Возможность большой войны Ирана с Израилем: эксперты оценили риск

 

Несколько громких, в прямом и переносном смысле слова, ЧП в Иране и его окрестностях заставили экспертов говорит о том, что конфликт между Израилем и Ираном в любой момент может серьезно полыхнуть и стать неконтролируемым. «Московский комсомолец» расспросил экспертов по Ближнему Востоку, как они оценивают риски большой войны в регионе и как она может затронуть наши интересы.

В ночь на 29 января нанесен удар по иранскому заводу дронов в Тебризе, военному предприятию в Исфахане и по складу боеприпасов в Малларде. Ответственность за нападение никто на себя не взял, в том числе и Израиль. Хотя американские СМИ поспешили заявить об «израильском следе». Тегеран пока никого официально не обвинил.

Не секрет, что Иран и Израиль с трудом терпят друг друга. Так, на днях израильский президент Ицхак Герцог призвал Евросоюз бороться с силами тьмы в лице Ирана. Герцог назвал Тегеран силой зла, так как Иран не только публично призывает к полному уничтожению Израиля, но и якобы «убивает своих собственных сограждан, которые требуют свободы и человеческих и гражданских прав».

По словам военного эксперта Юрия Лямина, конфликт между Ираном и Израилем при посредничестве США, идет уже много лет с разной степенью интенсивности.

— Этот конфликт то тлеет, то разгорается, — считает эксперт. — Однако война спецслужб идет постоянно, а попытки атак, диверсий происходят регулярно. При этом все стороны пытаются не доводить ситуацию до состояния большой войны. Большая война может нанести огромный ущерб всем сторонам, и все это прекрасно понимают.

Юрий Лямин рассказал, что конфликтующие стороны обладают принципиально разным вооружением. Сильная сторона Ирана — беспилотники и баллистические ракеты.

— Иран имеет огромный арсенал баллистических и крылатых ракет, беспилотников, с мощью которых он может нанести очень тяжелый удар по Израилю и американским базам на Ближнем Востоке, — сказал Юрий Лямин. — Соответственно, у США и Израиля мощная авиация, у американцев еще и флот. Они также могут нанести сильный удар по Ирану.

С обеих сторон есть понимание серьезности ситуации, поэтому идет игра на грани фола, но за «красную линию» никто старается не переходить…

Кроме того, нельзя забывать, что Иран находится у Ормузского пролива, и фактически иранские вооруженные силы могут перекрыть все поставки нефти из региона. Это тоже важный фактор, и его учитывают и опасаются на Западе. Этот фактор сдерживает США от большой войны и агрессивных мер против Ирана.

— Основная стратегия Ирана — наносить мощные ответные удары, — сказал он. — Грубо говоря, его защита — в нападении. Поэтому у него основные вложения и были в беспилотники и ракеты, чтобы все помнили, что в случае удара Иран может нанести очень болезненный ущерб, и потому боялись развязывать большую войну. Но дело в том, что конфликт в любой момент может перейти в неконтролируемую фазу, и тогда начнется цепная реакция, когда стороны уже не смогут не отступить.

Если дело дойдет до большой войны, уверен, эксперт, в регионе будет совершенно иной расклад. Если же конфликт останется на уровне точечных ударов и диверсий, сотрудничеству Ирана и России ничего не угрожает.

— Обмены «уколами» между Ираном и Израилем принципиально не отразятся на сотрудничестве Ирана с Россией. А если дойдет до большой войны, то у всех сторон будет столько проблем, что плохо будет всем.

По словам востоковеда-политолога Елены Супониной, данный конфликт связан с иранской ядерной программой и разработкой Тегераном баллистических ракет.

— Переговоры по иранской ядерной программе зашли в тупик и реанимировать договор, который был подписан в 2015 году, в том числе при участии России, очень сложно, — сказала эксперт. — Вину и ответственность за это несут американцы. Еще при Дональде Трампе США вышли из «всеобъемлющего соглашения», но при презенте Джо Байдене было обещано, что этот документ будет вновь оживлен. Однако этого не произошло.

Позиция Израиля, который всегда критиковал это соглашение, также сыграла немалую роль. Но в первую очередь ответственность за это все же несут американцы. Учитывая, что нет соглашения, которое бы регулировало вопросы, связанные с иранской ядерной программой, израильтяне уцепились за этот повод, и сейчас все чаще говорят, что будут решать эту проблему военными способами.

По словам Елены Супониной, до некоторых пор израильтяне действовали точечными методами. Тем не менее и их сложно назвать законными.

— Это методы, которые мало согласуются с международной законностью, тем не менее израильтяне с регулярностью воплощают их в жизнь, — сказала она. — Это убийство ученых-ядерщиков Ирана и различные спецоперации вокруг иранских ядерных объектов, когда, в частности, был занесен вирус в систему компьютерного обеспечения одного из таких предприятий. А сейчас мы видим нанесение ударов с помощью беспилотников по иранским объектам, где производятся баллистические ракеты.

По словам востоковеда-политолога, большой конфликт, который зреет, не выгоден ни одной из сторон. Тем не менее он может перерасти в большую войну.

— Ирану это невыгодно. Израильтяне понимают, что военного потенциала у них недостаточно, чтобы успешно выдержать такой конфликт. Нужна активная поддержка США, а там не очень готовы втягиваться в новую горячую войну в этом регионе. Скорее всего, будут продолжаться такого рода точечные операции. Но они провоцируют Тегеран на ответные действия. Пороховая бочка готова давно, поэтому исключать, что поднесенный фитиль может ее взорвать, на все сто процентов нельзя.

России, уверен эксперт, в данном случае придется выступать в качестве «эффективного посредника». Скорее всего, руководству нашей страны придется занимать сбалансированную позицию.

— Напрямую происходящее с событиями на Украине не связано, — отметила Супонина. — Но необходимо помнить о том, что украинцы все последнее время обхаживают израильтян и просят у них напрямую поставок оружия.

Американцы тоже оказывают давление на Израиль по этому вопросу. Другое дело, что нынешний премьер Биньямин Нетаньяху понимает важность отношений с Россией и рисковать все-таки не будет. Он учитывает важность двустороннего сотрудничества и свои хорошие отношения с президентом Путиным.

Тем не менее, Иран сейчас находится в сложной ситуации и будет ожидать большей помощи от России. Судя по опыту последних лет, Москва обычно занимает сбалансированную позицию, не желает ссориться с Израилем, в то же время, стремясь развивать отношения с Ираном. Видимо, такая политика продолжится в ближайшее время. Лучшее, что может сделать Москва — это выступить в качестве эффективного посредника, с тем, чтобы в регионе не разгорелся новый конфликт.

Дарья Федотова, mk.ru

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.