«Как поганую свинью»: Обезвоженный Крым засолит украинское побережье
Масштабную программу опреснения морской воды для снабжения населения Крыма и Севастополя подтвердил вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин, экстренно прибывший на полуостров по личному поручению Владимира Путина. Сейчас Марат Шакирзянович проверяет военную стройку севастопольских водозаборов на Кадыковском карьере и реке Бельбек. По его словам, в ближайшие дни ведомство Шойгу перебросит сюда еще 200 бойцов вместе с техникой. Главную базу Черноморского флота нужно спасти от засухи любой ценой.
Не лучше ситуация в Симферополе. «Все подземные резервы исчерпаны, — заявил Сергей Аксенов в прямом эфире программы „Говорите правду“ телеканала „Крым 24“. — Мы с коллегами уверены, что и в такой ситуации можем продержаться. Но это полное дно…»
Предстоящая зима обещает быть теплой и бесснежной, в связи с чем глава республики предупредил об ужесточении графика подачи воды до четырех часов в сутки. Аксенов также признает — ситуация не улучшится до ввода в действие опреснителей морской воды.
Похоже, крымские опреснительные станции становятся главной задачей Хуснуллина: «Мы на следующей неделе проведем еще одно совещание со всеми потенциальными участниками этого процесса, еще раз взвесим, посчитаем. Кроме самих установок, нужно посмотреть достаточно глубокий выпуск в море этого рассола и определиться, как с подачей электроэнергии — они достаточно энергоемкие».
Насчет возможных проблем с электричеством — тут зампред правительства РФ, мягко говоря, лукавит. Да, подобные системы требуют огромного количества энергии, однако в данном случае это уже не вопрос. Речь в открытую идет о т.н. «ядерной» программе опреснения. Уже известно, что за дело взялся могучий НИЦ «Курчатовский институт». Под его эгидой объединена значительная часть ядерно-физического комплекса России.
Куда интересней проблема с «этим рассолом». Станции в Крыму будут действовать по методу обратного осмоса, где подразумевается огромное количество отходов. Если конкретней — концентрированной соленой рапы. И до недавнего времени никто не определился, как ее утилизировать без вреда для окружающей среды.
Озвученное предложение института Курчатова — отправлять отработанную рапу в здешние лиманы. Типа, они без того очень соленые. Однако резко против выступило республиканское ученое сообщество во главе с заведующим кафедрой водоснабжения Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Ильей Николенко. По его расчетам, новые супер-мощные опреснительные установки ежегодно произведут более четырех миллионов кубов отходов. Для сравнения, подобного объема хватит, чтобы за шесть месяцев доверху заполнить новое севастопольское водохранилище — Кадыковский карьер Балаклавы. Хотя огромные масштабы карьера потрясают воображение.
«Для воды наших Азовского и Черного моря, если берем на опреснение два куба воды — получим один куб пресной, а еще один куб должны сбрасывать в виде концентрата. И куда? Курчатовцы указывают на соленые озера, но таким образом мы уничтожим их лечебные свойства, попросту испортим. Это же наша курортная зона, надо искать другие решения», — убежден доктор технических наук Николенко. Прошлым летом он стал лауреатом Общенациональной премии «Профессор года — 2019», и к мнению Ильи Викторовича прислушиваются многие.
Тем более, отправляя Марата Хуснуллина в Крым, сам глава российского государства настойчиво уточнял: «Реализация новых проектов не нанесет ли ущерба экологии и домохозяйствам, не поставит в сложное положение людей, которые там проживают?» В ответ президентский посланец заверил, что все учтено могучим ураганом: «Никакого ущерба ни для экологии, ни для других пользователей. Мы все согласовали с регионами!..»
Уточним место расположения двух запланированных опреснительных станций. Аксенов сообщает — первый в России опреснитель морской воды начнут строить в прибрежном поселке Николаевка Симферопольского района. По информации вице-премьера РК Евгения Кабанова, еще одну станцию разместят в селе Фрунзе соседнего Сакского район. Крайне удобные точки, отсюда максимально близко до Симферополя, плюс рядом проходят капитальные водоводы к Севастополю и крымской столице, построенные еще при Советском Союзе.
Слов нет, крымские регионы никак не будут возражать по поводу того, что «нужно посмотреть достаточно глубокий выпуск рассола в море». Только вот беда — западно-крымские поселки Николаевка и Фрунзе находятся на берегу знаменитого Каламитского залива. Золотые пляжи, чистейшее море, рядом всероссийская детская здравница Евпатория, лечебный курорт Саки и множество других зон отдыха. Сколь далеко не бросай трубу с рапой, всему этому побережью явно не позавидуешь.
Однако don’t worry be happy — информированные источники говорят о гигантском трубопроводе, по которому отработанный соленый концентрат потечет через солончаковые евпаторийские степи прямо на север, уже к Каркинитскому заливу. В хорошую погоду через залив отчетливо видны берега Херсонщины. Вот тут-то нет никаких курортов, а выжженное солнцем окрестное мелководье забито тиной. Зато буквально рядом граница с Украиной, и днепровский поток Северо-Крымского канала направлен именно сюда.
Шестой год идет от беды, когда бандерлоги завалили канал. Как результат, у маразматической херсонской дамбы происходит масштабная экологическая катастрофа. Морская вода стремительно опресняется, теперь в Каркинитском заливе - желтая муть, мертвые водоросли, дохлые медузы.
Идея сбрасывать отработку опреснительных станций рядом с Перекопом вовсе не нова. Этот стеб который месяц бродит по крымским соцсетям. «Почему бы не подсолить небратьям? Засолим их как поганую свинью», — многозначительно иронизируют на полуострове. Кроме того, готов принять рапу 47-километровый пруд-кислотонакопитель химического комбината «Крымский Титан». Пруд раньше получал воду из канала, а теперь хронически высыхает. Ядовитая пыль отсюда два последних года травит жителей приграничного города Армянск.
Как бы там ни было, сегодня республике не до шуток. Чтобы помыться «вне графика», крымчане начинают сливать воду из отопительных батарей. Госпредприятие «Крымтеплокоммунэнерго» объявило о начале тотальных проверок многоэтажных жилых домов «по фактам незаконного потребления технической воды из систем отопления для бытовых нужд». Спецы предупреждают, эта вода может привести к возникновению инфекционного заражения людей даже при мытье посуды. Процитируем кошмарный спич гендиректора предприятия Виктора Дойчева:
— Слив теплоносителя ведет к негативным последствиям для самих жителей — нарушается тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения, что влечёт за собой ухудшение температурных условий в жилых помещениях. При сливах снижается температурный режим во всех соседних квартирах. Кроме того, сетевая вода не является питьевой, она небезопасна в эпидемиологическом и радиологическом отношении…
Пока неясно, каким конкретно образом коммунальщики будут проводить проверки квартир на предмет «самовольного подключения и незаконного использования сетевой воды». Опытные люди вряд ли пустят их в жилище без постановления следователя и соответствующего судебного решения. Тем временем врезки в отопительные системы становятся повседневностью Симферополя, измученного постоянным отключением воды. Чтобы наполнить ведро, раньше из батарей попросту выкручивали воздухоотводчики или краны Маевского. Но это неудобно и жильцы ставят сюда стационарные водопроводные краны. Таким образом вода в отопительных трубах зачастую вообще исчезает. Запуск крымских котельных отложен еще на две недели.
На фото: переброс воды из Тайганского в Симферопольское водохранилище (Фото: Алексей Павлишак/ТАСС)
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.