Балтийская коса: Польша грозит запереть наш флот на рейде в Балтийске

 

Вошедшие в воинственный раж поляки не оставляют намерений заблокировать российский Калининград. Минувшей весной они подбивали прибалтов перекрыть туда сухопутный транзит. Чем это закончилось известно: прибалты сами едва не оказались без транзита, составляющего немалую часть их национального бюджета.

Теперь пшеки заговорили о морской блокаде нашего западного анклава. И чертят уже на своих картах линии предполагаемого ими перекрытия выхода в открытое море (западную его часть) для российских кораблей, базирующихся в Балтийске.

В Польше, как и в республиках Прибалтики, в частности, в Литве, давно не скрывают желания поделить между собой российскую Калининградскую область. Подначивают присоединиться к ним также Германию, немалое число жителей которой за семьдесят с лишком лет, прошедших со времени окончания Второй мировой войны, не смирились с потерей, как они считают, «исконно своей» Восточной Пруссии. ФРГ, впрочем, на провокации с претензиями на «старые земли» предпочитает не поддаваться. По крайней мере, пока. А вот поляки…

Еще в конце 2010-х они заявили о намерении прокопать канал через Балтийскую косу, которую называют Вислинским заливом. Для того якобы, чтобы «обеспечить беспрепятственный доступ своим судам к расположенному там эльблонгскому порту. Хотя проход их кораблей через наши территориальные воды, Балтийскую косу, Россия препятствия не чинила. А заодно насыпать в заливе искусственный остров. Мэр Эльблонга Ежи Вильк заявлял по этому поводу, что у проекта есть как экономические, так и политические причины, поскольку «в прошлом случалось, когда Россия запрещала перевозку грузов через Балтийский пролив». Что, якобы, на несколько лет «заморозило работу порта». Когда такое случалось и по какой причине, вспомнить, однако не смог.

Ближе к истине те, кто говорит о перспективах размещения на гипотетическом острове военной базы НАТО. Или, как минимум, базы для ее снабжения, для размещения радиолокационной станции.

Заявленные размеры будущего рукотворного географического объекта — 181 гектар. Стоимость строительства (по данным на 2020 г.) — 880 млн. польских злотых, что примерно полтора десятка млрд. рублей. Как писали три года назад в эйфории от мега-проекта польские СМИ, остров будет виден из космоса. И давали понять, что задача его не туристов в их страну привлекать, «а совсем иная».

На сегодня о работах по насыпному острову ни слуху, ни духу. Будут «сооружать» его польские паны — не будут? И на чьи средства — Евросоюза, США?

К слову, Брюссель в свое время запретил Польше продолжение строительства канала через Балтийскую косу, соединяющего Вислинский и Гданьский заливы. Ведь первый из них не морской залив, а лагуна. С морем его соединяет небольшой узкий пролив. И все условия в нем сильно отличаются от морских. При этом уровень Вислинского залива примерно на 4−5 см выше уровня Балтийского моря.

Не отказываются они и от своей идеи блокировать наш военный флот в Балтийске. По некоторым данным, разрабатывают в настоящее время масштабную военную операцию по «зажатию» его «в тисках». И отслеживают любые его «подвижки». Как это было с недавним переходом из Балтики в Средиземное море двух ракетных корветов — «Сообразительный и «Бойкий», вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами комплекса «Уран».

Чем грозят такие перспективы российскому анклаву? Реально ли заблокировать Балтфлот РФ, не самый сильный из наших флотов, но наиболее уязвимый, как многим кажется, учитывая близость недружественных государств — членов «оборонительного» Североатлантического альянса?

Как считает Константин Сивков, военный эксперт, доктор военных наук, «Калининградская область наряду с Корейской демилитаризованной зоной и военно-морской базой в Китае считается одной из самых охраняемых в мире военных территорий. Там сосредоточена внушительная межвидовая войсковая группировка. Военного потенциала региона достаточно, чтобы дать отпор, кому угодно.

Польская агрессия может запустить необратимую цепную реакцию, в ходе которой будет разрушена и она сама, Польша, и Прибалтика. 152-я ракетная бригада 11-го армейского корпуса Балтфлота вооружена «Искандерами». Основное их назначение — уничтожение вражеских систем ПВО и ПРО, а также стратегически важных объектов. Они способны поражать командные пункты и узлы связи, скопления войск и техники, артиллерию, корабли, самолёты и вертолёты на аэродромах и другие военные объекты на расстоянии от 50 до 500 км».

Продолжает тему адмирал Валентин Селиванов, бывший в 1990-е гг. начальником Главного штаба — первым заместителем Главнокомандующего ВМФ РФ, специалистом по оперативному искусству и стратегии, управлению флотами в операциях.

— Балтийский флот для меня родной, я начинал там, прослужив не один год после получения соответствующего образования. И, конечно, продолжаю следить за всем, что связано с ним, — ответил на звонок Валентин Егорович. — Сказать, что поляки удивили своими страшилками о его блокаде, не могу. Это в их обычном стиле. Тридцать лет уже «пугают». Было бы, как говорится, чем. У них какой военный флот? До недавнего времени — один советский эсминец, пара подводных лодок, опять же советского производства, и несколько катеров. Не так давно катера они обновили — на далеко не новые западные. Вот и весь «флот».

— Зато он есть у НАТО, ради которого пшеки и стараются. Канал вот прокопали вопреки запрету ЕС и с технологическими нарушениями, чреватыми серьезными экологическими проблемами.

— С Евросоюзом они мало считаются, видя, как тот лег под американцев. Их нынешний «бог» — Пентагон. Ну, подкинет он им еще пару-другую корабликов, и — что? Пока выберутся из своего Гданьского залива, мы перетопим все их суда, как бы ни были те оснащены.

Я командовал в свое время 12-й дивизией ракетных кораблей Балтийского флота. Промахов у нас не было. А сейчас тем более не будет, учитывая успехи нашего современного вооружения. Плюс — морская, а также наземная авиация, береговые батареи.

— Много разговоров ходит о том, что российский Балтфлот, уступающий по мощи Черноморскому, Тихоокеанскому, Северному, ослаблен сейчас из-за необходимости «держать ухо востро» в Средиземном море…

— Не верьте этому. Западный форпост России защищен надежно — с моря, суши, неба. И кораблей хватает, и береговых комплексов.

— Балтийск, а до 1945 года Пиллау, вошел в историю своими мощными крепостными укреплениями, возведенными когда-то шведами. В середине 1930 годов гитлеровское командование построило там аэродромный военный комплекс с укреплениями, качественную дорогу, которая еще в начале 2000-х дала бы форму иным нашим гражданским трассам… Сейчас все это — развалины. Почему бы не восстановить? В условиях боевых действий любая щель в помощь обороняющихся!

— После Великой Отечественной войны все это какое-то время поддерживалось в рабочем состоянии и использовалось. Но со временем необходимость в использовании отпала. И уже к середине 1970-х комплекс стал разрушаться. Только кино снимай, музей открывай. Что, собственно, и делается. Восстанавливать его, считаю, смысла не было и нет. От современного оружия не укроет. Это — во-первых. А во-вторых, Россия защищает свои границы, не укрываясь от врага, а показывая ему свою силу.

— Как считаете, где может пройти линия заграждения, блокирующая выход наших кораблей из Балтийска?

— Выход в открытое море обеспечен нам через Балтийскую косу. Пусть поляки заявляют что угодно, пугая в большей степени собственных граждан и спекулируя на этом в надежде на очередную помощь янки. Это все обычный их словесный блуд.

***

Балтийская коса — это узкая полоска суши, отделяющая Калининградский залив от Балтийского моря. Её длина — 65 км, из которых 35 км принадлежат РФ, остальные 30 — Польше. Ширина варьируется от 300 до 1800 м в средней и южной частях, и от 8 до 9 км в северной. Покрыта она песчаными пляжами и частично заселёнными дюнами. Соединена с материком на юго-западном конце (польская территория). С российской стороны отделена от материка судоходным каналом (в Балтийске).

До середины 1990-х гг. Балтийская коса была режимным объектом, а в сам Балтийск до 2010 года можно было попасть только с калининградской пропиской.

Балтийская коса — природный феномен, суть которого в противодействии двух природных сил. Морские волны и береговые течения перемещают песок к берегу, а ветер перемещает его на саму косу, образуя эоловые отложения (дюны). Высота дюн косы не превышает 40 метров. Растительность задерживает перемещения масс песка. Процесс образования дюн начался около 6000 лет назад, после образования Вислинского залива. Последний образовался после отступления Валдайского ледника из-за движений земной коры и колебаний уровня Балтийского моря.

Людмила Николаева

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.