Бросок на Крым: Вашингтон ставит Украину на край пропасти
Затишье на западном фронте временное. Морозы, которые могли бы облегчить движение тяжелой бронетехники, так и не наступили. Стороны перешли в затяжное позиционное противостояние, которое ничего хорошего ни ВСУ, ни российской армии не сулит. Но подготовка к большому движению на фронтах идет полным ходом. Не будем вдаваться в подробности российской работы – в этом направлении Генштабу виднее.
Весеннее наступление
На украинской стороне подготовка к наступлению просто кипит. Если еще пару недель назад можно было с уверенностью говорить о нехватке сил и средств для концентрированного удара, то сейчас ситуация меняется. И не в лучшую для России сторону. Речь об анонсированных поставках натовской техники общим объемом в несколько сотен вполне современных единиц. Безусловно, обещать жениться и жениться на самом деле – процессы очень разные, но даже если часть описанного поступит в ВСУ, ситуация на отдельных участках фронта усугубится.
В самом радужном для националистов варианте от НАТО придут почти 900 боевых машин пехоты, бронетранспортеров и прочей легкой брони, более 80 артиллерийских орудий и долгожданные ракеты GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb). Последние призваны обострить ситуацию на фронтах за счет большей дальнобойности – построенные вокруг планирующей бомбы GBU-39/B способны улететь на 150–160 км. Запускаются они из стандартных установок M142 HIMARS и M270 MLRS.
По данным The New York Times, Вашингтон готов одобрить использование данного оружия по целям в Крыму. Ничего удивительного и неожиданного в этом нет – еще в августе прошлого года американцы разрешили атаковать Крым американским оружием. Об этом, в частности, упоминала Politico. Что мы и наблюдали впоследствии в ходе атак морских дронов на Севастополь. Но прошлым летом у ВСУ не было столько современного вооружения натовского образца, да и ракеты из HIMARS летели всего на 80 км. Сейчас у националистов, подбадриваемых США, может сложиться иллюзия доступности Крыма.
И действительно, планирующими GLSDB украинцы могут достать почти до линии Евпатория – Новосёловское – Джанкой – Стрелковое. Другое дело, что для российского ПВО относительно медленная бомба с крыльями не должна представлять особой проблемы. Кроме Крыма, у России более чем тысячекилометровая линия боевого соприкосновения, и американские изделия вполне могут долететь до Курска, Белгорода, Луганска и Мариуполя. Если и говорить о дальнейшей эскалации конфликта, то вот она, на блюдечке.
Впрочем, по последним данным, GLSDB официально не включены в свежий 2,5-миллиардный пакет американских поставок. Обольщаться на этот счет не стоит – Белый дом вполне может передать ракеты втемную, не разглашая подробностей.
Не получат украинцы и колесные танки Styker – заявлено о поставках 90 машин в варианте бронетранспортера, двадцать из которых несут катковые минные тралы (Light Weight Mine Roller – LWMR). Хотя 105-мм пушек к комплектации нет, конфигурация с тралом однозначно говорит об использовании машин не для обороны, а для прорыва укрепленных линий. Аналогичным образом планируется применить 59 дополнительных Bradley М2А2 ODS – вместе с «рождественскими» подарками численность американских БМП уже перевалит за сотню.
В дополнении к технической помощи на Украине идет активная подготовка живой силы. На данный момент известно о создании трех армейских корпусов, в которые, помимо мобилизованных, включены и обстрелянные на фронтах ветераны. Три корпуса, конечно, сильно сказано – в общей сложности собирают не более 75 тыс. бойцов. Один корпус, предположительно, будет действовать в Херсонской области, второй – в Луганской, и третий – в Запорожской. Но это лишь один вариантов развития событий.
Почему именно Крым?
Наступление на Крым выгодно Киеву по многим причинам.
Прежде всего, это удовлетворит амбиции Соединенных Штатов, считающих украинский прорыв через Херсонскую область на юг способом сделать Россию сговорчивее. Журналисты The New York Times озвучивают мнение высокопоставленных чиновников Белого дома, оценивающих риск потери Крыма очень чувствительным для Кремля. Как только ВСУ войдут в Крым, Россия тут же попросит мирные переговоры – логика примерно такая.
На стратегическом уровне замысел вполне понятен, попробуем разобраться с оперативно-тактической ситуацией. Насколько Крым по зубам ВСУ?
Если сравнивать Херсонскую область с Запорожьем и Донбассом, то именно здесь проще всего наступать. Вокруг степь, минимальная урбанизация и лишь ирригационные каналы могут представлять сложности наступающим порядкам. Оборонять такие территории очень сложно. Даже в распутицу местные грунты не превращаются в непроходимую жижу, как черноземы Харьковщины и Донбасса. Часть территории на левом берегу Днепра выстлана песчаниками, что позволяет даже колесной технике неплохо перемещаться по переувлажненным грунтам.
Нет особой нужды даже придерживаться трассы Алешки – Николаевка – Армянск. В новых поставках НАТО киевскому режиму немало высокоподвижной бронетехники – Stryker, «колесные танки» AMX-10RC, HMMWW и MRAP на базе грузовиков. Важны еще и грузовики, обещанные Германией, обеспечивающие логистику наступающих войск.
В случае прорыва по степи до Перекопского перешейка по прямой около 90–100 км. Это примерно два дня активного наступления. Удар по Крыму, на первый взгляд, выглядит целесообразным в сравнении с другими участками фронта. ВСУ на Донбассе рискуют ввязаться в фатальные для себя наступательные действия – здесь гораздо больше населенных пунктов и долговременных укреплений, что кардинально осложняет возможности для атаки.
В Запорожье Россия успела стянуть немалые силы и создать несколько рубежей обороны. И широко разрекламированное рассечение российской группировки на две части с выходом на Мелитополь или Бердянск не имеет для ВСУ особого смысла.
Во-первых, даже в случае успеха и выхода к Азовскому морю, войска растянут фронт, подставляя фланги.
Во-вторых, даже потеря сухопутного коридора в Крым не является фатальной ни для донбасской, ни для крымской группировок.
Из всего вышесказанного становится вполне понятно, почему американцы смягчают свою позицию относительно наступления на Крым и формально не противятся этому. В последних заявлениях Белый дом лишь просит подождать с прорывом для поставок обещанного вооружения в полном объеме.
Только вот все доводы в пользу Крымской операции ВСУ образца 2023 года кажутся высосанными из пальца, если внимательно посмотреть на состоянии фронтов.
Самый главный вопрос – как американцы предлагают ударной группировке переправляться через Днепр?
Даже с учетом всех проблем Российской армии это кажется форменным самоубийством ВСУ. На Днепре миновала осенняя межень, и к весне река неизбежно наберет воду, что еще больше осложнит её форсирование. Самым главным аттракционом будет переброска эскадрона Challenger II на левый берег реки. Наплавным мостом 62-тонную машину перебросить не удастся – придется сооружать гигантские паромы из советских понтонно-мостовых парков. Без английских танков не обойтись – это важный инструмент для поднятия боевого духа и символ ценности события.
По заверениям многих военачальников, у Российской армии сложились проблемы с поражением военных целей на глубине от 7 до 30 км. В частности, об этом заявляет командир батальона «Восток» Александр Ходаковский. Это частично позволяет противнику совершать безнаказанные маневры в оперативной глубине фронта. Но для перехода в массированное наступление техника ВСУ вынужденно подойдет к первой линии обороны на Днепре, где со средствами поражения у российских подразделений все в порядке. Поэтому позиционное противостояние националисты еще могут выдержать, в том числе за счет дальнобойной артиллерии, а с массированным прорывом фронта будут большие проблемы.
Даже если военно-политическое руководство Украины решится на форсирование Днепра, возникает вопрос – какие силы для этого придется привлечь? Три корпуса, которые пока только в процесс формирования и будут готовы не раньше лета? Или придется снимать части с Донбасса и харьковского направления? В этом случае Россия неизбежно ударит в образовавшуюся брешь. Что-то подобное мы видим сейчас в Запорожье, вынужденно оголенное украинцами для поддержки бахмутского направления.
Вариант прохождения частей ВСУ через бутылочное горлышко Перекопского перешейка сейчас кажется чуть менее фантастичным, чем украинский рывок на Москву. Но Вашингтон это, похоже, не смущает. Чего же здесь больше – желания ввести в заблуждение Кремль, подбадривания обреченного Киева или полного непонимания реалий происходящего?
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.