ООН подтвердит преступность водной политики Украины по Крыму

Проблему крымской воды нельзя разрешить через ООН, считает доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин.

 

ФБА «Экономика сегодня»

Украина в Крыму нарушает международное право

Заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной думы РФ Наталья Поклонская заявила, что направила Верховному комиссару по правам человека ООН Мишель Бачелет информацию о ситуации с водоснабжением Крыма.

Управление Бачелет заинтересовали данные о перекрытии Украиной поставок воды по Северо-Крымскому каналу.Украина продолжает политику водной блокады и не поставляет воду в Крым через Северо-Крымский канал. Какого-либо смысла кроме саботажа экономики и жизни российского полуострова подобные действия украинцев не имеют.

В текущем году в связи с жарким летом и засухой это привело к проблемам водоснабжения Симферополя. По оценкам специалистов, главной причиной ситуации является не дефицит воды в Крыму, а инфраструктура. В украинский период она пришла в полнейший упадок, а для ее полной замены и модернизации необходим продолжительный временной срок.

С другой стороны, действия Украины нарушают права человека в Крыму. Киев продолжает мстить крымчанам за их выбор 2014 года и отключает их от воды. Подобная политика противоречит нормам международного права.

 

В материалах Поклонской содержатся сведения о последствиях незаконного перекрытия государством-членом ООН Северо-Крымского канала, который питается от международной реки Днепр. До 2014 года Северо-Крымский канал являлся основным источником пресной воды для Крыма и Севастополя и обеспечивал потребности водоснабжения полуострова на 85%.

Политика Украины привела к опустошению крымских водохранилищ, засолению почв и создала реальную угрозу жизни и здоровья населения полуострова, которое украинская сторона пытается взять в заложники своей политики.

«В данной истории присутствует гуманитарный вопрос. Перекрытие доставки вод в Крым из Днепра влияет на жизнь 2,5 млн людей, которые проживают на территории полуострова. Безусловно, данная украинская политика затрагивает такие базовые права человека, как право на жизнь и право на существование», - констатирует Топорнин.

В современной международно-правовой системе самым ценным правом является право на жизнь. И если такое право подвергается изъятию, то сразу ставится вопрос, а на каком основании проводится данная политическая линия.

«Вода является источником жизни человека, без воды человек долго не протянет. Тем более это оказывает влияние на граждан и на экономику полуострова с проектами в сельском хозяйстве и в других базовых отраслях», - заключает Топорнин.

 

Украина, по мнению Николая Борисовича, нарушает это базовое право человека. Украинцы могут говорить что угодно и приводить какие угодно доводы, но их действия затрагивают естественные права жителей Крымского полуострова.

«Украинцы даже не говорят, что у них не хватает воды для себя, а просто заявляют, что не будут поставлять воду в Крым. Никакой правовой базы у такой украинской позиции не существует», - резюмирует Топорнин.

Международное право ограничено по таким вопросам

С другой стороны, нужно отметить и то, что у ООН нет инструментов влияния на украинскую политику.

 

«Даже если ООН предъявит какие-то претензии Украине, то в Киеве сошлются на причины материального характера или на проблемы построенного еще при советской власти Северо-Крымского канала», - констатирует Топорнин.

На этот счет существует известный прецедент между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. Средняя Азия испытывает проблемы с водой, поэтому Таджикистан, строя у себя Рогунскую ГЭС, качественно влияет на водные интересы соседей.

Сопредельные страны боятся, что перекрытие реки Вахш изменит водную систему и скажется на интересах жителей и региональной экономики.

 

«Киргизы и узбеки не один раз заявляли, что таджикская политика по строительству ГЭС нарушает права человека, но воз и ныне там. Проблема не решена, а таджики продолжают реализацию своего проекта», - заключает Топорнин.

Аналогичные трения существуют и у африканских государств, которые расположены в дельте реки Нил.

На Ниле и его притоках периодически пытаются построить новые ГЭС и водохранилища, что влияет на интересы многих государств региона. Это приводит к огромному количеству межгосударственных споров и даже внешнеполитических конфликтов.

«Украина мотивировала закрытие Северо-Крымского канала нежеланием поставлять воду в Россию бесплатно. В ответ руководство Крыма выразило готовность оплатить украинские услуги, но в Киеве сразу отказались пойти на крымское предложение, подтвердив, что этот вопрос имеет для Украины политическое значение», - резюмирует Топорнин.

Поэтому ставить такой вопрос можно и нужно, но у него нет международно-правового разрешения. Не существует четких норм и инструментов, которые можно было бы использовать для решения данной проблемы.

«Существует Морская конвенция от 1982 года, но там такие понятие не регулируются. Если взять Украину, то мы до сих пор не можем решить проблему делимитации морских пространств в Азовском море», - заключает Топорнин.

Такие проблемы можно разрешить только на двусторонней основе, а сегодня Украина заняла непримиримую позицию. Из-за этого и возникла ситуация с крымской водой, поставки которой могли бы приносить Киеву стабильный доход.

На Украине даже есть силы, которые хотят пролоббировать компромисс, но пока на этот счет нет политического решения.

Дмитрий Сикорский

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.