Мнение: Почему Донбасс оказался никому не нужен

Противостояние на Донбассе уже шесть лет никак не заканчивается и перспектив к его завершению пока не просматривается. Все крутится вокруг Минских соглашений, которые явно зашли в тупик. Естественно встает вопрос: почему? В чем причины неудачных попыток установить мир?

 

Для разрешения конфликта необходимо было устранить причины, приведшие к военному противостоянию. Интересы заинтересованных сторон в возникшем конфликте, Украины, России и Запада (прежде всего США), были и остаются диаметрально противоположными и несовместимыми. Украина хотела вернуть Донбасс, оставаясь унитарной без изменений в государственном устройстве, и при этом зачистить его от противников режима, Россия предполагала использовать Донбасс в качестве механизма федерализации Украины, Запад - как точку напряженности на границах России и втягивания ее в войну с Украиной. Ни одну из этих задач заинтересованные стороны в течение шести лет так и не решили, они просто не хотят слышать друг друга.

 

Следует отметить, что республики, в отличие от поддержанного Россией Крыма, были образованы в результате народных протестов и вооруженного восстания против переворота в Киеве и действовали вопреки планам путчистов, местной элиты и российского руководства. Киев пытался путем военной силы подавить восстание на Донбассе и подчинить новой власти. Местная элита, не сумев решить задачу по взятию под контроль протестов для использования их в торге с путчистами, бежала из Донбасса и встроилась в новую власть. Москве, в отличие от Крыма, в стратегическом плане восставший Донбасс был не нужен, в экономическом плане он также интереса не представлял, в связи с этим он практически не получал поддержки. Запад, подтолкнув Киев к вооруженному подавлению восставших и началу гражданской войны, не смог втянуть Россию в эту войну. Восставший Донбасс в стремлении воссоединиться с Россией провел в мае 2014 года референдум о выходе из Украины, но по рекомендациям Москвы не поставил вопрос о воссоединении с Россией.

 

Начавшееся противостояние на начальном этапе Москва использовала как способ давления на Киев и как форму отвлечения внимания от воссоединившегося Крыма. Полуостров имел стратегическое значение для России с целью удержания в сфере своего влияния Причерноморья и контроля над Средиземным морем и Ближним Востоком, поэтому он сразу же после референдума был включен в состав России. Донбассу же предназначалась совершенно другая судьба и события вокруг него закручивались в другом направлении.

 

Спустя два месяца после путча российскому послу на Украине Зурабову, бизнес-партнеру Порошенко, удалось убедить российское руководство согласиться с избранием украинским президентом Порошенко, обещавшему мир на Украине и переформатирование в федерацию вместе с Донбассом, и в мае он возглавил страну.

 

На встрече в Нормандии в начале июня 2014 года лидеры России, Украины, Германии и Франции образовали нормандскую четверку для реализации плана по урегулированию кризиса на Украине, ключевым элементом которого было возвращение Донбасса в ее состав. Порошенко, в нарушение достигнутых договоренностей под давлением США, в июле начал масштабное наступление на республики с целью подавления их силой. Наступление было удачным и республикам оставалось существовать считанные дни и недели.

 

Разгром республик привел бы к стратегическому поражению России и ей косвенно пришлось вмешиваться. Задул «северный ветер», украинская армия потерпела сокрушительное поражение. В конце августа образовались Южный, а затем и Иловайский «котлы» и встал вопрос дальнейшей судьбы Донбасса. Вместо окончательного разгрома украинской армии российская сторона предложила заключить мирное соглашение, по которому стороны разводились, оставаясь на достигнутых рубежах, и в зону конфликта вводилась мониторинговая группа ОБСЕ. Донбасс признавался частью Украины и она должна была принять закон о его особом статусе. В итоге 5 сентября были подписаны Минские соглашения-1.

 

Украинская сторона саботировала выполнение соглашений, военные действия продолжились и в феврале 2015 образовался Дебальцевский «котел», приведший к подписанию Минских соглашений – 2 и остановке горячей фазы войны. В соглашениях прописывался механизм восстановления мира и вхождения Донбасса в состав Украины с «особым статусом», Путину не удалось добиться включения в документ федеративного статуса Украины, появилась только ничего не значащая «децентрализация» страны. Украинское руководство все эти годы продолжало саботировать выполнение соглашений. Донбасс в сегодняшнем виде заноза в теле Украины, сдерживающая ее от интеграции в НАТО и окончательного ухода в стан геополитического противника России.

 

Соглашения не устраняли причины конфликта и ни один из пунктов соглашений не выполнен. Позиции сторон принципиально расходятся и не предполагают компромисса, все пытаются в рамках минского процесса продвигать свои интересы за счет друг друга.

 

Украина, видя себя членом НАТО и ЕС, стремится к «статус кво» до 2014 года на условиях «победителя» и хочет вернуть в нацистское государство Донбасс в качестве одного из регионов, рассчитывая «обмануть» Россию и зачистить эту территорию от противников режима.

 

Россия, не решив проблему федерализации Украины и выпустив ее из сферы своего влияния, формально связанная соглашениями стремится отстаивать пункты соглашений об «особом статусе» Донбасса во имя сохранения договоренностей и лидерами Германии и Франции и понимая при этом, что они в принципе уже не выполнимы. Связанная обязательствами по Минским соглашениям, Россия даже не может ставить вопрос о включении республик в свой состав, для нее взаимоотношения с лидерами Европы оказались более важными.

 

Франция и Германия как бы борются за мир на Донбассе, при этом как члены НАТО поддерживают Украину в ее противостоянии и давлении на Россию. США, не будучи членом переговорной группы, подталкивают Украину к ужесточению своих требований и срыву выполнения соглашений.

 

Донбасс не скрывает своего стремления интегрироваться в Россию на правах одного из ее регионов и исключает реинтеграцию в Украину, формально поддерживая невыполнимые соглашения.

 

Налицо конфликт интересов заинтересованных сторон, который разрешить в рамках Минских соглашений не представляется возможным. На сегодня соглашения ширма, за которой геополитические игроки решают свои вопросы, напрямую не связанные ни с Донбассом, ни с Украиной. Республики и их население стали заложниками противостояния, оказались расходным материалом для участников минского процесса и является всего лишь механизмом достижения ими своих целей, не имеющим прямого отношения к разразившемуся конфликту.

Те не менее, Минские соглашения определяют процесс урегулирования конфликта на Украине, по которым республики являются частью Украины. Попытки встроить их в нацистскую Украину безуспешны и бессмысленны, ни одну из сторон это не утраивает. Украина и Донбасс принципиально изменились за эти годы и несовместимы друг с другом, в рамках Минских соглашений они имитируют реинтеграцию.

 

Республики сейчас не могут быть включены ни в состав Украины, ни России, ни признаны независимыми. Киев опасается притока противников режима, Москва – новых санкций, проблем восстановления экономики Донбасса и политических осложнений с Западом. То есть Москва и Киев абсолютно равнодушны к Донбассу и его населению. Они оказались чужими везде, не пришлись ко двору на Украине, а в России их посчитали недостаточно русскими, как крымчан, и бросили на произвол судьбы.

 

Россия конечно же помогает республикам, гуманитарной помощью, финансами для социальной сферы и корпусам милиции, очень вероятно и оружием. Российский президент на одной из своих пресс-конференций на вопрос, откуда у ЛДНР оружие для обороны, ответил, что всем таким анклавам в мире кто-то помогает и они могут себя защитить. Так и Донбасс успешно противостоит украинской армии и после 2014 года она не провела ни одной успешной операции и только теряла свои территории.

 

С точки зрения поддержки и сохранения экономического потенциала Донбасса с российской стороны ничего не предпринималось и не предпринимается. Мне уже приходилось писать, что крупнейший горнорудный и металлургический комплекс брошен, разрушается и приходит в негодность, российские государственные и бизнес структуры туда не заходят из-за возможных санкций. Специалисты и оборудование значимых предприятий, таких как Луганский тепловозный завод, Луганский патронный завод и других оборонных предприятий вывезены в Россию и запущены на ее территории.

 

На промышленность Донбасса Россия смотрит как на чужую и не стремится вкладываться в нее. Зарегистрированная в Южной Осетии компания «Внешторгсервис», предназначенная для управления промышленностью республик, свою функцию не выполняет, ее постоянно сотрясают скандалы с невыплатой зарплаты сотрудникам предприятий и бесследно исчезающей прибылью на украинских и российских просторах. Грабеж предприятий республик продолжается, а трудоспособное население уезжает в поисках заработка.

 

Местная элита покинула Донбасс еще в 2014, первое поколение руководителей, пытавшихся построить народные республики, вскоре также было зачищено. Им на смену пришли туманные и с непонятным прошлым личности, устраивающие между собой разборки и не способные организовать нормальную жизнь в республиках. Они полностью устраивают российских кураторов и беспрекословно поддерживают непопулярные и невыполнимые требования Минских соглашений как бы по интеграции в Украину.

 

Нерешенность политических, социальных и экономических вопросов, вместо витрины благополучия, превратили республики в черную социальную дыру без всякой перспективы. Наиболее промышленно развитый регион бывшей Украины и одна из крупнейших городских агломераций, ставшая ареной гражданской войны, находится в катастрофическом состоянии.

 

Все стороны понимают, что Минский процесс зашел в тупик и в таком виде реализовать предусмотренные соглашениями мирные инициативы невозможно. Донбасс несовместим с сегодняшним украинским государством. Он разрушает Украину, находясь в состоянии войны с ней, и еще больше будет разрушать ее при реинтеграции. Сложилась патовая ситуация, соглашения не выполнимы, но никто не хочет первым выходить из них. Киев и Москва отлично понимают безысходность ситуации и пытаются спровоцировать друг друга на выход из соглашений, чтобы обвинить в их срыве.

 

Перелом может наступить не в рамках соглашений, а при серьезной провокации на Донбассе или кардинальной смене режима на Украине. По всей видимости, решение проблемы Донбасса лежит в другой плоскости, где один из геополитических игроков получит стратегическое преимущество или разыграет погрязшую в распрях и долгах Украину на другом международном поле как разменную монету в большой игре.

Юрий Апухтин

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.