Есть такая избитая уже фраза: кто владеет информацией, владеет миром. В зоне боевых действий самая важная информация — это реальный боевой опыт. Успешный опыт участия в бое, организации боя, организации процесса обучения бою и тд.
Первое и самое важное для реформирования армии: передача информации, обмен успешным опытом, его систематизация, осмысление и масштабирование.
Этот процесс тесно связан с организациями горизонтальных систем коммуникации. В практическом измерении, это может быть, например, чат ведущих fpv команд со всего фронта. Но просто чата не будет достаточно. Его надо модерировать, участников стимулировать к общению, а из чата выносить новое качество.
Обмен информацией , ее систематизация, осмысление и трансформация в новые боевые и управленческие практики!
Вторым вопросом, тесно связанным с первым, является вопрос кадров. Кадры решают все. Со времен Сталина ничего не изменилось. Квалифицированные кадры случайным образом распределение по рыхлой военной машине подобны меду в бочке с дегтем. Любые их усилия всегда будут дисконтированы на «среднюю температуру по больнице», которая пока низкая.
Чтобы достичь синергии (рождения из частей суммы большей, чем в результате их простого сложения) необходимо убрать все барьеры, мешающие перетоку квалифицированных кадров в подразделения с новыми подходами к управлению и боевой работе.
В бочке с медом дегтя быть не должно, только в случае безусловной исключительной концентрации квалифицированных специалистов в отдельных подразделениях последние дадут принципиально новое качество боевой работы.
Третий ключевой вопрос — технологический перелом с опережением противника по времени. Иначе говоря, нужно не догонять противника в реализации военных технологий, нужно опережать его в мышлении по этому вопросу.
Для этого подойдет и систематизация чужого опыта и промышленный шпионаж, но «чтобы с листа сделать КВ-1», надо смотреть в будущее уже сегодня. Определить облик войны через 5 и 10 лет, опираясь на динамику научно-технического прогресса, и сформировать их военную реализацию раньше противников.
А чтобы сделать это, нужно:
1. Обмениваться информацией;
2. Обеспечить концентрацию кадров;
3. Сформировать экспериментальные воинские подразделения нового типа, и дать им реализовать себя.
Немаловажную роль в технологическом переломе может сыграть максимальное вовлечение гражданского сектора, энтузиастов и инвесторов в вопросы военно-технического прогресса, что требует создания соответствующих форматов.
Мы уже убедились, что Россия по-прежнему способна создавать перспективные виды оружия в «тяжелом весе», такие как ракета Орешник. Чтобы подкрепить стратегические аргументы тактическими, необходим прогресс в мелочах, все то, что предрешит позитивный исход каждого общевойскового боя.