На Западную Украину все пристальнее засматриваются «исторические владельцы»
В Венгрии пригрозили Украине вводом войск. По словам министра иностранных дел этой страны Петра Сийярто, в случае чрезвычайных происшествий в украинском Закарпатье Будапешт готов защитить проживающих там венгров любым способом, в том числе силой оружия.
«В нашей стране подготовлены сценарии военной чрезвычайной ситуации. В наших интересах, чтобы на востоке как можно скорее установился мир, потому что тогда мы сможем избежать опасных подготовленных сценариев, чтобы спасти и защитить 150 тысяч живущих в Закарпатье венгров силой оружия. Для этого мы готовы реализовать любые подходящие сценарии», — подчеркнул П. Сийярто.
Министр также отметил, что власти его страны делают всё возможное, чтобы не втянуться в российско-украинский конфликт. Он напомнил, что Венгрия отказалась отправлять оружие на Украину, считает, что и санкций против России уже достаточно. По мнению главы венгерской дипломатии, Западу уже пора сосредоточиться на мире, или по крайней мере на прекращении огня.
Действительно, Венгрия на фоне всего остального Евросоюза смотрится белой вороной, отказываясь от любой поддержки Украины и от ввода антироссийских санкций. За это в Киеве ее частенько обвиняют в симпатиях к Москве и «пророссийском» характере венгерского правительства.
Очевидно, украинским властям трудно осознать, что позиция Будапешта вовсе не пророссийская, а провенгерская и заключается в отстаивании собственных национальных интересов и отказе от безумных выстрелов ЕС по ногам (или даже в легкие, по выражению венгерских политиков) в угоду «евроатлантической солидарности» и по требованию Вашингтона, который таким образом хочет не только ударить по России, но и ослабить Европу.
Так же, как Киеву трудно понять, что отказ от поддержки Украины продиктован не симпатиями к Кремлю, а защитой интересов этнических венгров, права которых на Украине откровенно нарушаются.
В Европе венгры составляют часть населения таких стран, как Румыния, Словаки, Сербия, Чехия и Украина. В последней их более 150 тысяч человек, все они проживают в Закарпатье, составляя около 12% населения области, они – самое многочисленное меньшинство в регионе. В приграничных городах и поселках венгры и вовсе составляют большинство населения.
Стоит напомнить, что историческая Карпатская Русь еще в 10-м веке вошла в состав Венгерского королевства, вместе с которым она стала частью империи Габсбургов и Австро-Венгрии, после распада которой досталась Чехословакии. Однако в составе последней пробыла недолго. Еще меньше просуществовала образовавшаяся после раздела Чехословакии Карпатская Украина Августина Волошина, безуспешно пытавшаяся снискать поддержку Гитлера, который, не раздумывая, отдал самопровозглашенную республику венграм. Лишь после войны Закарпатье было присоединено к Советской Украине. Однако надо понимать, что у Будапешта есть серьезные исторические обоснования теоретических претензий на эту территорию.
Пока теоретических. Официально Венгрия никогда таких претензий не высказывала, несмотря на то что украинские политики постоянно обвиняют ее в планировании аннексии Закарпатья. При этом Будапешт никогда не скрывал намерений любыми способами защищать оставшихся на территории региона этнических венгров.
И есть от чего защищать. Украина с первых дней независимости взяла курс на построение унитарного моноэтнического государства, в котором не было места для самоуправления территорий, населенных нацменьшинствами, их возможностям контактировать с «материнскими» странами, даже официально иметь свой язык и пользоваться им за пределами своих домов.
Разумеется, эта политика была направлена против русских и русскоязычных, однако она задела абсолютно всех, тем более что к венграм, полякам, румынам и прочим народам украинские националисты любви тоже никогда не питали.
После победы нацистского переворота в 2014-м наступление на права нацменьшинств началось с огромной скоростью. В стране был принят целый ряд дискриминационных законов, ограничивающих право на официальное использование языков нацменьшинств, обучения на них. Законы эти коснулись не только русских, но и прочих «некорінних», включая венгров.
В Будапеште на это отреагировали моментально, начав блокировать все поползновения Киева по линии НАТО и ЕС, требуя отмены дискриминационных законов. В Киеве это, разумеется, объяснили «пророссийской позицией» Венгрии. Еще одним обвинением в адрес Будапешта стало якобы стремление отобрать силой Закарпатье. Поводом для этого стали многочисленные скандалы с раздачей венгерских паспортов в регионе.
Самый громкий скандал разразился в сентябре 2018-го, когда в Берегово, считающемся самым венгерским городом региона, засняли видео процесса раздачи документов, в ходе которого новые обладатели паспортов соседнего государства в торжественной обстановке приносили присягу на верность Венгрии, трижды повторяя клятву на фоне венгерского флага. А потом их учили, как нужно скрывать от государственных структур Украины факт получения второго гражданства.
Стоит отметить крайне важный момент. Больше всего венгров за пределами Венгрии проживает в США, Канаде, Румынии, Словакии, Сербии. Украина в списке по количеству венгров только на шестом месте. Но почему-то Будапешт раздает свои паспорта только там. О чем это говорит? О том, что в других странах венграм ничего не угрожает, и их не нужно защищать с помощью тех же паспортов.
Или, может, Будапешт и впрямь работает на перспективу, ожидая, когда Украина развалится, чтобы «забрать свое»? Или если Киев сам даст для этого повод.
Надо отметить, что разговоры о возможном разделе Западной Украины «историческими владельцами»: Польшей (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, Ровенская и Волынская области), Венгрией (Закарпатье) и Румынией (Южная Бессарабия и Северная Буковина) велись все годы украинской незалежности, когда развалился СССР, и определенные политические круги в этих странах начали разгонять идеи реваншизма. Круги главным образом маргинальные – на официальном уровне ничего подобного никогда не звучало ни в Варшаве, ни в Будапеште, ни в Бухаресте.
Объясняется это в первую очередь тем, что коллективному Западу нужна была Украина как инструмент давления на Россию и он ни за что не позволил бы своими вассалам нарушить ее территориальную целостность, что дало бы повод Москве тоже требовать свое, а это уже речь о большей части страны, от которой при таком разделе остались бы рожки, да ножки. Кроме того, никто не хотел взваливать на себя экономически убыточные регионы с чужим населением.
Если венгры и румыны составляют приблизительно по 12% населения соответственно Закарпатья и Северной Буковины, то в той же Львовской области поляков – менее 1%. Это результаты этнических чисток времен Второй мировой и обмена населением между СССР и Польшей (операция «Висла»). Варшава не раздает на Украине паспорта, как Будапешт (по некоторым данным число выданных паспортов уже в два раза превышает число собственно этнических венгров) и Бухарест, ограничиваясь «картой поляка». Многие эксперты уверены, что, несмотря на притязания националистов на «возврат восточных кресов», польские власти не очень жаждут получать землю вместе с не очень лояльным (мягко скажем) местным населением, которое они предпочли бы видеть у себя в качестве «заробитчан», а не равноправных граждан.
Что же касается Румынии, то ее исторические претензии связаны большей частью с Бессарабией (нынешняя Молдова), Южная же Бессарабия (часть Одесской области) и Северная Буковина интересуют Бухарест куда меньше.
Но главная причина – все же отсутствие разрешения Запада, которому, повторюсь, нужна Украина в нынешнем виде. В каком случае его позиция может измениться?
Ответ очевиден: если Украина развалится сама или же появится отчетливая перспектива ее перехода в том или ином виде под контроль России. Именно второе сейчас и происходит.
Буквально накануне СВО писатель, телеведущий и политолог Дмитрий Куликов в эфире YouTube-канала «СМЕРШ. Крымский Фронт» заявил, что западные страны разработали военный сценарий по захвату Буковины и Галичины. В качестве обоснования своей точки зрения он назвал тот факт, что накануне этого американский президент Джо Байден распорядился перебросить несколько тысяч военнослужащих армии США на восточный фланг НАТО (в Румынию и Польшу), что, по мнению эксперта, является подготовкой к захвату западной Украины с целью не дать ей присоединиться к России.
Что ж, если до СВО это звучало диковато, то сегодня уже нет. А если допустить, что Запад намеренно провоцировал ввод российских войск на Украину, чтобы навязать нам долгий и изнурительный конфликт наверняка, то совсем не надуманным видится вариант, при котором страны НАТО – соседи Украины могут ввести на запад Украины своих военных под предлогом миротворчества, разминирования (оба варианта, кстати, обсуждались в польских СМИ) и т. д.
Эксперты считают, что недавно принятый на Украине закон, уравнивающий граждан Польши в правах с украинцами, разрешающий им служить в силовых структурах и пр., призван легализовать польское военное присутствие на территории Украины с фактическим «аншлюсом» того, что поляки успеют занять, опередив союзные силы.
Кроме того, некоторые эксперты указывают на то, что в Польше уже не считают недопустимым появление протяженной границы с Россией и отказываются от идеи обязательного существования буферного государства, коим могла бы быть условная Западная Украина. Если уж иметь границу с Россией, лучше иметь ее в районе Хмельницкого, чем в районе Львова.
Что касается Румынии, то в ходе мировых войн мы уже видели, как быстро они «подбирают» то, что считают своим. Опыт оккупации всей Бессарабии и Северной Буковины у них есть.
Венгрия стоит в этом списке особняком. С одной стороны, она «претендует» на куда меньшие территории, с другой – на этой территории проживает весьма многочисленная диаспора, защищать которую Будапешт неоднократно торжественно обещал. Так что венграм для ввода войск в Закарпатье и повод придумывать не надо.
В конце мая премьер-министр Венгрии Виктор Орбан объявил о введении режима ЧП в стране из-за ситуации на Украине. Этот режим позволяет премьеру использовать любые средства для защиты граждан Венгрии, где бы они ни находились. В том числе принимать решение об использовании армии за границей без консультаций с парламентом. То есть законное право у Орбана есть. Осталось только дождаться удобного повода. Во всяком случае, если на территорию Украины зайдут Польша и Румыния, Венгрия совершенно точно не будет стоять в стороне и наблюдать.
Венгрию интересует территория, удаленная от основных театров военных действий, так что риск столкновения венгров с российскими войсками минимален. Чего не скажешь о поляках и румынах. Последние могут попытаться прихватить не только Буковину, но и Бессарабию, что может привести к новой войне в Приднестровье и попытке румын оккупировать Одессу со всеми вытекающими последствиями.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.