ПУТИН ЕДЕТ К БРАТЬЯМ ПО ОРУЖИЮ

фото: kremlin.ru

Сегодня начинается поездка Владимира Путина в страны Азии — президент посетит Северную Корею и Вьетнам. Значение этих визитов выходит за рамки двусторонних отношений, потому что обе страны привлекают повышенное внимание ключевых мировых держав. Ну а для России и КНДР, и СРВ имеют особое значение.

В 50-60-е годы сначала Северная Корея, а потом и Вьетнам стали символом борьбы между Востоком и Западом — и между коммунизмом и империализмом. В начала 50-х в Корее шла настоящая война между Китаем и СССР с одной стороны и США с союзниками — с другой. А начавшаяся в 50-е война вьетнамцев с французами плавно перетекла в войну коммунистического Севера с Югом, которому сначала помогали, а потом на стороне которого и воевали США. Коммунистический Вьетнам, опираясь на помощь СССР и Китая, победил и объединил страну, Корея же так и осталась разделенной, а после распада «мира социализма» и вовсе замкнулась в себе, выживая и вооружаясь. В итоге КНДР стала космической и ядерной державой, устояв перед огромным давлением США, а Вьетнам пошел по пути китайских реформ, укрепив свой статус серьезной региональной державы. Обе страны очень ценили свои отношения с Москвой, не по их вине обрушившиеся в 90-е годы. Постепенно связи стали восстанавливаться — более того, несмотря на всю близость советских времен, именно Владимир Путин стал первым руководителем нашей страны, посетившим КНДР и Вьетнам. Но если его визит в Пхеньян в 2000-м так и оставался единственным, то Ханой Путин посещал за эти годы четыре раза. И вот сейчас состоится первая поездка сразу в две страны, причем визит в КНДР станет первым государственным в истории наших отношений.

Положение стомиллионного Вьетнама и 25-миллионной КНДР в нынешних глобальных раскладах сильно отличается: Северная Корея остается самым закрытым и автономным государством в мире. И это не только результат внутреннего выбора: страна — мировой рекордсмен по жесткости наложенных на нее международных санкций. Поводом стали ракетная и ядерная программа, но остановить ее все равно не удалось. В последние годы — еще до начала СВО — и Россия, и Китай выступали за смягчение санкционного режима, но снять наложенные Совбезом ООН санкции невозможно из-за противодействия Запада. В этих условиях и Китай, и Россия начали явочным порядком обходить санкции, наращивая сотрудничество с КНДР, а после прошлогоднего визита Ким Чен Ына в Россию вопрос полномасштабного развития российско-корейских отношений стал еще более актуален.

У двух соседних стран множество возможностей для взаимовыгодного сотрудничества — и это не только военно-промышленный комплекс, который так беспокоит США, Японию и Южную Корею. Эти страны десятилетиями представляли Кимов как угрозу сначала южному соседу, а потом и глобальной безопасности. Хотя в реальности КНДР всегда ощущала себя во враждебном окружении и под постоянной угрозой со стороны США — и вся ее программа вооружений носила оборонительный, сдерживающий характер. И сейчас, когда Пхеньян обладает ракетами с ядерными боеголовками, способными достичь даже территории США (не говоря уже о американских базах в регионе), он мог бы чувствовать себя гораздо уверенней и спокойней и сосредоточиться на развитии невоенной части своей экономики. Но жесткие экономические санкции, минимизировавшие внешнеэкономическую деятельность КНДР, как и желание Штатов использовать северокорейскую карту против Пекина (требуя от КНР повлиять на своего строптивого союзника в ракетно-ядерном вопросе — чего китайцы сделать не могут и не хотят), не давали Пхеньяну возможности для маневра. Поэтому начало в 2022-м прямой конфронтации между Россией и Западом открыло для КНДР возможность выхода из изоляции — теперь Москва уже не имеет ни малейших резонов в вопросах двусторонних отношений оглядываться на Запад.

Есть, правда, фактор Южной Кореи: несмотря на то, что Сеул присоединился к западным санкциям против России, в Москве не собираются полностью жечь мосты с ним, рассчитывая, как недавно сказал Путин, на то, что со временем экономические связи Южной Кореи и России возобновятся. Желание этого есть и с южнокорейской стороны — к тому же в Москве видят, что Сеул воздерживается от прямых поставок оружия на Украину (что не отменяет, конечно, очень большого и растущего экспорта вооружений в ту же Польшу). Подобная двусторонняя осторожность Москвы и Сеула не должна вызывать особой озабоченности в Пхеньяне — тем более что в последнее время Ким Чен Ын взял курс на отказ даже от декларируемого стремления к воссоединению севера и юга полуострова. Россия может позволить себе укреплять связи с КНДР, не закрывая навсегда ворота к будущему сотрудничеству с Южной Кореей: рано или поздно южане выйдут из санкционного режима и будут одними из первых в очереди на возвращение в Россию.

Наши отношения с Вьетнамом важны для обеих стран — не говоря уже о том, что вьетнамский народ очень ценит и помнит нашу поддержку его борьбы с оккупантами. Хотя США уже давно всячески обхаживают Ханой, все понимают главную цель американцев: Вьетнам нужен им в качестве элемента антикитайской оси в регионе. В Ханое все это хорошо видят и, не желая упускать выгоду от торговли и сотрудничества с Штатами, не собираются участвовать ни в каких антикитайских проектах (несмотря на существующий спор с Пекином из-за островов в Южно-Китайском море). Подобный расклад в треугольнике Пекин — Ханой — Вашингтон делает Москву еще более привлекательным партнером для вьетнамского руководства. Тем более что нынешний вьетнамский лидер Нгуен Фу Чонг в свое время именно в Москве стал кандидатом исторических наук.

И 80-летний Нгуен, и 40-летний Ким руководят своими странами с 2011 года и видят, как сильно изменился мир за это время. И, понимая направление набирающих скорость перемен, делают ставку на Россию.

Петр Акопов



Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.