Что следует из обнародованных 28 пунктов плана Трампа

 theguardian.com

С некоторым скепсисом воспринимаю тот «мирный план», который был обнародован в СМИ в плане 100%-го соответствия тем бумагам, которые сейчас лежат на столе в Москве, Вашингтоне и Киеве. Но давайте в любом случае посмотрим на то, что обнародовано.

1. Блок территориальных вопросов. Крым, Донецк и Луганск признаются де-факто российскими (полностью). Херсон и Запорожье – «заморожены» на линии столкновения. Освобожденная ВСУ территория ДНР становится демилитаризованной буферной зоной под контролем де-факто РФ. Россия отказывается от других согласованных территорий (вероятно, имеются в виду захваченные РФ части Харьковской, Сумской и Днепропетровской областей), которые она контролирует за пределами пяти регионов. Обе стороны обязуются не менять границы силой.

Тот ли это итог по территориям, на который мы рассчитывали, начиная СВО? Думаю, что нет. Киев от хунты не освобожден, как и большая территория Украины. С другой стороны, сухопутный коридор к Крыму огромной ценой за 3,5 года пробит. Это хорошо. То, что за нами на земле (Запорожская, Херсонская области) – остаются за нами. ЛНР и ДНР возвращаются на Родину. А это создает прецедент. И высокую вероятность того, что и некоторые другие регионы захотят в будущем выйти из состава Украины и присоединиться к РФ.

2. Блок военных вопросов. Украина соглашается закрепить в своей конституции, что она не присоединится к НАТО, а НАТО соглашается включить в свои уставы положение о том, что Украина не будет принята в будущем. НАТО не размещает войска на Украине. Истребители НАТО размещают в Польше. Диалог по безопасности между США-НАТО-РФ, создание американо-российской рабочей группы. Россия юридически фиксирует политику ненападения на Украину и Европу. Численность ВСУ будет ограничена 600 000 человек. США и Россия договорятся продлить действие договоров о нераспространении ядерного оружия и контроле над ним, включая Договор СНВ-1.

Первый пункт нас устраивает – Украина не становится членом НАТО. Это важно. Насчет будущего, конечно, вилами по воде писано. Кто там знает, что будет в будущем, через пять лет или семь… Диалог по безопасности? Да, хорошо. Но где гарантии, что он не будет идти вечно и ни к чему не придет? То же самое, что и обещание США и Германии Горбачеву не расширяться на Восток.

То, что мы фиксируем обязательства со своей стороны – тоже не проблема, какие-нибудь националисты спокойно могут устроить провокацию, и мы получим повод снова зайти на территорию Украины. Продление договоров о нераспространении ядерного оружия и контроле над ним, включая Договор СНВ-1 – тоже хорошо, восстанавливаем доверие, снижаем эскалацию.

Остается один вопрос – численность ВСУ в 600к штыков. До СВО численность ВСУ составляла 300к человек. Сейчас – около 850к. Логично сокращать, если речь о демилитаризации, с предвоенного уровня в 300к до 150-200к. Потому что 600к – это не сокращение, а увеличение. Поэтому обождем официальных разъяснений с нашей стороны.

3. Блок международных вопросов. Постепенное снятие санкций. Возвращение РФ в G8. Долгосрочное экономическое сотрудничество США-РФ.

В принципе, неплохо. Нам надо наращивать объем торгово-экономических связей с США хотя бы до уровня американо-китайского товарооборота. Нам нужны технологии для реиндустриализации промышленности и сектора новых технологий – ИИ, биотех и т.д. И китайские товарищи, которые нам очень помогли в ходе СВО, думаю, с понимаем отнесутся к такому повороту событий. Нам до их торгового оборота с США, как до Луны, поэтому, думаю, тут вопросов не возникнет.

4. Блок вопросов, связанных с энергетикой. Запуск ЗАЭС под наблюдением МАГАТЭ, электроэнергия – 50/50 между РФ и Украиной. США помогают восстанавливать украинскую газовую инфраструктуру.

Конечно, хотелось бы, т.к. ЗАЭС на нашей территории, чтобы она была полностью под нашим контролем. И вопрос, конечно, не такой, что по барабану, мол, не важно. Нет, важно. Но по данному вопросу действительно можно пойти на компромисс, чтобы тыкать всем в нос, что не все по-нашему, где-то и мы отступили от своих позиций…

5. Блок экономических вопросов. США и Европа запускают крупный инвестиционный пакет на восстановление Украины. Россия отдает 100 млрд (!) своих замороженных активов в фонд восстановления Украины, из которых США получают 50% прибыли. Остальная часть замороженных российских средств будет инвестирована в отдельный американо-российский инвестиционный инструмент. Европа добавляет еще $100 млрд. Другие замороженные российские активы пойдут на совместные американо-российские проекты. Создание Фонда развития Украины, инвестиции в инфраструктуру, ресурсы, технологии.

Если данная редакция верна, то первое предложение этого блока должно звучать так: США и Европа запускают крупный инвестиционный пакет на восстановление Украины за счет России из тех денег, что заморожены на Западе. Т.е. мы платим репарации США и Украине. Или дань. Но дань платит проигравшая сторона. Или я чего-то не понимаю?

Касаемо других российских активов – они так и не возвращаются на Родину, а остаются за рубежом в виде нашего вклада в американо-российский инвестиционные инструменты или в американо-российские проекты. Да, они возможны и на нашей территории, но…

Или пункт относительно «создания Фонда развития Украины, инвестиций в инфраструктуру, ресурсы, технологии – за наши деньги? А Украина остается военной хунтой? В общем и целом, такой, неоднозначный пункт. Нужны дополнительные разъяснения.

6. Блок гуманитарных вопросов и политики. Обмен «все за всех», возвращение гражданских и детей. Гуманитарные программы, воссоединение семей. Выборы на Украине через 100 дней после подписания соглашения. Все стороны, вовлечённые в этот конфликт, получат полную амнистию за действия во время войны. Украина примет правила ЕС по религиозной терпимости и защите языковых меньшинств. Толерантность к различным культурам в школе. Вся нацистская идеология и деятельность должны быть отвергнуты и запрещены.

Пункт важный и, думаю, в двух словах его не распишешь. Это отдельная большая тема. Наиболее важные пункты – а) выборы на Украине через 100 дней, т.е. Зе осталось недолго; б) что значит амнистия – это надо разъяснить: за военные преступления ВСУ, наемников, украинских нацбатов тоже амнистия? в) реально ли будет запрещена на Украине нацистская идеология?

7. Блок вопросов, связанных с исполнением и контролем. Соглашение юридически обязательно. Контроль осуществляет «Совет мира» под руководством Дональда Трампа. Нарушения – санкции. После подписания – немедленное прекращение огня и отвод к согласованным позициям.

Это очень важный блок вопросов. По форме похоже на то, как оформлен контроль за исполнением палестино-израильского соглашения. Снова «Совет мира» под руководством Д.Трампа, куда ж без него. То, что за нарушения санкции – это хорошо, надо только детально прописать какие. Мы нарушать договоренности не будем, у нас дисциплина все-таки железная и понимание. А вот от украинской стороны можно ждать сюрпризов. Поэтому вопрос санкций надо прописать детально как в силовом, так и в финансовом плане – нарушил санкции – Россия занимает полосу в 100 км по всей линии соприкосновения и репарации в размере 50 млрд долларов с украинской стороны.

Общие выводы.

1. Если этот «мирный план» тот, что реально лежит сейчас на столах в Москве, Вашингтоне и Киеве, то конечно, это не то, что лично я ждал как итог СВО. Объясню почему. У нас у всех перед глазами наша победа в Великой Отечественной войне. Парад Победы летом 1945 года. Поверженные гитлеровские знамена, брошенные к подножью Мавзолея. Убедительная Победа. Победа, которая вознесла нашу Родину впервые в ее истории на высшее место в мировой иерархии держав.

Если это реально тот самый мирный план, о котором мы договорились с США, значит, он отражает реальное соотношение военно-политических сил между Россией и украино-натовской коалицией к настоящему моменту. Да, можно сказать, что мы победили, но это победа по очкам.

Естественно, подвиг наших солдат и офицеров, их героизм и самоотверженность – не подлежит сомнению и является фундаментом нашей победы.

2. В плане есть свои плюсы, и свои минусы (600-тысячная армия у Украины, ЗАЭС под совместным контролем, наши замороженные резервы останутся на Западе или будут использоваться для восстановления Украины – если только не той части, которая теперь будет зафиксирована под нашим контролем). Но в целом, если он будет, конечно, выполняться всеми сторонами (денацификация), то т.к. земля остается за нами, и мы сохраняем сухопутный коридор к Крыму, то мы имеем больше плюсов, чем минусов.

3. Важное значение имеет то, что мы заканчиваем период СВО и можем заниматься своими экономическими проблемами, которых у нас выше крыши. А США теперь обратят свою кипучую энергию на Китай.

4. Мы показали свою готовность менять мир по праву силы и это важный знак всему миру. В нем уважают силу. И теперь, когда все увидят, что мы достигли значительную часть поставленных перед СВО целей, уважать нас, а главное, бояться будут больше, чем раньше. Надо этим пользоваться.

5. Происходит резкое снижение статуса Европы – ее вообще нет в соглашении. Т.е., как я неоднократно писал еще год назад на закрытом канале, в мире выстраивается новая глобальная конфигурация ведущих мировых игроков, состоящая из России, США и Китая. А если так, то за каждым должна быть закреплена его сфера влияния. Соответственно, это большой плюс для нашей внешней политики. Мы получаем свою сферу влияния, с которой, если мы все правильно сорганизуем, должны получать дань для развития наших корневых и ядерных для России территорий.

6. Документ – это дорожная карта по снятию рисков между США и РФ. Внутренняя логика авторов (кто бы ни стоял за этим) проста – остановить Украину как непредсказуемый конфликт. Не из сочувствия, а из-за опасности эскалации и затрат. Присутствует перезагрузка отношений США–Россия. Россия слишком большая, чтобы быть изолированной навсегда, и слишком опасная, чтобы оставаться в статусе «загнанного зверя».

7. Что выигрывает Россия, если воспринимать документ как гипотетически принимаемый Москвой. Фактическое признание Крыма, ДНР и ЛНР, плюс статус-кво по Херсонской и Запорожской областям. Это – огромный геополитический прецедент. Выход из войны без поражения, реинтеграция в мировую экономику, возвращение к глобальным рынкам. Цинично говоря, американо-российский экономический проект – это ещё и частичное снятие зависимости от Китая. Гарантия, что Украина не войдёт в НАТО и ее армия будет ограничена. Юридически зафиксированное влияние на энергетику Украины (50% Запорожской АЭС).

8. Документ фактически устраняет Европу как самостоятельного игрока, она не участвует в гарантиях – только платит. Европа лишается возможности влиять на Россию. Германия и Франция вынуждены согласиться на американский контроль процессов. США и Россия договариваются над головами Европейского союза.

Это – возвращение модели «Ялта-2», но уже без европейских геополитических карликов. Готовимся к тому, что в течение 2026-2028 годов во Франции, Британии и ФРГ придут к власти совсем другие силы. И тогда континент, возможно, заживет совсем другой жизнью.

В общем, осталось только дождаться официальной реакции Кремля и понять, отражает этот документ реалии или нет.

Юрий Баранчик, политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.