Результат окрыляет

В России состоялась революция в области ракетных вооружений.

 

 

Как это всегда бывает в России — самые важные достижения проходят незаметно. Вот и теперь только специалисты заметили, что в области ракетных вооружений Россия добилась поистине революционного прогресса, который позволяет пересмотреть наш проигрыш в технологической гонке одного из важных фронтов времён Холодной войны.

 

Принятие на вооружение американской армии в марте 1983 года крылатой ракеты BGM-109 «Томагавк» ознаменовало собой наступление новой эпохи. Хотя сами крылатые ракеты в армиях мира существовали ещё с середины 70-х, «Томагавк» первым научился летать на фантастическую по тем временам дальность в 5,5 тыс. км. И при этом нести ядерный заряд. Соединенные Штаты навязали Советскому Союзу гонку ракетных вооружений и одержали в ней победу. Только на 32 американских атомных подводных лодках тип Лос-Анжелес несли дежурство 384 Томагавка. А на надводных кораблях находилось ещё 3600 ракет.

 

СССР на этом фоне имел довольно бледный вид. Наши крылатые ракеты в основном были противокорабельными и применялись с самолётов дальней авиации. А так как такие самолёты могли взять на борт лишь ограниченное их количество, да и самих «стратегов» у нас было только 76 штук, то выходило, что одновременно мы могли выпустить в одном залпе не более 600 крылатых ракет.

 

Не густо. Но в рамках общей стратегии ведения войны такой уровень считался достаточным. Победа в Европе должна была достигаться на суше, а там все решали танки и артиллерия. Для уничтожения же противника на другом берегу Атлантики предполагалось использование межконтинентальных ядерных стратегические ракет.

 

Однако в течение нулевых голов стало очевидно, что мир, а также характер боевых действий сильно изменился. Крылатые ракеты стали необходимостью и в 2011 году российским военным была поставлена принципиальная и амбициозная задача — увеличить количество таких ракет в 30 раз.

 

Рывок вперёд

Работа пошла по двум направлениям: совершенствования самих ракет и расширения количества их носителей. Первое привело к созданию изделий Х-555, Х-101 и 3М-54 «Калибр».

Второе серьёзно изменило состав и количество носителей. В частности, Ту-95МС-16 уже способен брать 6 крылатых ракет во внутренний отсек и 10 на внешнюю подвеску. Но так как общее число бомбардировщиков ограничено международными соглашениями, их доля «в залпе» выросла относительно немного — до 768 ракет.

 

Совсем другое дело флот. Если ещё в 2010 он не располагал несущими крылатые ракеты кораблями, то в 2014 году на Каспии появился МРК «Дагестан» с 8 «Калибрами». Потом построили ещё пять таких. Дальше пошли проекты «Буян-М» и «Каракурт», как новые фрегаты, вроде проекта 22350, так и глубоко модернизированные, как БПК «Маршал Шапошников».

 

Эстафету подхватили подводники, «окалибровавшие» все Варшавянки, Лады, Ясени, Антеи и Щуки. Даже не очень новые подводные лодки проекта 877 «Палтус», после прохождения модернизации, получают по 18 «Калибров» каждая.

Что в сумме довело размер залпа флота до более чем 1 тыс. крылатых ракет.

Таким образом, на осень 2020 года, вместе с сухопутными комплексами «Искандер», способными нести от 2 до 4 крылатых ракет, общий российский суммарный залп превышает уже 2350 ракет.

 

Формально это всё ещё меньше чем у США, но, во-первых, новейшие российские ракеты в разы превосходят устаревшие американские «Томагавки» по реальной боевой эффективности, а во-вторых, напомним, в 2010-ом ракет в залпе у России было лишь 600. Так что прогресс всего за 10 лет поистине революционен. Да и кто сказал, что на этом мы собрались останавливаться?

Евгений Супер

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.