«Бизон» восстал из пепла: редкий гигантский бомбардировщик М-4 поставили на шасси
Самолет-гигант советских времен — бомбардировщик М-4 — появился в Музее авиации в Верхней Пышме.
Машину в разобранном виде доставили на Урал из Подмосковья еще весной нынешнего года. Для ее перевозки потребовалось десять фур и трейлеров.
Сборка велась в течение двух последних месяцев, на днях реставраторы окончательно восстановили внешний вид М-4. Бомбардировщик предстоит еще покрасить, и в День авиации уникальную машину представят посетителям музея.
В России сохранилось всего три экземпляра этого реактивного бомбардировщика, разработанного отечественными конструкторами КБ имени Владимира Мясищева в 50-х годах прошлого века. Самолет-большегруз создавался, в том числе, для доставки многотонной ядерной бомбы на территорию противника, вплоть до другого континента. Он мог поднимать до 24 тонн на высоту почти в 11 километров, развивать скорость до 950 километров в час и преодолевать расстояние до восьми тысяч километров. В Вооруженных силах СССР самолеты этой серии использовались до 1993 года в качестве топливозаправщиков, причем эта операция — дозаправка судна — проводилась в воздухе.
Первый полет М-4 совершил 20 января 1953 года. За огромные размеры (длина машины 47,6 метров, размах крыла более 50 метров) в НАТО бомбардировщикам такого типа было присвоено название «Бизон». Самолет М-4 стал первым в мире реактивным серийным межконтинентальным носителем ядерного оружия, на несколько месяцев опередив своего главного соперника — американский B-52. 9 мая 1954 года бомбардировщик М-4 лидировал на воздушном параде над Красной площадью. В этом же году началось обучение полетам на нем в боевых частях. Пилоты долго не могли привыкнуть к размерам машины и особенностям ее конструкции.
— Одна из особенностей М-4 — велосипедное шасси. Основные стойки колес расположены впереди и сзади самолета и убираются в фюзеляж. Для обеспечения устойчивости во время движения по аэродрому применялись специальные опорные шасси на конце крыла, — пояснил «РГ» директор музейного комплекса Виктор Севостьянов.
Самолет разделили на части еще в конце девяностых годов прошлого века. Все бомбардировщики этого типа уничтожались по договору об ограничении стратегических вооружений межу США и СССР.
С двухтысячных детали нескольких машин хранились на площадках авиапредприятий под открытым небом.
— Бережно разбирать по стыковочным пластинам тогда не стали, корпус разрезали болгаркой, как раз рядом с соединительными деталями. Никто тогда не рассчитывал, что его будут восстанавливать. Соединить машину обратно в единое целое было крайне сложно: железо не склеишь, — объяснил проблемы, с которыми пришлось столкнуться, реставратор Олег Лейко.
Все работы по сборке «Бизона» на Урале велись на открытой площадке, без какой-либо секретности, и любопытные посетители музея могли наблюдать, как становится на крыло стратегический бомбардировщик.
Сейчас он стоит рядом с другим советским реактивным самолетом — Ту-16 ЛЛ, получившим в североатлантическом альянсе прозвище «Барсук». Это более поздняя многоцелевая машина.
Отметим, что М-4 — уже седьмой реактивный самолет в коллекции музейного комплекса УГМК. Лишь немного уступают ему в размерах — это истребитель-перехватчик МИГ-31 и фронтовой бомбардировщик СУ-24М. Для реактивных машин в недалеком будущем планируют создать отдельную выставочную площадку.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.