Греция отказалась голодать: что теперь ждет гордый, но бедный народ
Греки отказались иметь дело с кредиторами, которые так ретиво «спасают» их страну. Получать западные деньги и пухнуть от голода, поклонникам сиртаки пришлось не по вкусу. После этого Евросоюз должен принять непростое решение: либо списывать многомиллиардные долги Греции, либо вычеркивать страну из своего братства. Оба варианта больно бьют как по кошельку, так и по престижу ЕС.
6 июля озвучен результат греческого референдума. 61% жителей страны не желают получать новые транши от МВФ в обмен на «затягивание поясов». Решение волевое и судьбоносное для Греции. Итог опроса сразу отрубил голову министру финансов Янису Варуфакису – он незамедлительно подал в отставку:
«Вскоре после оглашения результатов референдума мне стало известно, что участники Еврогруппы и другие партнеры считали бы, что мое отсутствие на переговорах помогло бы достичь соглашения. По этой причине я ухожу из минфина. Я гордо вынесу ненависть кредиторов. Я буду полностью поддерживать премьер-министра Алекса Ципраса, нового министра финансов и наше правительство... Это мой долг – помочь, чем могу, премьер-министру Алексису Ципрасу использовать капитал, который нам дал греческий народ на референдуме».
Для справки:
Да, удвоили, но… Какие варианты теперь есть у Греции, да и у Евросоюза в целом? Германия резко осудила итог референдума. Министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль констатирует: «Греки разрушили последний мост, по которому Европа и Греция могли найти компромисс. После отказа следовать правилам еврозоны невозможно себе представить переговоры о многомиллиардных программах помощи», – цитирует министра газета Tagesspiegel.
Депутат Бундестага Михаэли Фукс не верит в экономическое чудо Греции: «Ципрас устроил катастрофу, и теперь ему придется собирать осколки. Исключено, что удастся найти решение в ближайшие 48 часов». Политолог Маркус Фербер, уверен, Греции больше нечего делать в ЕС: «Итоги референдума в Греции показали, что страна не хочет зависеть от помощи кредиторов. Таким образом, Афины должны сами придумать, как разрешить экономический кризис. Единственная возможность у Греции сейчас – выйти из еврозоны».
В поддержку греков выступила Аргентина. Президент Киршнер уверена: «Греческий народ сказал «нет» неприемлемым и унизительным условиям, которые ему пытаются навязать для реструктуризации внешнего долга. Она провела параллель между нынешними греческими реалиями и ситуацией в Аргентине в 2001 году, когда в стране разразился тяжелейший социально-экономический кризис. «Мы, аргентинцы, знаем, о чем идет речь. Надеемся, что Европа и ее лидеры поймут послание людей с избирательных участков. Нельзя ни от кого требовать подписания свидетельства о собственной смерти». Солидарна с Грецией и Марин Ле Пен: «ЕС превратился в некое подобие секты, занимающейся диктатом, промывкой мозгов и шантажом... Могут ли европейские народы и дальше мириться с подобной ситуацией? Референдум в Греции показал, что нет».
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что немедленного выхода Греции из зоны евро ожидать не стоит. Он напомнил, что референдум задумывался не с этой целью. «Янис Варуфакис изначально предполагал референдум как элемент давления на представителей Еврогруппы. И Ципрас тоже отмечал, что после того как референдум состоится, он не собирается выходить из еврозоны. Уже сегодня будут продолжены переговоры с кредиторами. И уход Варуфакиса под давлением Еврогруппы говорит о том, что Ципрас хочет активизировать процесс переговоров с представителями Евросоюза», – считает эксперт.
«В случае если Греция начнет переговоры с ЕС по списанию значительной части долгов, это вызовет протесты со стороны большей части главных экономик, включая Германию, Францию, Италию и Испанию. Именно они формировали так называемый механизм стабилизации. Придется списать значительную часть многомиллиардных кредитов, причем большую часть – порядка 50 миллиардов – спишет Германия. Это общий долг, но даже если Греции удастся списать хотя бы половину его, это будет большой удар для Германии.
Германия объявила, что даст стабилизационный механизм 15 миллиардов евро, но это капля в море по сравнению с греческим долгом, отмечает Абзалов: «Всего Греция должна около 325 миллиардов евро, и понятно, что при 50 миллиардах, которые она должна только Германии, 15 никого не спасут. Списание долгов спровоцирует аналогичный процесс в других слабых зонах южного евро. Речь, в первую очередь, идет об Италии и Испании, которые тоже могут выставить кредиторам требования по сокращению кредитной нагрузки», – напомнил Абзалов.
Списание таких колоссальных сумм уничтожит не просто Германию, а весь Евросоюз. В игре, где ставки настолько высоки, сильным ЕС легче избавиться от одной «паршивой овцы», чем рисковать всем стадом. Но и стадо может оказаться не слишком глупым и вполне может разбрестись по сторонам.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии4