой воды в Крыму может растянуться на год-полтора. Всё это время воду в дома и квартиры будут поставлять по графику, возможно даже жёсткому. Сейчас в Симферополе, например, в зависимости от района подача холодной воды осуществляется с 06:00 по 11:00 и с 18:00 по 23:00. Как видите, не так чтобы совсем уж критично, но довольно сурово, так что многим придётся запасаться вместительными ёмкостями для набора воды для бытовых нужд.

 

Было ли подобное ранее? В 1994-м и 1999-м было, несмотря на работу Северо-Крымского канала. Поэтому, если какой-то евроукр решит, что для них наконец-то наступила перемога, я поспешу его огорчить: блокирование этого канала, конечно, приносит определённые неудобства, но какой-то критической мерой не является.

 

Тем не менее это не помешало председателю комитета Госдумы по международным делам Н. Поклонской обратиться в Управление верховного комиссара ООН, призвав к содействию в вопросе снятия водной блокады Украиной. В ответ на это там якобы заинтересовались и даже попросили дополнительную документацию на этот счёт, но, есть мнение, дальше пустопорожних разговоров дело не пойдёт. Вот если бы Россия в ответ на украинскую санкцию перекрыла Днепр ― это было бы куда более действенным средством. Мы уже неоднократно видели на примере черноморского конфликта, как все украинские атаки на Россию заканчивались для незалэжного агрессора мощными издержками. Например, та история с захватом российского грузового судна обернулась для украинской морской торговли многомиллионными убытками, что в итоге заставило украинское правительство отступить и вернуть корабль из плена. Здесь в ситуации с Северо-Крымским каналом нужно применять похожую меру. В идеале, конечно, нужна Херсонская народная Республика, но можно ограничиться менее радикальными мерами, при этом используя кнут вместо пряника, ибо пряник здесь точно не сработает.

 

Методы спасения

Можно ли как-то начать спасать Крым, как спасали его во времена энергетической блокады, за счёт переброски ресурсов из Краснодарского края? Технически можно, конечно, но это будет очень недёшево, плюс Кубань тоже не особо шикует в плане пресной воды. Эту идею уже отверг глава республики С. Аксёнов, заявивший, что из этой ситуации нужно выйти с честью и выйти при помощи своих внутренних сил.

 

Одной из попыток, причём довольно оригинальной, оказался тендер на вызов осадков. Госкомитет по мелиорации республики объявил открытый конкурс с бюджетом 25,4 млн рублей, в рамках которого нужно будет выполнить экспериментальную авиационную процедуру по увеличению осадков в районе главных водохранилищ полуострова. Считается, что этот метод позволит увеличить образование туч на 30 процентов. Как полагают метеорологи, так Крым сможет получить до двух миллиардов кубометров воды. Кстати, приблизительно такой объём ранее поставлял Северо-Крымский канал. Данное объявление было размещено на сайте государственных закупок, но пока что никаких новостей на этот счёт от чиновников не поступало.

Также известно о проекте добычи пресной воды из так называемых подрусловых стоков рек, что может обеспечить около 130 миллионов кубометров воды. Суть метода состоит в том, чтобы перевести часть поверхностных стоков рек Альмы, Бельбека и Качи под землю, пополняя тем самым подземные запасы. Будет ли подобное реализовываться на практике, пока что неизвестно. Как сообщало РИА Новости, к середине июня сего года никаких подвижек в этом направлении отмечено не было.

 

Озаботились проблемой засухи в Крыму и в Российской академии наук. Президент РАН А. Сергеев заявил, что у них есть много предложений по поводу того, где найти воду в Крыму и как правильно ею управлять. Там уже рассмотрели ряд проектов и пообещали принять надлежащие меры.

 

К проблеме стали потихоньку подключать военных. Одна из воинских частей Симферополя в добровольном порядке вызвалась помочь в обеспечении водой населения при помощи десяти водовозок, предоставленных руководством части. Также военные занялись установкой ёмкостей с водой в частных секторах, испытывающих с поставками воды наибольшие трудности, и к 5 сентября все работы должны были завершиться. Это, конечно, капля в море, но всё же лучше, чем ничего.

 

Из Академии строительства и архитектуры Крыма поступило предложение использовать ливнёвки для сбора дождевой воды и пополнения специальных хранилищ. Всё это дело небыстрое и недешёвое, поскольку конкретно речь идёт о строительстве в больших городах современной системы сбора поверхностных сточных вод, что поможет также эффективно отводить избыточные осадки, которые этим летом, например, неплохо так накрыли тот же Симферополь.

 

Тем, кто живёт в горных районах, не понаслышке известно, сколько воды стекает с гор во время дождей или таяния снегов. В некоторых случаях эта вода попадает в водохранилища, а в некоторых шурует бурными потоками прямо в море. С этим тоже давно хотят что-то сделать. К примеру, соорудить на пути наиболее активных ежегодных потоков специальные уловители с последующим перенаправлением водной массы в каналы, ведущие к водохранилищам. Конечно, сказать проще, чем сделать. Реализовывать подобное придётся в курортной тесноте ЮБК, где очень непросто асфальт переложить на дороге, потому что сразу образуются гигантские пробки, а тут речь идёт о проекте масштаба, сравнимого с Крымским мостом в миниатюре. Ведь если взяться за налаживание сбора и подачи воды по всему полуострову, то его придётся основательно перекопать, полностью заменив водопроводную сеть в больших городах, а там и современные насосные системы придётся устанавливать. Много чего нужно будет сделать, и чем раньше, тем лучше, поскольку на начало сентября три водохранилища Симферополя: Аянское, Симферопольское и Партизанское ― были заполнены на 44, 18 и 18,5 проц. соответственно, по данным Госкомводхоза. И до начала потенциально влажной осени, которая не факт, что обязательно будет дождливой, жителям столицы придётся основательно экономить воду.

 

Ну а как же море? ― спросит читатель. Ведь море ― это одно огромное водохранилище, только солёное. Что там на предмет опреснения? Ещё в марте сего года стало известно, что в Крыму, в районе посёлка Судак, собираются установить экспериментальную опреснительную установку, которая будет закачивать морскую воду, предназначенную после опреснения для сельскохозяйственных нужд. Правда, затем выяснилось, что способ получился не из дешёвых: себестоимость кубометра такой воды будет составлять 85 рублей, тогда как на тот момент стоимость для потребителей кубометра воды составляла 31 рубль. В итоге глава республики С. Аксёнов сказал, что для мелиорации эта технология не подойдёт, поскольку в итоге получится «астрономическая сумма». Поэтому на данный момент решили ограничиться нацпроектом «Экология», в рамках которого до 2022 года будут возведены водоочистные сооружения в Красноперекопске и Евпатории, что позволит в теории довести уровень обеспечения населения водой жителей Крыма до 86 процентов.

 

Украинские терзания

На фоне всех этих новостей несказанно возбудились «наши украинские партнёры». Гордые потомки шумеров находятся на разрыве двух миров: в одном они отважно сражаются с «оккупантами», раздавая пафосные интервью о том, что «Украина превыше всего», а в другом они радостно считают барыши, полученные после разблокирования Северо-Крымского канала и заключения контракта на поставку воды в Крым. Как показывала и продолжает показывать история, между деньгами и национальной гордостью отважные евроукры всегда выбирали деньги, которые, вопреки всему, бескорыстно любят больше всего на свете. Но сделать это не велит нынешний хозяин Украины, раздающий команды из посольства США. Поэтому украинские чиновники из числа как бы патриотов со смелостью в голосе, но печалью в глазах продолжают рассказывать о том, что в Крым вода поставляться не будет. И мне действительно жаль, что в Кремле очевидно не пойдут на перекрытие Днепра, который берёт своё начало в Смоленской области. Теоретически это можно было бы сделать, поскольку президент Белоруссии в последнее время демонстрирует крайнюю степень лояльности. Во всяком случае припугнуть. Однако, отбросив шутки, можно сказать, что у России есть набор более эффективных и менее сложных приёмов, чтобы принудить Украину к милости. И мне хочется надеяться, что скоро мы увидим какие-то домашние заготовки на этот счёт.

 

Но вместе с этим нужно приводить в чувство внутреннюю крымскую инфраструктуру, повышая тем самым КПД использования водных ресурсов полуострова, ибо если иметь вместо водопровода решето, то никакие Северо-Крымские каналы не помогут. Но у меня есть подозрение, что некоторые крымские чиновники включили режим «авось», надеясь на то, что сейчас начнётся дождливая осень, потом ― не менее дождливая зима, потом весной с гор пойдут потоки, бывшие недавно снегом, и ситуация сама собой наладится. Может быть, всё так и будет, но это не отменяет того факта, что с водными сетями южного полуострова нужно что-то делать, параллельно заботясь о запасе подземных вод, чтобы с Крымом однажды не случилось то, что случилось с Аральским морем. Кроме того, в условиях коронавирусной пандемии и перекрытия границ, в том числе в направлении популярных у россиян курортов, Крым становится чуть ли не главной туристической Меккой для любителей отпусков в южных краях. Крым рекламируют в вечерних новостях по федеральным каналам едва ли не каждый день. И что же это будет за реклама, если приехавшие будут видеть картину надвигающейся гуманитарной катастрофы, поливая себя под душем из бутылок, умываясь из рукомойников и смывая унитазы из вёдер? Разве об этом отдыхе рассказывали по телевизору? Вовсе нет, поэтому меры нужно принимать, и они будут приняты, а тем, кто будет мешать, обязательно воздастся по заслугам.

Сергей Донецкий

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.