© РИА Новости / Евгений Биятов
Наши телеграм-каналы к концу дня 28 июля стали писать, что началась вторая фаза освобождения Часова Яра, хотя по-прежнему оттуда поступает крайне мало информации, чтобы дать понятную картинку. А вот, по оценке Генштаба Украины, относительно большое количества атак ВС РФ к северу и северо-востоку от Часова Яра, особенно вблизи Григоровки, наблюдается с 22 июля. Заявлено было даже время, когда на позиции ВСУ обрушился огненный шквал всех «калибров» — в 16:00 по местному времени.
Уже тогда пошли текстовые сообщения, что десантники 98-й дивизии ВС РФ прощупывают опорники врага за каналом «Северский Донец — Донбасс» в районе Калиновки. Впрочем, киевские эксперты дружно утверждали, что «украинские рексы держат позиции» и зуб давали, что «в будущем этот рубеж не прогнется».
Правда, наряду с духоподъемными отчетами «машовцов и бутусовых» с мест поступали совсем другие новости. В частности, в урочище Орлова ВСУ поплохело дальше некуда из-за прицельного огня со стороны ВС РФ. Все попытки противника контратаковать и/или провести ротацию жестко пресекались нашей артиллерией.
Судя по всему, нашими бойцами была проведена большая ратная работа по полной зачистке восточной части Калиновки, где под контроль армии России перешла ферма, расположенная севернее населённого пункта. Главком Александр Сырский в этой связи заявил, что ему пока непонятно, «что это — новое наступление с целью окружения „Часика“ более широким охватом с севера или очередной отвлекающий маневр?»
Согласно обновлению карты боевых действий паблика liveuamap (заблокированного в РФ), за которым торчат уши Пентагона, наибольшая активность ВС РФ наблюдалась, однако, не на северном фланге, а на южном — в районе заказника «Ступки Голубовские-2», вернее, на «сухом» участке канала «Северский Донец — Донбасс» (где вода течет по трубам).
Этот ресурс утверждал, что русские уже тогда ворвались в микрорайон «Новый» и захватили его примерно на треть. Дальше идти было опасно из-за мега-опорника «Фильтровальная станция». Подтверждений от других источников не было, но, по всей видимости, здесь все-таки были успехи россиян, но об этом чуть позже.
28 июля военкор Анатолий Радов, со ссылкой на бойцов с передовой, сообщил, что ВС РФ ворвались в город, точнее, в ту его часть, которая расположена за водной преградой, и взяли первые дома.
Логично было предположить, что речь идет о микрорайоне «Новый», но как выяснилось — прорыв был с севера в микрорайон «Октябрьский».Телеграм-канал «Синяя борода» также сообщил, что «бойцы 98 дивизии ВДВ зашли и закрепились на первых улицах в районе Октябрьский города Часов Яр».
Офицер Генштаба ВСУ на условиях конфиденциальности предоставил киевскому экспертному сообществу свою оценку событий в «Часике»: «Российская армия смогла укрепить плацдарм к западу от канала, захватив первые дома на улице Мариупольской в Октябрьском районе и позиции вокруг радиостанции в Новом районе».
Если вторая часть новости оспаривается или недостаточно освещается, то с заходом ВС РФ в город с севера кое-что известно. На армейском чате ВСУ пишут, что в канале «Северский Донец — Донбасс» практически нет воды, таким образом, прорыв россиян в «Октябрьский», причем широким фронтом, опирается или будет опираться на насыпи через искусственное русло, что позволит российским войскам улучшить логистику и ротацию.
«Трудно в Часике и рядом с ним», — выдал краткий спич украинский всезнайка и русофоб с русской фамилией Богдан Мирошников. Он охарактеризовал оборону ВСУ как «сверхусилия» — за гранью возможного. Значит, скоро последуют другие заявления о кризисе обороны в самом городе.
Любопытную «аналитику» опубликовал американский Институт изучения войны (ISW) со ссылкой на наш источник (стало быть, перепроверил по своим каналам): «Подразделения 98-й дивизии ВДВ продвинулись дальше в восточной части Часова Яра и вышли на окраины микрорайона „Октябрьский“ и на север микрорайона „Новый“. По самым последним данным, плацдарм ВС РФ на западном берегу канала расширяется».
Эксперты ISW отмечают, что наступление армии России на этом участке идет широким фронтом, в том числе в районе Клещеевки, где ВСУ предприняли безуспешный «мясной штурм». Эта информация перекликается с данными российских источников.
В «Дневнике Десантника» рассказывается: «Противник провел ряд мощных атак на Клещеевку по нашим позициям, атаки врага отбиты и есть продвижение западнее села в лесной зоне на возвышенности. На участке продолжаем ослаблять вражеские позиции нашими группами, а также работой дроноводов».
Кое-какую конкретику об этом привел Анатолий Радов: «После отбития контратак противника, который пытался зайти в „деревню“, наши продолжили атаки, заняв часть лесного массива на горе. Также продолжаются вылазки с уничтожением противника к позициям Флешка и Ледокол».