Мнение: Демобилизация-2025: риски и последствия

© Минобороны России

Начать стоит со слов Дмитрия Медведева, отвечающего за комплектование Российской Армии контрактниками, который на днях довел до общественности численность пополнения в текущем году. Более 210 тысяч человек подписали контракты с первого января по первое июля. В дополнении к ним, 18 тысяч вошли в состав добровольческих подразделений. Много это или мало? В прошлом году в аналогичное время насчитали 190 тысяч контрактников, а вообще за 2024 года Российская Армия увеличилась почти на полмиллиона человек. Даже если примерно оценивать темпы пополнения личного состава России и Украины, то дисбаланс попахивает стратегической катастрофой. Для ВСУ, разумеется.

Политическое решение

Всезнающий The Washington Post заявляет о 200 тысячах мобилизованных на Украине в прошлом году. Разница еще и качественная: в России добровольные контракты, а у противника насильственная мобилизация. Людей в стане врага в прямом смысле ломают через колено. Отсюда и впечатляющее число дезертиров – каждый десятый более или менее успешно покидал расположение части (боевые порядки) без распоряжения командования. Владимир Путин год назад назвал число военнослужащих в зоне спецоперации – без малого 700 тысяч человек. Если гипотетически прибавить среднегодовой прирост из числа контрактников, то на фронтах сейчас не меньше миллиона бойцов, а то и гораздо больше.

Осенью 2022 года была проведена частичная мобилизация, по итогам которой в ряды Вооруженных Сил вошли 300 тысяч человек. Основная цель мобилизации была уплотнить боевые порядки на фронтах личным составом с военным опытом. Скоро исполнится три года с момента того судьбоносного решения. Как видим, частичная мобилизация достигла своей цели, отражен контрнаступ ВСУ в 2023 году, и с того времени фронт медленно движется на запад. Освобождена Курская область, а противник с большой долей вероятности не имеет возможности организовывать наступательные операции. Проще говоря, фронт стабилизировался, и инициатива прочно в руках Российской Армии. Отсюда и вопрос: не пора ли запустить процесс возврата к мирной жизни мобилизованных в 2022 году?

Для того чтобы не рубить сгоряча, рассмотрим нюансы этого чрезвычайно тонкого дела. Прежде всего, прямо сейчас – летом текущего года – запускать процесс возращения бойцов домой нельзя. Лето и осень – это традиционное время наступлений. Наступлений Российской Армии. Обескровливать атакующие порядки нецелесообразно. Да и сама демобилизация не должна быть разовой акцией, а может растянуться на несколько месяцев и даже на полгода. Так сказать, чтобы противник не почувствовал на своей шкуре последствия.

С учетом темпов пополнения личного состава новыми контрактниками, растянутая во времени демобилизация не позволит снизить численность группировки Российской Армии на фронте. Не исключено, что некоторая часть мобилизованных пожелает продолжить службу в Вооруженных силах и продлит контракт. По данным издания «Монокль», в настоящее время до 80 тысяч мобилизованных в 2022 году не подписали контракт с Министерством Обороны. Увольнять бездумно всех подряд с фронта нельзя – в первую очередь под частичную демобилизацию должны подпадать сержанты, старшины и прапорщики. Младшие и старшие офицеры пока гораздо нужнее на фронте, чем в мирной жизни. Следует рассмотреть также вариант предоставление приоритета в демобилизации семейным бойцам, особенно с двумя и более детьми. Не исключено, это станет стимулом повысить рождаемость в России.

Безусловно, с военной точки зрения добровольное изъятие нескольких сотен или десятков тысяч бойцов с фронта выглядит нецелесообразно. И это действительно так. Но, как мы хорошо знаем, военными всегда руководят политики. С точки зрения политики демобилизация 2025 смотрится очень изящно.

Рациональная логика

Политические мотивы демобилизации весомы. Это демонстрация всему миру спокойствия и размеренности в ходе СВО – ресурсов у России достаточно для многолетнего противостояния с противником. И определенный сигнал россиянам, нормализующий общественное мнение. Морально-психологическое состояние бойцов, пришедших на фронт осенью 2022 года в ходе частичной мобилизации, также необходимо понимать – почти три года на СВО с двумя ежегодными отпусками. Не самое легкое испытание, прямо скажем.

Для Украины демобилизация в России станет очень неприятным сюрпризом. Это мощный удар по бандеровской пропаганде и очередной повод задуматься простым украинцам – все ли правильно делает киевский режим. Конечно, Зеленский тут же начнет нести ахинею, создавая антироссийский миф вокруг демобилизации, но гражданам все будет понятно и без слов – на Украине ТЦК пакуют своих на улицах, а Россия возвращает домой к семьям.

Помимо политических мотивов, присутствуют сугубо рациональные. В стране сейчас беспрецедентно низкая безработица, в первую очередь из-за хронической нехватки специалистов в ВПК и силовых структурах. Конечно, демобилизация проблемы дефицита кадров не решит, но смягчит на некоторое время точно. Особенно у силовиков, которым бойцы с многолетним фронтовым опытом весьма кстати.

Только вот как быть с заработной платой? На СВО мужчина получал от 200 тысяч в месяц и больше, а сейчас будет довольствоваться 70-80 тысячами? Родные не поймут. И эта проблема потенциально касается не только гипотетических демобилизованных в 2025 году, но и всех фронтовиков, которые уволятся из армии после победы России в СВО. Здесь либо запускать масштабные модернизационные проекты, наподобие тех, что организовал Сталин после Великой Отечественной, либо субсидировать оплату труда фронтовиков.

В первом случае лучшие люди нашей страны, вчера добывшие победу, весь свой потенциал направят на развитие России, получая при этом достойный доход. Во втором случае столкнемся с инфляционным давлением и серьезной нагрузкой на бюджет. Впрочем, если для того, чтобы фронтовики шли работать в полицию или Росгвардию, для этого необходимо в два-три раза повысить заработную плату, то почему бы это не сделать? Или таким образом стимулировать приток мужчин-педагогов с военным опытом в школы. Никто не говорил, что после победы в СВО бюджетные траты сократятся – на отдельных направлениях они, наоборот, могут возрасти.

В тылах постепенно готовят ресурсы для реабилитации и адаптации демобилизованных к мирной жизни. Одним из примеров могут стать Фонд Президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив и региональные фонды, которые ежегодно выделяют многие сотни миллионов рублей как раз на проекты, связанные с бойцами СВО и их семьями. Опыт уже наработан, и им нельзя не воспользоваться. Социальные лифты, предусмотренные для фронтовиков, предусмотренные программой «Боевой кадровый резерв» в регионах и «Время героев» на уровне федерации, следует расширить. Как и возможность получения ветеранами льготного высшего и среднего специального образования.

Демобилизация-2025, если она будет объявлена, хороша со всех сторон, но с одной большой оговоркой: если гуманитарные и политические перспективы такого шага не противоречат военной необходимости. Ситуация на фронтах парадоксальна: вроде бы и стратегическое затишье, но при этом события сменяют друг друга с поразительной частотой. Разобраться в них порой непросто, но стратегическая инициатива Российской Армии вселяет уверенность в любом случае. Насколько уместна в такой ситуации частичная демобилизация, покажут ближайшие месяцы. Дальше загадывать пока не имеет смысла.

Евгений Федоров

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.