Александр Щербак / ТАСС
Таможенно-пограничная служба, подчиненная Министерству внутренней безопасности США, уведомила о введении с 00.01 часов 27 августа (07.01 мск) дополнительных 25% пошлин против индийских товаров. Общий тариф с учётом ранее объявленных торговых барьеров достиг 50%. Под фактические санкции попадает до двух третей индийского экспорта в Америку. Импорт российской нефти стал только предлогом, но и сыграл роль барьера. Трамп хотел тотально беспошлинного ввоза в Индию, американских товаров, и откажись индийцы под его давлением от нефти из РФ, они не сохранили бы и защиту своего рынка. Теперь они будут искать новые рынки для части своей продукции,, и тут хорошие возможности возникают у российских импортеров.
Индийским фермерам это бы не понравилось
Американский президент Дональд Трамп объявил глобальную торговую войну 2 апреля этого года, когда он опубликовал таблицу ввозных пошлин против товаров из 185 стран и территорий. Индии тогда досталось 26%. Что было значительно ниже, чем у Вьетнама — 46%, и у Китая — 34%. А эти страны относятся к основным торговым конкурентам Нью-Дели.
С Китаем до мая Трамп провел первый раунд войны пошлин — американские тарифные ставки доходили до 145%. Остальным странам (а затем и Поднебесной) предложили торговые переговоры. На это время американские пошлины ограничены 10% (для Китая — 30%). С Вьетнамом уже разобрались. Страна получила 20%.
Индия рассчитывала на 15%. Но пять раундов торговых переговоров с американцами закончились ничем. Шестой планировался на 25-27 августа. Но американские представители не приехали в Нью-Дели без объяснения причин.
Судя по комментариям индийского премьера Нарендры Моди, камнем преткновения в переговорах с Вашингтоном стали требования заокеанской стороны полностью открыть индийский рынок американским товарам и услугам, обнулив все пошлины. В принципе здесь со стороны Нью-Дели были возможны уступки. Но только не в сфере сельского хозяйства. Индийским фермерам в этом случае, как неоднократно подчеркивали Моди и его министры, грозит неминуемое банкротство. А речь ни много ни мало о сотнях миллионов (!) мелких и средних аграриев.
Индийским же потребителям грозят поставки американской еды, дешевой, но при этом генетически модифицированной.
Осознав, что ГМО-агропродукция для Моди является «красной линией», Трамп решил зайти с другого бока, более, как он был уверен, выигрышного — поставок российской нефти. Они, как известно, весной достигли пика — 1,8 млн баррелей в сутки. Это порядка 37% от всего индийского импорта. Американский президент счел это подходящим предлогом для начала торговой войны. Да еще и возложил на индийского премьера ответственность за то, чтобы уговорить российского президента Владимира Путина пойти на перемирие с Киевом. А в противном случае обещал наказать Нью-Дели.
Тариф на независимость
1 августа таможенная служба США ввела против индийских товаров 25% импортные пошлины (1% апрельского тарифа всё-таки простили). 6 августа Дональд Трамп подписал указ «Противодействие угрозам Соединенным Штатам со стороны правительства Российской Федерации», согласно которому против Индии вводятся пошлины в размере 25% из-за закупки российской нефти. Этот указ и вступил в силу в 00. 01 по времени Восточного побережья США 27 августа.
Согласно ему, новая «нефтяная» пошлина распространяется на все товары, импортируемые из Индии, кроме подпадающих под отдельные исключения. Ставка в 25% добавится к уже существующим тарифам, в результате чего общий уровень американских пошлин для Индии дошёл до 50%.
Есть и призрачная надежда на его снижение. Указ Трампа предусматривает возможность модификации тарифов в зависимости от дальнейших шагов иностранных государств и развития ситуации. Поэтому соответствующие ведомства США будут вести мониторинг операций с российской нефтью и рекомендовать дальнейшие меры.
По расчетам аналитического центра Global Trade Reserch Initiative, 50% пошлины затронут до двух третей поставляемых в США индийских товаров. В результате уже в этом году индийский экспорт в Америку, как ожидается, сократится до 49,6 млрд долл. по сравнению с прошлогодними 87 млрд долл. (около 40-45%). В 2026-2027 годах убытки Индии могут дойти до 48-50 млрд.
При этом в тарифной войне с южно-азиатской страной американцы действуют дьявольски избирательно. В соответствии с указом Трампа от 6 августа, вводятся изъятия из таможенного режима. Так, от чрезмерно высоких тарифных ставок освободят фармацевтические товары и электронику (ставка не превысит 2%), так как эта продукция в значительной мере производится на предприятиях с американскими инвестициями. Как известно, компания Apple производит в Индии до трети своих смартфонов, переведя туда за последние пять лет значительную долю активов из Китая.
Но остальной индийский экспорт в США начнёт падать уже в сентябре. Основной удар нанесен по текстилю, одежде, обуви, ювелирным изделиям и даже креветкам. В этих отраслях ставки американских пошлин в эффективном режиме (с учетом других таможенных платежей и внутренних налогов) будет достигать 60-64%.
Индийские производители готовятся к сокращению кадров, прежде всего низко-и среднеквалифицированных, так как срочно переориентировать логистические цепочки и даже часть производства крайне сложно.
В Вашингтоне могут довольно потирать руки. На заседании администрации Дональда Трампа 26 августа министр финансов Скотт Бессент обещал перевыполнить годовой план сбора таможенных платежей, утвержденный в апреле на и так уже повышенном по сравнению с прежними годами уровне в 300 млрд долларов, доведя сбор до 500 млрд или даже до фантастического 1 трлн.
Треугольник против циркуля
Однако в геополитическом плане Трамп пока ничего не добился. Индийское правительство просто в ярости. 26 августа Моди, по сообщениям информагентств, четыре раза не брал трубку, когда звонил Трамп. В Нью-Дели американские «нефтяные» пошлины считают несправедливыми и незаконными. Правда, по пути Пекина, который в апреле увеличивал пошлины американские товары до 125%, в индийском правительстве пока не пошли, надеясь до сих пор на продолжение торговых переговоров с США.
Но отказываться от закупок российской нефти индийские энергетические компании не собираются. Тем более, что таких указаний правительство им не давало. По информации Bloomberg, в октябре и, по видимому, в ближайшее два года импорт российской нефти лишь уменьшится до 1,4-1,6 млн баррелей в сутки по сравнению с весенними 1,8 млн (высвободившиеся объемы уже законтрактованы рядом китайских НПЗ).
Нарендра Моди также несколько меняет свой геополитический курс. 30-31 августа он собирается в Пекин на саммит ШОС, где намечается и личная встреча с Си Цзинпином. Такого уровня межгосударственных контрактов не было с 2018 года. Индо-Китайские отношения с 1962 года после пограничного конфликта, как известно, являются довольно напряженными. В 2020 году пограничники обеих стран даже выясняли отношения буквально на кулаках. Сейчас намечается неожиданное сближение, которое бы не случилось, если бы Трамп не объявил обеим странам торговую войну.
В этой непростой тарифной ситуации у России появляются возможности для укрепления своих внешнеторговых позиций. Торговые эксперты прогнозируют, что часть индийских производителей будет вынуждена переориентировать экспорт на Россию. А это снизит цены и увеличит предложения по отдельным товарным группам: текстиль, одежда, ювелирные изделия, химические товары, некоторые станки. И, между прочим, креветки.
Но и самое главное для России. Угрозы Вашингтона ввести против покупателей российской нефти санкции в размере 500% пошлин (рестрикции из «ада», по словам сенатора-республиканца Линдси Грэма, включенного Росфинмониторингом в реестр террористов и экстремистов), или 100% по заявлению Трампа 14 июля, пока поставлены на паузу. Трамп ограничился 25% и только против Индии. И хотя угроза Китаю, Бразилии и ЮАР и соответственно России остается, коэффициент реализации угроз красноречив. Что касается индийских партнеров, то вспомним еще раз, что пошлины для Китая на пике были почти втрое выше, но пик этот был пройден очень быстро.