© Global Look Press / Keystone Press Agency
Итак, США и Украина подписали всё ж сделку. Которая сильно отличается от февральского и мартовского вариантов. Надо отметить, что полного текста пока нет, и можно оперировать лишь тем, что выдал Bloomberg и пара украинских чиновников.
— Создается Фонд восстановления Украины (он же фонд инвестиций).
— Управление фондом будет паритетным: 3 от Украины и 3 от США (до этого был вариант 4 от США, но выровняли).
— Оказанную до подписания помощь не учитывают. Но будущую военную помощь от США могут отнести как вклад.
— Роялти на протяжении долгого времени (непонятно какого) из этого фонда запрещены. Реинвестировать можно, выводить нельзя.
Речь идет только о будущих проектах, не о действующих. АЭС, ГТС или действующих портов вроде бы нет. Но будущие инвестиции могут быть не только в добычу ископаемых, но и другие проекты: инфраструктуру, промышленность, энергетику и прочее.
Подписанный документ — это многоуровневая сделка, в которой Украина предоставляет привилегированный доступ к будущим контрактам на добычу природных ресурсов (литий, редкоземы, газ и нефть). США не требуют возврата прежней помощи, но получают приоритет в будущей экономике страны.
Мотивация США — зафиксировать геоэкономическое влияние на Украине на 10–30 лет вперёд, получить доступ к стратегическим материалам — в обход Китая и Африки и создать прецедент послевоенной «приватизации влияния» через восстановительные инструменты. Что совпадает с интересами Украины – фиксация «поддержки США» в невоенной, долгосрочной плоскости. А также объяснить населению, что это не грабёж – а инвестиции.
США создают прецедент новой модели колониального доступа: не через прямое вмешательство (как в Ираке), не через кредиты с условием приватизации (как в Африке), в через якобы равноправный фонд, финансируемый из прибыли принимающей стороны. Что главное — США получают фактический рычаг распределения части украинского бюджета будущего. Впереди явно будет много сюрпризов, потому что, например, неясно — кто будет назначать управляющих Фондом? Нет понимания, как будет определяться, что относится к «ресурсным доходам» и какая доля Фонда будет реинвестироваться в США, а какая в Украину.
Теперь эту сделку нужно ратифицировать, а потом Украине переделать своё законодательство. Это будет долгая работа. Но Трамп может отчитаться, что победил, и может поставить себе одну галочку за первые 100 дней.