Мнение: Санкций много не бывает
Минувшая неделя подарила нам продолжение увлекательного спектакля секционного противостояния России и ее недругов. Впервые к категории страны-союзники и страны-партнеры прибавилось еще понятие «недружественные государства». Полный перечень этих стран должен представить МИД РФ, но это уже частности. В общем, можно констатировать факт того, что внешнеполитическое противостояние перешло на новый уровень, близкий к состоянию полноценной холодной войны.
Хотя о том, что дуновения холодных ветров насквозь пробирали российско-американские и российско-европейские отношения говорилось уже довольно много, вот только полноценного закрепления и продолжения это не имело. Российское руководство с маниакальным упорством твердило о стремлении к рациональным и добрососедским отношениям со всеми, а термин «партнер» приобрело уже столь широкое толкование, что впору ставить цель как-то классифицировать партнеров от тех, с кем совместно делаем что-то важное, до тех, кто во всю стремится нас уничтожить (хотя раньше это партнерством не называлось).
Сейчас ситуация не столь уж неоднозначная. Вроде бы российское руководство наконец-то начало задумываться о том, чтобы называть вещи своими именами и придумало «список недружественных стран». Правда пока еще не в полной мере, видимо, осознало, что если страна недружественная, то с ней нужно не говорить, а либо обороняться, либо на нее нападать. Увы, пока что всё еще раздумываем на предмет встречи «Путин-Байден», насколько, что даже аж канцлер Австрии Себастьян Курц (кстати, тоже пострадавший от прошлой серии русофобских скандалов) звонит Владимиру Путину и предлагает Вену в качестве места такой встречи. Собственно, встречаться с Байденом не о чем, разве что о том, чтобы констатировать факт возможности самих встреч.
На фоне этого разрастается ширина скандалов, некоторые из которых крайне интересно представлены в окружающем пространстве. В ход пошла и спекуляция вакциной «Спутник V», продемонстрировав тем самым, что для правительств некоторых европейских государств жизнь своих граждан ничего не значит по сравнению с одобрением из-за океана. Начались выкапывания из могил прошлого историй, одна чудеснее другой. А несчастные Петров и Баширов превратились уже в героев народного фольклора, запросто затыкающие за пояс всю совокупность американских «супергероев» своими неисчислимыми подвигами на ниве диверсий.
Маховик холодной войны раскручивается. При этом раскручивается очень быстро, со скоростью свойственной современному информационному обществу. На то, на что ранее уходили годы, сейчас требуются считанные часы.
«А мы пойдем на север!»
В известном советском мультфильме Маугли шакал Табаки вслед за тигром Шерханом кричал «А мы пойдем на север!». С легкой руки Путина аллюзия на США – Шерхана и многочисленных Табаки из числа стран ввязавшихся в санкционную войну с Россией стала распространенной и достаточно точной.
Конечно нынешние «Табаки» на север идти не призывают, зато призывают к коллективному противодействию России. Показательным в связи с этим является пример Чехии, которая уже оббила все пороги, призывая сплотиться против российской угрозы и плечом к плечу с официально Прагой «отморозить себе уши» назло проклятой Москве. Отклик на это был более чем холодный. Ряд стран организовали высылку представителей посольств в знак солидарности (1-2 не более), другие и вовсе проигнорировали призыв. При этом сложности начались уже внутри страны.
Например, в Чехии скандалом завершилось примирительное послание президента Земана. Теперь его подозревают то ли в предательстве, то ли еще в чем-то и даже требуют импичмента. Премьер министр Бабиш (к слову персона близкая к структурам небезызвестного Сороса) вызывает на ковер министра юстиции Марию Бенешову, посмевшую сказать о двух версиях взрывов. Хотя стоит ли удивляться двоемыслию, которое сейчас царит в Праге? Реакция официальных властей там уже давно стала анекдотом, достойным пера Гашека. О том, что, взрыв мог произойти иначе, чем по воле супердиверсантов Петрова и Баширова, видимо в официальных кругах Праги говорить нельзя, а за упоминание придется претерпеть меры политической ответственности.
На этом фоне, для того, чтобы разогнать маховик холодной войны против России от США и Великобритании требуются по истине фантастические усилия. Например, чтобы уломать Софию вспомнить о взрывах далекого прошлого (там правда есть угроза того, что всплывут факты поставок оружия из Болгарии разным террористическим организациям, но хозяев из Вашингтона и Лондона будущие проблемы Болгарии особо не интересуют). Примерно та же история и в Италии, где на неделе нашли российских шпионов, хотя где-где, а в Италии к России и характеру российско-итальянских отношений относятся очень благожелательно. Но, приходится вскрывать и местные, длительные консервы.
И маховик холодной войны продолжает раскручиваться, хотя и со страшным скрипом. Сателлиты «Табаки» продолжают выть и призывать к «походу на север», при этом сталкиваясь с трудностями как в обосновании своей позиции, так и в необходимости устранения голоса разума внутренней оппозиции. Все это говорит о том, что кризис, связанный с новой холодной войной является уже не столько кризисом российско-европейских, например, отношений, но и кризисом внутриполитическим.
SWIFT преткновения
Еще одной темой уходящей недели стал вопрос о возможности отключения России от системы межбанковских переводов SWIFT. Европарламент разродился призывом ввести такие санкции против России, которые бы предусматривали использование и этого механизма. На это Еврокомиссия уже сказала, что не имеет возможностей реализации такого шага. Так что шаг Европарламента сугубо символический. Но даже символизм имеет свое значение.
Что значит для России отключение российских банков от системы SWIFT. На самом деле вопрос сложный. Не попробуешь – не поймешь. По большому счету опыт Ирана показывает, что это дело хлопотное. Но не смертельное. По крайней мере Ирану его удается вполне обходить. Удастся и России.
В принципе внутри страны проблем особых быть не должно. Разве что платежные системы Виза, Мастер кард и прочие (кроме Мира) понесут существенные потери, а возможно и вовсе уйдут на второй план. Внутрироссийской банковской инфраструктуре ничего практически не грозит.
А внешнеторговой? Тут тоже есть выход. Скорее всего российские банки попросту будут открывать субсчета в зарубежных банках и уже по кодам SWIFT этих банков осуществлять переводы. На российском рынке действует большое число дочерних банков к ведущим мировым банкам, которым ввести практику субсчетов не составит труда. Ровно так, видимо, и будут проводиться официальные расчеты по поставкам. Более всего могут пострадать, наверное, российские туристы, выезжающие в Европу и Америку. Им придется как-то искать способ перевозки денежных средств. Но и в этом случае сложности для российского туриста в поездке в Италию, Испанию, или Грецию – это не проблема России, а проблема тех стран, которые потеряют в турпотоке. Тем, кто не захочет терять туристов придется разрешать использование карт «Мир». Это все. Разумеется, прибавит суеты и лишних действий, а значит совершенно не нужно европейскому бизнесу, который будет пытаться не допустить отказа от SWIFT для России. Хуже всего для европейцев будет, если европейские банки будут пытаться привлекать к ответственности за наличие российских банковских субсчетов. Это фактически станет началом создания альтернативной российской финансовой системы. При этом некоторый риск будет и у российских банков и компаний, которые рискуют получить заморозку средств на таких субсчетах. Неприятно. Но вряд ли смертельно. Особенно если внедрить механизм страхования от таких случаев.
Таким образом, предложение Европарламента не только негативное для самих европейских финансово-промышленных кругов, но и в потенциале приводящее к созданию самостоятельных финансовых кластеров в мире. А это уже совсем другая история.
Интересно, что на этой неделе проявилось как минимум две зеркальные игры в четыре руки, когда не только Россия соревновалась с США, но и действовали иные привлеченные государства. Возможно, эти зеркальные действия остались незаметными для наблюдателя, но я попробую рассказать о них подробнее.
Первое, это игра в шпионские игры. Зеркальная ситуация, в таком случае, связана с провокационными заявлениями и не менее провокационными предложениями. Болгария заявляет о российском следе в деле о взрывах на военных складах в Болгарии и на этом фоне высылает сотрудника российского посольства в Софии. При этом одновременно официальная София обращается к России якобы за помощью в расследовании этих событий. Как вы понимаете – это провокация, призванная сделать обвинения в адрес России якобы более достоверными «ведь вы сами же участвовали в расследовании».
Зеркальный ответ пришел из Белоруссии. Где вслед за демонстрацией фильмов о покушении на Лукашенко белорусская сторона обратилась к США за помощью в расследовании данного покушения. Это очевидный зеркальный ответ на болгарскую провокацию, демонстрирующий, что Россия прекрасно понимает те мотивы, которые использует Вашингтон руками Софии и готова действовать так же в ответ, руками Минска.
Вторая ситуация – это вакцинные игры. На этой неделе последовали весьма провокационные действия по отношению к российской вакцине «Спутник V» со стороны Чехии и Словакии. Заявления. Призванные запятнать качество вакцины и одновременно ущипнуть Кремль, который (по мнению Вашингтона) использует тему вакцины в качестве орудия внешнеполитической деятельности.
Зеркальный ответ прилетел из Анкары, которая как раз искала способ отплатить Вашингтону за заявление Байдена о геноциде армян в 1915 году. Независимо от того, каковы основания США считать события 1915 года геноцидом, Турции данный ход Вашингтона более чем не понравился. Однако ответить выходом из НАТО или даже отказом США в использовании базы «Инжерлик» Анкара не может, так как это спустит на нее всех собак. А вот ущипнуть вакциной – вполне. И вот уже Анкара закупает 50 миллионов доз вакцины «Спутник V». Уверен, в Вашингтоне правильно поймут и этот жест Анкары и то, что за ним стояло предложение Москвы.
Таким образом Россия переходит к зеркальным ответам не только на действия самих США, но и на отдельные нападки, срежиссированные Вашингтоном в странах-сателлитах. На данном витке противостояния это вполне удается. В будущем есть сомнения, Вашингтон может продолжить загребать жар чужими руками, при этом у Москвы далеко не всегда может найтись зеркальный ответ. И тогда придется переходить к работе на опережение.
На внутреннем фронте с большими переменами
Собственно, такая работа уже началась на внутреннем театре действий. Россия наконец то начала применять действенные и реальные меры, направленные против зарубежного влияния на территории страны. Речь идет о признании штабов Фонда борьбы с коррупцией экстремистскими организациями и признанием иностранными агентами некоторых средств массовой информации.
Не проходило ни дня на этой неделе, чтобы не прилетела новость одна интересней другой о борьбе властей против пятой колонны. Многие из этих мер российская патриотическая общественность ждала долгие годы и недоумевала почему они еще небыли приняты. И хотя реакция еще не в полной мере проявилась против этой самой пятой колонны, активность властей уже является небывалой.
Признание иностранным агентом «Медузы» (зарегистрированной в Латвии) ожидалось уже давно. По всем параметром издание подходит к этому статусу. Принятие решения по «Медузе», одновременно с введением штрафов за распространение материалов СМИ-иностранных агентов без соответствующего указания в материале вызвало в отдельных кругах просто истерику. Иначе назвать нельзя. Например, высказывания небезызвестного Алексея Венедиктова.
Еще одним ударом должен стать рассматриваемый проект постановления Правительства России о просветительской деятельности, который станет препоной для лжепросветительства под эгидой иностранных структур (от USAID до различных фондов, например, Карнеги, Аденауэра или Эберта). Удар может стать самым мощным и поставить крест на многих форматах продвижения механизмов формирования пятой колонны в России.
Наконец, признание штабов ФБК экстремистской организацией ставит финальную точку в шизофренической ситуации, когда организация, действующая против интересов России и, не смотря на свое название, погрязшая в коррупции, все же получила заслуженное признание. Это, как минимум не даст возможности прикрываться официальным статусом при подготовке и организации запрещенных форм массовой активности. При этом, традиционный аргумент о необходимости сохранения таких форм для того, чтобы знать противника в лицо, не выдерживает критики. Для этого должны быть свои, специально созданные форматы, для абсорбции протестного элемента, а не структуры типа штабов ФБК.
Таким образом, очевидно, что холодная война набирает обороты, а методология ее приобретает все более и более причудливые формы. В будущем же, вероятно, нас ждет ещё не мало новых и увлекательных эпизодов. По крайней мере вплоть до встречи «Путин-Байден» или ее торжественного срыва.
М.Тирских, Науч. рук. "АЦБР", глав. ред. журнала "Exlegis: правовые исследования"
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.