© РИА Новости
При взрыве автомобиля в подмосковной Балашихе погиб генерал-лейтенант Ярослав Москалик. Он занимал должность заместителя начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ.
В Следственном комитете сообщили, что, по предварительным данным, сработало самодельное взрывное устройство (СВУ). Оно было установлено в автомобиле Volkswagen, припаркованном возле дома № 2 на бульваре Нестерова. Мощность СВУ, начиненного поражающими элементами, составила более 300 г в тротиловом эквиваленте.
Это, напомним, не первый случай убийства высокопоставленного военного общественно опасным способом. В ноябре 2024 г. при взрыве автомобиля на улице Шевченко в Севастополе погиб капитан 1-го ранга, начальник штаба Азовского военно-морского района Крымской военно-морской базы Валерий Транковский. Месяц спустя, в результате подрыва СВУ, заложенного в самокат, погибли начальник войск РХБЗ Игорь Кириллов и его помощник.
Возмущает не только отсутствие адекватного ответа, но и то, что с момента убийства Кириллова, судя по всему, не принято должных мер по предотвращению подобных инцидентов.
И «ответка», конечно, нужна. Ведь преступники упиваются безнаказанностью. Тем более, теракт демонстративно совершен в день приезда в Москву Стива Уиткоффа, спецпосланника Дональда Трампа, для обсуждения мирного плана американского президента…
— Конечно, это не случайно, — убежден военно-политический эксперт Владимир Блинов. — Следствие уже установило, что взрывчатка в автомобиль была заложена ещё 19 апреля. За это время исполнитель спокойно улетел в Турцию, а диверсия была осуществлена в необходимое время.
— Очередной теракт, убийство высокопоставленного военного! Но Россия не может ответить. во всяком случае — пока Уиткофф в Москве, нельзя, переговоры сорвем?
— Это, конечно, месседж к его визиту. Но по сути — это очередной вызов всем нашим силовым структурам, всей системе безопасности. Поэтому акцентированный ответ должен быть обязательно. И в самое ближайшее время.
— Опасность не столько в конкретном теракте, сколько в их регулярности и безнаказанности. Наши СМИ пообсуждают пару дней и забудут, а в Киеве запомнят наши слабые места?
— Да, и пора бы уже появиться той баранке, которая дополнит семь калачей. То есть пора показывать, что чаша терпения переполнена и начинать ликвидацию высших чинов в силовых структурах ВСУ.
— Вопрос даже не в ответке, а в способности предотвращения. Что у нас не так? Спецслужбы плохо работают? Высокопоставленные генералы плохо охраняются? Что делать? К каждому секьюрити приставлять? Переводить на казарменное положение?
— У ВСУ уникальная возможность вербовки агентов через соцсети. Это могут быть и мигранты, и ждуны, и идейные предатели, и просто желающие подзаработать. Поэтому и профилактика столь непроста. Но при этом охрану высших армейских чинов, похоже, придётся усиливать.
— Насчет «ответки»: украинские генералы будут ликвидироваться в Киеве? Или воли не хватает?
— Вот это, пожалуй, лучшая мера профилактики. Пока не будет налажен эффективный конвейер уничтожения генералов СБУ, ГУР, ВСУ, желание осуществлять теракты на нашей территории у врага и помогающих ему западных и восточных разведок никуда не пропадёт. О военно-медийных ударах по психологически важным объектам мы говорим давно, а воз и ныне там.
Россия имеет уникальный опыт ликвидации террористов: Дудаев, Басаев, Масхадов, Хаттаб, Яндарбиев и другие. А сейчас, похоже, политическое решение начинать ликвидации укронацистов либо не принято, либо является настолько мягким и половинчатым, что исполнить его эффективно не получается.
— На самом деле, украинский след в этом происшествии очевиден, — уверен доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Ежов.
— Другое дело, что России быть столь же эффективными в предотвращении подобного рода эксцессов, как это делают украинцы, не получится, потому что у нас государство, основанное на следовании закону, и нет того откровенного нацистского произвола, который установили у себя киевские власти. Поэтому к нам постоянно могут проникать люди, которые будут организовывать подобного рода теракты.
У спецслужб, конечно же, масса возможностей для предотвращения подобного. Но общество у нас, тем не менее, основано на следовании закону, на соблюдении прав, на всех необходимых для правового государства качествах. Тут, конечно, приходится развести руками. Да, спецслужбы недоглядели, но, в общем-то, у украинских террористов, которые это организуют, гораздо больше возможностей для того, чтобы так действовать, чем у российских спецслужб, которые могли бы что-то подобное организовывать в Киеве. Тамошнее общество более закрыто, оно поражено всевластью украинских спецслужб и американцев, которые за этим стоят.
— Подобные теракты готовятся минимум несколько месяцев, — убежден экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин. — Так что визит Уиткоффа, скорее, совпадение. Но символичное. Перемирие в ближайшие месяцы заключено не будет, конфликт не исчерпан.
Сегодняшний теракт — далеко не первый. Министерству обороны и иным уполномоченным ведомствам следует уяснить, что украинским спецслужбам известны места проживания наших военачальников. Для предотвращения потерь генералитету, невзирая на должности, действительно лучше перейти на казарменное положение.
Вопросы вызывает и отсутствие симметричных действий против военно-политического руководства противника. Есть две версии: либо считается, что ликвидация украинских генералов — не наш стиль, либо у отечественных спецслужб отсутствует на Украине разведсеть, способная на подобную деятельность. Последнее, если это верно, печальнее.