Владимир Саяпин / ТАСС
У Тихоокеанского флота праздник, хотя он не отмечен ни в одном из календарей. По сообщению ТАСС, начаты ходовые испытания глубоко модернизированной многоцелевой атомной подводной лодки «Иркутск» проекта 949АМ (шифр «Антей»). А значит — близок тот час, когда в этих краях Россия обзаведется принципиально новой ударной субмариной с самым большим среди всех российских надводных и подводных кораблей арсеналом гиперзвуковых ракет «Циркон», способных развивать скорость около 9 Махов и почти неотвратимо поражать цели на расстоянии более тысячи километров.
На случай, если задачи перед «Иркутском» встанут попроще, в те же его универсальные пусковые установки можно зарядить тоже просто замечательные сверхзвуковые противокорабельные ракеты (ПКР) «Оникс» или знаменитые дальнобойные «Калибры».
Неназванный информатор сообщил ТАСС, что АПЛ «Иркутск» должна выйти на ходовые испытания ориентировочно в июне. По словам еще одного источника, «в 2024 году планируется вывести АПЛ „Иркутск“ в море на все виды испытаний, предполагается, что в ходе госиспытаний субмарина выполнит испытательные пуски гиперзвуковой ракеты „Циркон“ с надводного и подводного положения».
Иными словами — на Тихом океане мы вот-вот получим первый огромный плавучий и стремительно перемещающийся под водой ракетный арсенал, который позволит одному только «Иркутску» скрытно держать под контролем гигантскую часть любой акватории. А заодно, если необходимо, и прилегающие к ней участки земной поверхности. В окружности, общим диаметром примерно в пару тысяч километров. Чтобы еще доходчивей: почти неохватные даже на карте 3,14 млн кв. километров.
Это если вести речь о «Цирконах». Или примерно в 5000 километров — если, скажем, о «Калибрах».
Мы так долго ожидали этого события, что уже начало казаться, будто оно никогда и не наступит. Потому что изначально все «Антеи» имели узкоспециальное назначение: борьба с авианосными ударными группировками противника.
Ради этого на каждую из огромных субмарин с поистине линкоровским водоизмещением в 24 тыс. тонн, длиной в 154 метра и шириною в 18,2 метра, были поставлены достаточно мощные и высокоманевренные ПКР П-700 «Гранит».
Они способны в групповом полете обмениваться информацией, самостоятельно отыскивать во вражеском ордере важнейшие цели и перестраиваться, чтобы атаковать корабли противника одновременно, в строю фронта, непосильно перегружая при этом его ПВО.
При этом каждый «Гранит» стартовым весом в 7 тонн и с дальностью полета по комбинированной траектории до 625 километров. Масса проникающей боевой части «Гранита» в обычном оснащении — до 750 килограммов. В ядерном — в разы меньше. Но и той, и другой БЧ вполне достаточно, чтобы с высочайшей степенью вероятности любой авианосец вместе с кораблями охранения оказался на океанском дне.
Таким образом, «Антеи» и прежде были очень грозными подводными атомоходами, которых мы успели построить в количестве 11 единиц для Северного и Тихоокеанского флотов. Но одна из них (К-141 «Курск») в 2002 г. вместе с экипажем погибла во время учений в Баренцевом море. К-148 «Краснодар» (Северный флот) и тихоокеанская К-173 «Красноярск» списаны в конце 1990-х.
К-119 «Воронеж» на Северном флоте в 2020 г. выведена в резерв под списание.
Еще один потенциальный «Антей» уже на стапелях оказался перепрофилированным в носители беспилотного подводного аппарата стратегической дальности «Посейдон». И превращен, таким образом, в ядерную субмарину специального назначения БС-329 «Белгород». А затем передан Главному управлению глубоководных исследований МО РФ. Нашему знаменитому и страшно засекреченному ГУГИ, в котором даже в мирное время Героев России почти столько же, сколько среди космонавтов.
Оставшиеся в составе ВМФ РФ шесть «Антеев» еще в 2008 г. решено было тоже решительно перепрофилировать. Из узкопрофильных «убийц авианосцев» — в атомные подводные ракетные крейсера, способные наносить опустошительные ракетные удары хоть обычным, хоть ядерным оружием по крупным корабельным группировкам противника. Или по его важнейшим городам, военно-воздушным и военно-морским базам.
Созданный для этого на основе прежних «Антеев», прозванных на флоте «батонами» за то, что на их широкой палубе могла бы легко разъехаться пара КамАЗов, проект 949АМ был спроектирован с еще более сокрушительной боевой мощью. Вместо 24 ПУ для «Гранитов» на них предусмотрены универсальные стартовые устройства для залповых пусков 72 крылатых ракет «Циркон», «Калибр» и «Оникс». В любом сочетании, в зависимости от поставленных перед экипажем боевых задач и состава сил противостоящего врага.
Это почти в полтора раза больше таких же ракет, чем даже у каждой из серии строящихся сейчас в Северодвинске многоцелевых и предельно малошумных АПЛ проекта 885 «Ясень-М». Которые до сих пор американцы признают наибольшей для себя угрозой в Мировом океане. Посмотрим, что они запоют, когда на первую боевую службу выйдет хотя бы «Иркутск».
Впрочем, даже тогда, когда о проекте 949АМ в России начали поговаривать еще только теоретически, штатовское аналитическое издание Military.com констатировало: с появлением у военных моряков России грозных «Цирконов» в случае войны никакое обеспечение кораблями ВМС США океанских перевозок между Америкой и Европой станет невозможным. Ни один трансатлантический конвой не получится сформировать таким образом, чтобы на переходе через Атлантический океан уберечь его от решительного разгрома русскими.
Даже наличие в боевом охранении ордера самого современного американского авианосца USS Gerald R. Ford, сокрушается Military.com, не в состоянии повысить шансы на выживание транспортов с войсками и грузами. Потому что для отправки на дно и самого USS Gerald R. Ford, как подсчитали специалисты Military.com, «потребуется менее полудюжины этих ракет».
«Время запаздывания, чтобы отреагировать на атаку и отправить ракеты на перехват, составляет для американских систем ПРО Aegis 8−10 секунд. За эти 8−10 секунд российские ракеты „Циркон“ уже проделают путь в 20 километров, а ракеты-перехватчики летят недостаточно быстро, чтобы их догнать», — отмечает портал.
Что это означает на практике? Вот, скажем, прошлым летом НАТО в течение нескольких месяцев на территории 10 европейских стран проводила масштабнейшие международные учения Defender 23. В ходе этих маневров отрабатывалась переброска через Атлантику на наш континент сразу нескольких американских бригад и дивизий. Одной только боевой техники через океан кораблями и судами было доставлено до 7000 единиц.
Так вот: повстречайся на пути тех конвоев, предположим, наш «Иркутск» с «Цирконами» — ничего бы у Североатлантического альянса не получилось. Разгром на океанских просторах был бы грандиозным, мгновенным и гарантированным.
И предотвратить его противолодочным силам альянса фактически нереально. Потому что как отыскать «иголку в стогу сена» общей площадью в 3,14 млн кв. километров? Даже если это атомная «иголка», но в глубине Атлантики уходящая от погони со скоростью курьерского поезда?
Таким образом, в отношении намечающегося пополнения Тихоокеанского флота чуть видоизмененная поговорка «И один в море воин» применима в полной мере. А если таких «воинов» с гиперзвуковыми «Цирконами» в шахтах у России окажется не один, а как запланировано — шесть?
Всё примерно к тому и идет. Уже известно, что через год Тихоокеанский флот намечено пополнить многоцелевой атомной подводной лодкой К-442 «Челябинск», на котором завершаются те же модернизационные процедуры, что уже завершены на «Иркутске». А с 2022 г. через тот же процесс на Тихом океане начала проходить АПЛ К-150 «Томск».
Хотя надо признать, что с проектом 949АМ у нас долго ничего не получалось. Тот же «Иркутск» в заводе простоял пять лет, с 2019 года. Но штука в том, что первым «Антеем» с «Цирконами» должен быть стать вовсе не «Иркутск». А АПЛ «Омск», которая к причальной стенке дальневосточного завода «Звезда» для модернизации была поставлена на четыре года раньше.
Но ничего с тем «Омском» в этом смысле пока не вышло. В чем причина — никто в Минобороны не объясняет. И правильно делает. Ибо — военная тайна.
Как бы там ни было — снова в Тихий океан «Омск» выбрался только в летом 2019 года. Тот, кто рассчитывал, будто субмарина вышла из завода с «Цирконами» и «Калибрами» (автор этих строк в том числе), были впервые жестко разочарованы 27 августа 2020 года.
Потому что как раз в этот день вроде бы глубоко модернизированный атомный подводный ракетоносец в ходе флотских маневров «Океанский щит-2020» успешно расстрелял учебную цель в Беринговом море. Но — не гиперзвуковыми ракетами, «Ониксами» или «Калибрами». А старыми-престарыми, хотя и надежными «Гранитами», которых на «Омске» к тому времени, вроде бы, быть уже не должно.
Возможно, дело в том, что мы несколько задержались с приемом «Цирконов» на вооружение? Это было сделано лишь в январе 2023-го, когда «Омск» уже давно вернулся на флотскую службу.
Тогда не беда. «Домодернизация» и этой АПЛ в носители гиперзвуковых ракет возможна и позже. Предположим, когда на «Звезде» завершатся соответствующие работы на «Челябинске» и «Томске». Все равно и тогда равных этим атомоходам в любом океане не будет.