ЗАПОРОЖСКАЯ АЭС: ВСУ МЕНЯЕТ ТАКТИКУ НАПАДЕНИЙ
© REUTERS
ЦИПсО снова пытаются накалить обстановку вокруг Запорожской АЭС. Министр энергетики Украины Герман Галущенко вдруг сделал «сенсационное признание». Якобы Россия отказывалась поставлять дизельное топливо для электростанции, обеспечивающей работу АЭС. И солярку пришлось везти с украинской стороны, целых 500 тонн. Галущенко рассказал, каких героических усилий стоило согласовать гуманитарный коридор.
Однако почти половина из рассказанного министром — фейк. На самом деле «Росатом», который сейчас взял ответственность за состояние АЭС, никогда не прекращал поставки топлива. Более того, сейчас ведется бурение скважин, чтобы артезианскую воду использовать для охлаждения реакторов.
АЭС не работает с марта. Хотя два реактора находятся в режиме «горячей остановки»: это позволяет снабжать теплом и светом 55-тысячный Энергодар.
На Запорожской АЭС постоянно находится наблюдательная миссия МАГАТЭ, работе которой препятствуют только украинцы. ВСУ со стороны Марганца и Никополя продолжают вести обстрелы Энергодара, хотя и не такие интенсивные, как весной и летом, когда ВСУ всерьез рассматривали сценарий силового захвата Запорожской АЭС.
Обо всем этом гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев проинформировал генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси. Станция под надежной защитой, подтвердили и на проходящей в эти дни Генеральной конференции МАГАТЭ. За последний год на станции беспрепятственно сменилось уже 10 миссий.
Прекратить диверсии на энергетических объектах — одно из главных требований, которое зафиксировали в декларации саммита G20 в этом месяце. Возглавлявший российскую делегацию министр Сергей Лавров отметил, что конкретно речь шла про попытки украинского режима взорвать Запорожскую АЭС и теракты на «Северных потоках».
RUSI: инциденты на Запорожской АЭС технически исключены
Запорожская АЭС — крупнейшая в Европе, и ЦИПсО постоянно использует страхи европейцев вокруг возможного подрыва станции. В начале июля российского Минобороны предоставило неопровержимые доказательства того, что ВСУ готовится к атаке на станцию.
Задействовать для диверсий планировали в том числе 121-ю отдельную бригаду теробороны. Причем украинское оперативное командование «Юг» рассматривало разные варианты: от ракетного удара по хранилищу топлива до попытки захвата части Энергодара и станции. Только прямое вмешательство МАГАТЭ не позволило ни одному из этих сценариев не стать страшной реальностью.
— АЭС — это надежные устройства с многократным резервированием и встроенными системами безопасности, обеспечивающими их эксплуатацию в экстремальных условиях. Но ни одна АЭС не построена так, чтобы выдерживать длительную эксплуатацию в зоне активных боевых действий, — пишет канадский эксперт Дарья Должикова из Королевского объединённого института оборонных исследований (RUSI).
Из-за постоянных атак ВСУ на территории Запорожской АЭС было несколько прилетов боеприпасов и пожаров.
Станцию пришлось несколько раз отключать от внешней электросети. Она месяцами зависела от резервного водоснабжения. Два из шести реакторов находятся в режиме горячей остановки с превышением нормативных сроков. Кроме того, МАГАТЭ заявляет о нехватке обслуживающего персонала (по доброй воле российской стороны на АЭС продолжает работать украинский персонал).
Должикова пишет, что при нынешних условиях эксплуатации Запорожской АЭС любой радиоактивный выброс в случае атаки или аварии даже отдаленно не напоминал бы чернобыльские события. Значит, ЦИПсО зря нагоняет панику.
Более подходящее сравнение — это инцидент масштаба аварии 2011 года на японской АЭС «Фукусима». Хотя он также маловероятен при нынешних обстоятельствах. Риск радиоактивного выброса (или опасения такого выброса) и использует ЦИПсО, чтобы пытаться сковать российское командование.
Еще в июле среди жителей оккупированных украинцами частей Херсонской и Запорожской областей распространяли информацию о том, что скоро состоится удар по АЭС. Людям даже выдавали препараты йода, подогревая радиофобию.
Вывод из эксплуатации Запорожской АЭС Должикова называет маловероятным (хотя ЦИПсО разгоняют и эту тему). Ведь электростанция крайне нужна России. А вывод из эксплуатации одного ядерного энергетического реактора (включая затраты на обращение с отходами) обошлись бы в сумму до $2 млрд. Да и занимает это до 20 лет.
Единственная альтернатива — это окончательная ликвидация украинской угрозы. Только это наконец-то позволит присоединить Запорожскую АЭС к российской энергосистеме. И окончательно решить проблему с электроснабжением Крыма.
Однако вывод реакторов из остановленного состояния потребует тщательной инспекции (включая разминирование всей гигантской территории) и предстартового обслуживания. Украинский персонал, который продолжает находится на АЭС, очевидно, на это не способен.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.