К войне в Донбассе подключился Лихтенштейн
(Фото: AP/ ТАСС)
Миссию ОБСЕ на Украине следует усилить военными миротворцами. С соответствующим предложением выступили руководители внешнеполитических ведомств четырех стран Европы — Австрии, Германии, Лихтенштейна и Швейцарии.
Представители «немецкоязычной четверки» обсуждали на днях в швейцарском Невшателе конфликт на Украине. И пришли к общему выводу, что наблюдатели ОБСЕ, призванные контролировать соблюдение режима прекращения огня в Донбассе, выполняют эту свою функцию недостаточно эффективно.
Посему по итогам встречи была принята декларация о намерении «усилить дееспособность» организации, разрешив ей «проведение миротворческих миссий с военными элементами», сообщает ИА ТАСС. То есть, речь идет о неких военных миротворцах. Но своего военного миротворческого контингента у ОБСЕ, как известно, нет. Это прерогатива исключительно Совета Безопасности ООН. А там не рассматривают возможность участия «голубых касок» в урегулировании конфликта в Донбассе.
Не сказано ничего об отправке в зону противостояния иностранных миротворческих контингентов и в Минских соглашениях, которые на сегодняшний день являются основополагающим документом, обеспечивающим действия по деэскалации конфликта на Востоке Украины. То, что он не является руководством к действию для Киева — это другой вопрос. Но Германия поставила свою подпись под договоренностями, взяв на себя определенные обязательства.
Тогда для кого пишется этот новый сценарий о «миротворческой миссии с военными элементами»? Может, сотрудникам ОБСЕ надо просто проявлять большую объективность и видеть не только то, что они хотят? Потому что пока, такое впечатление, на преступления украинских силовиков в отношении мирных жителей ДНР и ЛНР они смотрят «широко закрытыми» глазами.
— Хочу напомнить, что мандат ООН без согласия России никакие миротворцы там не получат, — комментирует ситуацию председатель экспертной группы «Крымский проект», политолог Сергей Михеев. — Но и другие войска, которые попытаются втянуться в конфликт, фактически будут конфликтующей стороной. Что может только еще больше разжечь войну.
Возможно, они ищут какие-то способы легального военного присутствия на Украине. Понимая, что украинская армия, мягко говоря, пока оставляет желать лучшего. И вот обсуждают разные подходы к этим вещам.
Но, я повторяю: такое присутствие может иметь смысл только в случае согласия всех сторон конфликта. И в случае реального разъединения противоборствующих сторон.
Да, может быть, какой-то толк от этого и был бы. Но при нынешнем отношении Запада к гражданскому противостоянию в Донбассе любой военный контингент из любой страны НАТО фактически станет участником этого конфликта. И приведет к его углублению, расширению, ужесточению и т. д.
«СП»: — В данном случае не вполне понятна роль г-на Штайнмайера, главы МИД Германии. Он буквально на днях обсуждал с Сергеем Лавровым необходимость соблюдения Минского меморандума обеими сторонами. И… предлагает «военные элементы». Одно явно противоречит другому?
— Объясняется все довольно просто, мне кажется. Потому что в этой общей «игре» Германия с самого начала претендовала все-таки на особую роль. Берлин поддержал весь этот Майдан с одной целью — быть основным западным оператором на Украине. Немцы хотели в свое время продвинуть в президенты Кличко, который имеет немецкое гражданство. Они вообще рассчитывали, что получат от всего достаточно серьезные политические, геополитические и экономические бонусы, которые усилят роль Германии в Европе. А, может быть, и глобально. Но пока никаких таких бонусов они не получили.
«СП»: — Почему?
— Потому что всей «игрой» заведуют американцы. И американцы опираются в этой «игре» отнюдь не на немцев. Немцев они использовали, когда надо было. Например, когда нужно было одобрить антироссийские санкции Европейским союзом.
А вообще в перспективе Берлин рассчитывает вести собственную партию. Так сказать, американцы-американцами, но в Европе и других регионах мира Германия хотела бы подняться на качественно иной уровень. И мы сегодня видим такие попытки реванша.
Вообще, эта страна не в первый раз делает такие попытки — после прохождения определенного исторического периода стремится вновь обрести былое влияние. Сейчас Германия, совершенно очевидно, рассматривает Украину как способ обрести это влияние. И не только за пределами Евросоюза. Но и в отношениях с Соединенными Штатами, и в отношениях с Россией — и в целом, глобально. Пока получается не очень хорошо.
Может, это военное участие рассматривается ими, как способ усиления собственного влияния? Но мне эти попытки все же не кажутся убедительными.
Возможно, в перспективе это могло бы иметь отношение к европейской инициативе сформировать собственные вооруженные силы в пику американцам. Потому что американцы фактически поставили Европу в зависимость от НАТО. Но пока такие попытки носят очень рискованный характер.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов не считает инициативу «германоязычной четверки» заслуживающей особого внимания.
— В прошлом году, все мы помним, обсуждалась возможность введения в Донбасс полицейской миссии Евросоюза. Но все спустили на тормозах. Потому что это было невыполнимо. Чтобы полицейская миссия ЕС вошла в зону конфликта, там сначала должны появиться миротворцы ООН, по крайней мере.
И в данном случае трактовать предложение можно по-разному. Особенно интересно: что имеется в виду под «военными элементами»?
Это может означать появление военных наблюдателей ООН. Что, конечно, изменит статус. Потому что за этим следует полный развод противоборствующих сторон и создание реального буфера между ними. Собственно, военные наблюдатели и должны контролировать, чтобы не возникало после этого боестолкновений. Но на это обе стороны должны дать свое добро.
«СП»: — Зачем все так усложнять. «Нормандская четверка», куда, кстати, входит Германия, уже выработала «дорожную карту». К чему этот новый формат?
— Никто этот сценарий, понятно, исполнять не будет. Но определенный «выхлоп» от этой встречи должен быть.
Политики самых разных уровней пытаются набрать себе политические очки на украинском кризисе. Это касается гуманитарной сферы, политической и военной. То есть, вся Европа, все европейские политики так или иначе считают необходимым разыгрывать украинскую карту, в том числе и для собственного пиара.
Ну, где еще можно Лихтенштейну заявить о причастности к общеевропейскому политическому процессу? Только на подобных встречах.
«СП»: — А не стоит ли за этой инициативой желание протащить официально в Донбасс контингент НАТО?
— Германия этого делать не будет. У нее пока нет статуса, чтобы предлагать решение какой-то проблемы военным путем. Экономический статус — да. Но в военном плане это страна, проигравшая Вторую мировую войну.
По мнению завсектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константина Воронова, швейцарская встреча очень похожа на попытку «прозондировать» ситуацию на предмет устойчивости:
— Определенные круги на Западе, скажем так, совершенно не заинтересованы в том, чтобы конфликт в Донбассе был «заморожен». Мир, путь даже шаткий, их не устраивает по ряду причин. И они стараются изыскать любую возможность, чтобы держать ситуацию в горячей фазе. Тут явная попытка забросить «удочку» и посмотреть, как отреагируют на предложение в Киеве и в Донбассе, а также в США и Европе. Но главным образом, как воспримет это Россия.
Только дьявол, как известно, кроется в деталях. А как раз о них-то мы ничего не знаем пока. Вопрос: кто будет в составе миротворцев? Скажем, если они будут представлены такими странами, как Финляндия, Швеция, Белоруссия и Казахстан, то это мог бы быть вполне приемлемый компромисс для всех сторон.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.