Белоруссия в новой геополитической реальности: враг теперь не только на западе
За последний месяц ситуация в Восточной Европе подошла к черте, отделяющей континент от масштабного горячего конфликта. В условиях украинского кризиса, растущей в странах Запада русофобии и постоянного наращивания сил НАТО у границ Союзного государства власти Белоруссии вынуждены переводить жизнь республики на предвоенные рельсы.
Большинство из принимаемых сегодня официальным Минском решений так или иначе связаны с военно-политической обстановкой вокруг страны, а значит, лозунг «Все для победы!» становится в жизни Белоруссии основополагающим.
В прошлые годы южное направление не рассматривалось руководством Белоруссии как таящее в себе серьезную угрозу. В то же время белорусские власти неоднократно указывали, что после Майдана 2014 года и прихода к власти в Киеве националистов ситуация на белорусско-украинской границе стала ухудшаться. Именно здесь наблюдался рост контрабанды, и именно через нее в республику проникало оружие, а также украинские радикалы и экстремисты. Особенно это стало заметно после президентских выборов в Белоруссии августа 2020 года, когда в Минске напрямую обвинили Киев в содействии попытке организовать в стране государственный переворот, а Александр Лукашенко потребовал укрепить южную границу государства. Однако вплоть до начала специальной военной операции (СВО) России в белорусской столице всерьез не рассматривали возможность внешней агрессии со стороны Украины, а с потоком экстремистов и оружия вполне успешно справлялись белорусские пограничники и службы государственной безопасности.
В частности, еще в марте сообщалось, что белорусские Вооруженные силы (ВС) начали проводить в южных областях республики перемещения батальонно-тактических групп (БТГ). Это компактные и мобильные подразделения с численностью порядка 800 человек с поддержкой тяжелой техники. По различным данным, тогда к украинской границе были выдвинуты 5 БТГ, главной целью которых являлось недопущение проникновения на территорию Белоруссии «различных националистических вооруженных формирований» и оружия. Позже стало известно, что количество таких групп было увеличено, а уже в конце апреля на южных рубежах появились танки и иная тяжелая техника белорусских Вооруженных сил. Помимо этого, именно на украинском направлении были развернуты дополнительные силы противовоздушной обороны республики, в том числе зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-400 «Триумф» и оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер», которые остались в Белоруссии после совместных с РФ военных учений «Союзная решимость». Все это серьезным образом укрепило южную границу страны, на которой ситуация с каждым днем становится все более опасной.
Можно вспомнить, что после того как северную Украину покинули российские войска, сюда стали стягиваться части украинской армии и теробороны, которые начали создавать здесь не только оборонительную линию, но и укрепрайоны. В Минске уже отмечали, что появление на границах Белоруссии десятков тысяч украинских военных, среди которых есть и диверсионные подразделения, несет в себе серьезную угрозу для страны. Более того, подобные опасения в последнее время только усилились с учетом накачивания Украины западным вооружением, которое с каждым разом становится все более смертоносными. В данном случае речь идет об объявленных США и Великобританией поставках Киеву ракетных системах залпового огня (РСЗО) Himars и M270 соответственно. Эти комплексы обладают серьезной дальнобойностью и могут поражать цели на расстоянии до 80 км. При этом в случае необходимости дальность стрельбы может быть увеличена за счет специальных боеприпасов.
В этой связи не случайно еще 4 мая в Белоруссии было объявлено о начале внезапной проверки сил реагирования, самая активная часть которой проходит на южном направлении. В настоящее время идет уже третий этап учений, который только подтверждает тот факт, что в Минске готовятся отражать агрессию не только со стороны Запада, но и с Украины. Так, было объявлено, что белорусские военные начали расконсервацию военной техники, которая находилась на длительном хранении для того, чтобы проверить ее состояние и готовность выполнять боевые задачи.
Кроме того, маневры проводятся не только в полевых, но и городских условиях. Например, 26 мая в Бресте, военнослужащие 38-й отдельной десантно-штурмовой бригады отрабатывали форсирование реки Мухавец в 60 км от границы с Украиной. 1 июня Генштаб белорусской армии сообщил, что «в рамках третьего этапа подразделения сил немедленного реагирования завершили выполнение задач на операционных направлениях, отрабатывают вопрос по переброске на большие расстояния и создание группировки на одном из тактических направлений». Было отмечено, что выполнение подобных мероприятий позволит «повысить уровень подготовки командиров и личного состава подразделений к выполнению задач на незнакомой местности» и «будет способствовать повышению военной безопасности Белоруссии».
Несмотря на то, что официально все перемещения белорусской армии производятся для усиления безопасности страны, это уже вызвало резонанс за ее пределами. В частности, в Киеве снова стали говорить о том, что Белоруссия либо готовится напасть на Украину, либо специально привлекает к себе внимание, чтобы оттянуть часть резервов ВСУ, которые могли бы отправиться на Донбасс. Более того, звучат и вовсе странные заявления. Например, Генштаб ВСУ заявил, что расконсервация белорусской военной техники проводится, чтобы она в дальнейшем была передана российским военным для участия в СВО.
Неадекватность украинского руководства, которое может пойти на любые авантюры, вплоть до реальной попытки вторжения в Белоруссию, привела к тому, что Александр Лукашенко решил создать на южном направлении отдельное оперативное командование Сухопутных войск. До настоящего времени в республике их было только два — Западное (в направлении Польши) и Северо-Западное (Прибалтийское направление).
«Это условия военного времени, но пока без войны», — заявил белорусский лидер, очерчивая новые геополитические и военные реалии, в которых оказалась Белоруссия.
Вместе с тем, уделяя особое внимание украинскому направлению, в Минске не забывают и о возможной агрессии со стороны стран НАТО. Особенно это актуально с учетом явно экспансионистских настроений в Польше, где мечтают вернуть себе «Кресы Всходние», куда в свое время входили и западные области современной Белоруссии. Повышает опасность и продолжающееся наращивание военной мощи Североатлантического альянса на западных границах Союзного государства. В Европе уже находятся 100 тыс. американских солдат и, по всей видимости, это не предел, так как их постоянного присутствия требуют Польша и страны Прибалтики. Как отмечал недавно посол США в Варшаве Марек Бжезинский, в этой стране уже находится более 12 тыс. военных из Соединенных Штатов и значительное количество военной техники: истребители F-35, системы ПРО Patriot и танки Abrams. С учетом того, что в последние месяцы учения НАТО идут не прекращаясь и будут продолжены в ближайшие месяцы, количество натовских солдат у границ Белоруссии и России меньше становится не будет. Тем более, что США уже планируют построить в Польше более 110 военных объектов за 10 лет.
Как отметил 2 июня государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович, сегодня наблюдается резкое увеличение интенсивности ведения воздушной разведки в отношении республики, а также «масштабов и активности мероприятий оперативной и боевой подготовки». Все это, а также многое другое заставило руководство Белоруссии нарастить дежурную военную группировку и на западном направлении. В частности, на границу с Польшей были отправлены дополнительные «механизированные подразделения, минометные расчеты, дивизионы артиллерийской бригады, военнослужащие зенитного ракетного полка, расчеты беспилотных авиационных комплексов».Помимо активизации действия армейских подразделений, опасаясь возможного вторжения, в Минске решили пойти еще дальше. В конце мая Александр Лукашенко дал поручение создать в республике народное ополчение. По мнению белорусского лидера, оно должно будет существовать параллельно с уже сформированной в стране территориальной обороной, развитием которой в Белоруссии занимаются уже не первый год. Это специальное формирование численностью порядка 120 тыс. из числа военнообязанных граждан, находящихся в запасе. Официально, тероборона должна созываться только на время войны или в условиях «напряженной военно-политической обстановки». Однако и в мирное время проводятся постоянные учения, которые контролируются руководителями областей и города Минска. Главной их целью является отработка совместных с частями ВС боевых задач, подготовка к борьбе с диверсантами и ведению партизанской борьбы и пр.
О том, чем будет отличаться народное ополчение от территориальной обороны, Лукашенко сказал 3 июня. По его словам, при каждом сельском совете будет созданы отряды из 50 человек, каждому из которых раздадут оружие, «чтобы могли защитить свой дом». В случае военных действий они трансформируются в партизанское движение и будут «резервом для территориальной обороны». В Генштабе Белоруссии считают, что оружия для реализации подобной идеи достаточно, а само народное ополчение будет мирным свидетельством того, «что не надо соваться, потому что ответ будет адекватный».
В целом же, все последние действия белорусских властей говорят о том, что страна постепенно приспосабливается к новой геополитической реальности. Александр Лукашенко ранее неоднократно заявлял, что в отношении Белоруссии готовится план военной агрессии, но до февраля нынешнего года речь шла о НАТО и Польше в частности. Сегодня же к западному направлению присоединилось и южное, что требует от официального Минска адекватного реагирования. И какие бы сказки сегодня не звучали из Брюсселя, Вашингтона, Варшавы или Киева, в Белоруссии, как и в России, в них перестали верить и предпочитают действовать на упреждение.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.