В АТАКАХ КИЕВА НА КРЫМ МОГУТ БЫТЬ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ СУБМАРИНЫ-КАРЛИКИ И БОЕВЫЕ ПЛОВЦЫ
drass. tech
Загадочная работа кипит на одном из предприятий Гирода, пригорода румынской Тимишоары. По заказу итальянской компании Drass из Ливорно (Тоскана) там строится сверхмалая подводная лодка типа «Карлик-Midget» модели DG-160. Информация — от авторитетного американского эксперта в области боевых подводных аппаратов Хая Саттона.
Для кого строится субмарина? Судя по всему, это большая тайна.
Как выясняется, западные союзники давно рекомендуют Киеву обзавестись именно сверхмалыми подводными лодками. Почему такими? Пункты базирования мини-субмарин легче спрятать от российских ракет и авиации. Кроме того, оказавшись в северо-западной части Черного моря (а больше просто негде на оставшейся в распоряжении Киева части побережья их дислоцировать) с ее сравнительно небольшими (от 5 до 14 метров) глубинами, подобные «карлики» проще скрытно выводить на боевые позиции. Допустим — из Одессы к берегам российского Крыма. Или туда же, но уже из дельты Дуная.
Поэтому разговоры на эту тему в Киеве звучат не первый год. В публичном поле все началось еще в 2016-м, когда тогдашний главком ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук внезапно для многих заявил в интервью интернет-изданию Defense Express: «Наши планы предусматривают до 2020 года возродить в составе Военно-морских сил подводные силы в составе 2−4 подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе».
К 2020-му ничего, конечно, ни у Гайдука, ни у его преемников не вышло. Не вышло, как известно, и по сей день. Но мрія-то никуда не делась!
Однако одними только разговорами дело в Киеве не ограничилось. Как сообщила одесская газета «Думская», итальянцы, оказывается, несколько лет назад, еще до начала ожесточенного вооруженного конфликта с Россией, реально обсуждали с Министерством обороны Украины возможность продажи незалежной первых трех единиц как раз DG-160. Те, что, по сведениям «Думской», тоже были итальянцами построены в Гироде. Но — для Саудовской Аравии.
Как, почему — неизвестно. Однако разборчивые саудиты от уже спущенной на воду тройки «Карликов» в конечном счете отказались. Компании Drass потребовалось их срочно кому-нибудь сбыть. ВМСУ показались хозяевам новеньких сверхмалых подлодок самым подходящим вариантом.
«Думская» прокомментировала это так: «Цена вопроса была — 50 млн евро за корабль. Это очень неплохая цена. Сравните: каждый корвет класса „Ада“ (первый из которых для ВМСУ спущен на воду, достраивается в Турции и уже назван „Гетман Мазепа“ — Ред.) обойдется Украине в 300 млн евро».
Теперь, похоже, концепция резко переменилась. Вряд ли случайно Владимир Зеленский в предновогоднем интервью журналу Economist предсказал, что битва за Черное море и Крым в 2024 году окажется основным смыслом и содержанием боевых действий между Украиной и Россией. Совершенно понятно, что наличие в распоряжении Киева собственных хоть каких-то подводных сил могло бы многое решить в этой борьбе.
А что до денег… Чего их теперь украинским генералам считать? Все равно: «Давно гуляем не на свои».
По сути, подарили же натовцы Киеву ни за понюшку табаку все эти «Леопарды», «Челленджеры» и «Брэдли» с «Абрамсами». И много-много чего еще. Наверняка подарят, если сочтут необходимым и эффективным для вытеснения России из Крыма, и сверхмалые, но особо опасные итальянские подводные «Карлики». С обязательствами расплатиться со странами НАТО «когда-нибудь потом».
Впрочем, не пора ли и нам выяснить: что это за штуковина такая, «Карлик-Midget» модели DG-160?
По сведениям Хая Саттона, водоизмещение строящейся субмарины 141 тонна в надводном положении и 169 тонн — в подводном. Что примерно раз в 15 меньше, чем у любой дизель-электрической подводной лодки типа «Варшавянка» Черноморского флота РФ.
Далее: длина «Карлика» 32,24 метра. Диаметр корпуса — 4,12 метра. Это позволяет его без особых проблем вытаскивать из воды и прятать до поры, до времени в хорошо защищенном от наблюдения и от ударов с воздуха береговом ангаре.
Экипаж — 7−8 человек. При этом вполне приличная для не поражающего размерами Черного моря дальность плавания — 2000 миль. Максимальная скорость в подводном положении — до 10 узлов, крейсерская — 5 узлов.
Но самое интересное, конечно, это штатное вооружение DG-160. Несмотря на более, чем скромные размеры этой субмарины, итальянские конструкторы сумели втиснуть в нее до четырех 533-мм торпед. Из них две в носовых встроенных торпедных аппаратах. Еще две крепятся на корпусе субмарины.
Как вариант — для выполнения специального задания на борт можно принять до 6 морских мин. А это уже достаточно серьезно. Допустим, для надежного и долговременного блокирования выхода кораблей Черноморского флота из Севастопольской бухты. Или, скажем, из Цемесской бухты Новороссийска.
Однако и это еще не все. Каждый «Карлик» оснащают еще и двумя системами SDV (SEAL Delivery Vehicle) — средствами быстрой доставки к берегу противника боевых пловцов одновременно на шести надувных лодках. Или на одной надувной лодке, однако с тяжелым вооружением для «коммандос». Включая крупнокалиберные пулеметы или мелкокалиберные автоматические пушки.
Согласитесь, все это отлично вписывается в сугубо диверсионную тактику действий сил противника на Черном море. Которая даже и без участия украинских сверхмалых подводных лодок уже вынудила основную часть кораблей Черноморского флота покинуть Севастополь. И от греха подальше перебраться к причалам Феодосии и Новороссийска.
Когда и если ВМСУ получат из Румынии еще и подводных «карликов», наше положение в этих широтах осложнится куда более существенно. Особенно на фоне известных многим специалистам проблем российских моряков в организации противолодочной борьбы. Для которой у нас специализированных боевых средств — кот наплакал. Три старых-престарых малых противолодочных корабля проекта 1124 М («Александровец», «Суздалец», «Муромец») в 68-й бригаде Охраны водного района в Севастополе. В Новороссийске — еще два таких же («Ейск» и «Касимов»).
При этом, сколько из них в состоянии выйти в море по тревоге — широкой публике знать не положено. Но элементарный здравый смысл и некоторый опыт флотской службы подсказывают, что от причалов в силах оторваться далеко не все даже из этой скудной пятерки.
Утешает единственное: у Украины с обзаведением собственным подводным флотом организационных проблем куда больше. Прежде всего — в стране совершенно отсутствует береговая база, без которой в таком деле — никуда. Нужны штабы, казармы, учебные классы, станции для подзарядки аккумуляторных батарей, минно-торпедные и ракетные арсеналы. В конце концов — необходимы те самые огромные защищенные береговые ангары-укрытия для каждого из «Карликов». Тоже ведь не по щучьему велению возводятся.
Наконец — кадры моряков-подводников. Где их брать? Упомянутая одесская «Думская» констатирует: «Увы, большинство украинских подводников изменило родине (имеются в виду события 2014 года при возвращении Крыма и Севастополя в Россию — Ред.), и новых еще предстоит обучить».
Хотя, не исключено, как раз с этим самостийным адмиралам будет проще всего. К экипажу запросто можно прикомандировать любое количество опытных западных инструкторов-добровольцев. Из той же Италии, допустим. А там — пойди, проверь, кто на самом деле на лодке реально выходит в море? Только ли украинские моряки и с ними пара иноземных инструкторов? Или в боевом походе, допустим, к Севастополю ни одного украинца на борту не окажется?
Кстати
Еще в 2018 г., во время XV Международной специализированной выставки «Оружие и безопасность», в Киеве был опубликован примечательный доклад местных экспертов под названием «Возможности использования опыта строительства и применения сверхмалых подводных лодок и безэкипажных подводных аппаратов-роботов в возрождении подводных сил ВМС ВС Украины». В докладе отмечалось, что такого рода оружие может оказаться единственно возможным «асимметричным и ощутимым для России» ответом на Черном море.
И далее: «При отсутствии необходимого наряда противолодочных сил, эффективным средством борьбы с ними (русскими подводными лодками — Ред.) могут быть не большие и средние ПЛ, для которых слишком проблематичным видится возможность боевого развертывания из пунктов базирования в мелководной, северо-западной части Черного моря, а именно малые и сверхмалые лодки (МПЛ и СМПЛ) и безэкипажные подводные аппараты-роботы (БПАР), опыт строительства и применения которых накоплен в ряде стран… СМПЛ имеют ряд преимуществ по скрытности и выживанию в ограниченных для маневра прибрежных мелководных районах и в узкостях при небольших расстояниях между пунктами базирования и предсказуемыми районами боевых действий. Эти преимущества достигаются за счет малых размеров лодок, которые затрудняют их обнаружение штатными гидроакустическими комплексами (ГАК), а доставка до побережья разведчиков и бойцов спецназа на СМПЛ является наиболее скрытой по сравнению с доставкой летательными аппаратами или скоростными катерами».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.