Вспомнить всё: сожжённые деревни Великой Отечественной
Мир разделён — это очевидно. Украина молотит Донбасс. Во Франции мигранты отрезают головы местным. В Нагорном Карабахе армяне бьются с азербайджанцами. Список, к несчастью, можно продолжать бесконечно. Однако, как точно писал классик, главное разделение проходит через души. И — добавлю — через память. Именно оно приводит к войнам в настоящим. А тут, прежде всего, работают с нашими ценностями и с исторической памятью.
Когда молодой человек пожарил на Вечном огне сосиски, когда другой юноша нарисовал на себе свастики, хотя его предков убивали нацисты, тогда разверзся ад. Именно через отсутствие связи с предками добиваются оболванивания населения. Людей переформатируют для того, чтобы они думали и верили в соответствие с ценностями нового дивного мира.
Что это за ценности? Они основаны, прежде всего, на искоренении чувства родной земли, чувства дома. Человеку вбивают ощущение принадлежности к якобы свободному миру, открытого для всех и для каждого. Делается это и через перепись истории, и через страсть к путешествиям, и через смену парадигмы ценностей.
В том числе, и поэтому люди — особенно молодые — покидают Отечество. Им, грубо говоря, не за что держаться. А если так, то постепенно из сознания вынимаются, выбеляются и связи с родными. Так современного человека делают покорным — ведь если за что и биться, то за родное.
Об этом говорят много. Стараются противостоять. Разрабатывают программы, вещают словеса. Но черти беспамятства всё равно атакуют нас снова и снова. И, признаем, не без успеха.
Однако, пожалуй, есть то, что ещё действует нам во спасение, гонит этих чертей прочь — личные истории, живые примеры. Тем важнее правильно доносить их. Оттого на первый план здесь выходит документальное кино. Особенно там, где наступают идеологические противники.
И тут крайне важен, если не сказать, бесценен совместный российско-чешский проект под названием «Цена Победы». Его инициировало общественное движение «Бессмертный полк Чехии», и он представляет собой короткометражные документальные фильмы.
В первой серии рассказывалось об освобождении Чехословакии от фашизма. К сожалению, я данной работы пока не видел. А вот вторая лента произвела на меня сильнейшее впечатление. Она называется «Сожжённые сердца» и посвящена уничтоженным нацистами деревням в России, Чехии, Белоруссии.
В своё время я побывал в двух из них — в белорусской Хатыни и российской Хацуни. И был шокирован, парализован — рыдал, не переставая. В Хатыни помню три берёзы и пустовавшее место для четвёртой — война унесла жизнь каждого четвёртого белоруса. Помню докладную записку фрица в Хацуни: сначала мы убили взрослых, а после расправились с детьми, потому что те остались без родителей. Сатанинский цинизм, инфернальный расчёт.
Такие же деревни были и в Чехии. Когда-нибудь я побываю и в них. Там нацисты также жгли людей. В фильме подробно рассказывается об этом. Живая история, переданная очевидцами, помнящими, как нелюди уничтожали их самое близкое, самое родное. Пересказывать подобное бесполезно — необходимо смотреть.
Чтобы знать, чтобы помнить. Как жгли деревни. Как сгоняли в пылавшие сараи. Как ловили людей по лесам. Как убегала маленькая девочка по льду, а каратели стреляли ей в спину. Как травили людей собаками. Как пытали детей.
И ошибкой было бы думать, будто всё это — прошлое. Нет, на самом деле, настоящее. Потому что именно сейчас нам вновь лгут — не просто о той войне, но о самой природе зла. Мы живём в войне седьмого поколения, которая регулярно., точно опасные искры от большого костра, поджигают вооружённые конфликты.
И, конечно, нам, наследникам победителей вещают, что мы неправильные, что мы тоже виновны. А если так, то необходимо раскаяться и самоограничиться. Мол, да были страсти, да, совершались преступления, но с двух сторон. А большевики? Разве они хорошие? Вот только всё совсем не так, как нам рассказывают нынче просвещённые господа и дамы, которые бы и Гитлера оправдали, если б он не уничтожил 6 миллионов евреев. Ведь он, как вещают умы, противостоял большевистской угрозе.
Однако нацисты пришли на нашу землю. Они совершали на ней чудовищные преступления. Они и их псины — коллаборционисты. Каратели не щадили никого. Но опять же — это слова, а в фильме — кадры, в фильме — живые истории. И достаточно просто взглянуть в глаза пожилой женщины, рассказывающей о том, как тогда, будучи крохой, она потеряла брата — и всё сразу станет ясно.
И родится великое понимание. Независимо от того — в России мы, в Чехии или в Белоруссии. Всё одно, всем так или иначе досталось от нацистского змея, но быть вместе сейчас значит не проиграть вновь. А быть вместе значит сохранять память. Пока жива она, пока есть свидетельства, пока они зафиксированы, наша война не проиграна. И ведётся огна ради того, чтобы в итоге не случилось новой войны. Уже последней для человечества.
Иди и смотри — какой ценой далась нам Победа. Но — Победа! И мы не за что её не упустим больше. А потому — будем помнить. Обязаны помнить.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.