Уже к исходу 11 мая стало понятно, что ВС РФ ведут наступление на двух направлениях – одно из них на Волчанск, а второе выглядит предельно незатейливо и эффективно, как удар кувалдой: по кратчайшей линии от Белгорода на Харьков, срезая один из выступов, в котором сидел обстреливающий Белгородскую область враг.
Первое и главное: мы смогли незаметно создать массу войск, достаточную, чтобы выбить противника из 5-10 километровой зоны в первый день боёв. Официально подтверждено взятие пяти населённых пунктов — Борисовка, Огурцово, Плетеневка, Пыльная и Стрелечья, развивается наступление на Липцы. Чтобы враг побегал, разбит мост через Северский Донец возле Старого Салтова, что заставляет противника отбиваться двумя в значительной степени изолированными теперь группировками.
Глава Харьковской ОВА Олег Синегубов назвал удар по дамбе «стратегическим», но заявил, что есть и другие альтернативные пути, которые «мы проделали в 2022-2023 году» и поэтому проблем с эвакуацией нет. Есть ли проблемы с военной логистикой он, по понятным причинам, не уточнял.
Дальнейший ход событий зависит от соотношения резервов с двух сторон и картина наступления пока явно далека от завершения. Фактически сейчас мы прошли не самую укреплённую территорию, и самое интересное впереди. Сейчас враг подтягивает резервы, ночь и, как минимум, пара следующих дней пройдут в интенсивных боях на Харьковском направлении и более-менее понять, что вышло из нашего удара, получится где-то к вечеру понедельника-вторника.
Если мы выстраиваем «санитарный кордон» по зачистке предполья границы, то не хватает, как минимум, одного удара в сторону Золочева к северо-северо-западу от Харькова, где также была сосредоточена «антибелгородская» группировка врага. И логичнее было бы бить по направлениям Золочев-Харьков-Волчанск.
Уделённое внимание Волчанску может иметь два объяснения: мы зачищаем это угрожающее Белгороду направление и, в перспективе, заходим во фланг и тыл той вражеской группировке, которая сейчас удерживает Купянское направление от наступающих с юга частей ВС РФ. Шанс на отход врага с позиций достаточно высок, после чего на горизонте нескольких недель возможно формирование единого фронта, охватывающего Харьков, как минимум, в полукольцо с юго-запада и востока.
Закономерно, что за этим последуют изменения и на других фронтах. У ВСУ не так много резервов, чтобы держать одновременно направления Часова Яра, Бахмута, Угледара, Работино и Харькова.
Уже сейчас Харьков находится в пределах досягаемости ствольной артиллерии сил основного удара, и через некоторое время город станет насквозь простреливаемой территорией. Дальше всё зависит от нашей способности мониторинга обстановки в городе, нанесения высокоточных (желательно, с учётом плотности населения) ударов и возможностей отмахиваться от контратак врага.
Подтверждено практикой, что наши дроны-корректировщики достаточно комфортно себя чувствуют на значительном расстоянии от фронта и создание в Харькове атмосферы, когда в любую показавшую нос единицу вражеской техники прилетает «Краснополь» вполне по силам.
Такой вариант может стать хорошей альтернативной штурму города, чреватому большими потерями с нашей стороны. Воевать в городской застройке всегда непросто.