Ополченцы Донбасса готовы атаковать Мариуполь. Произойдет ли это завтра
Ополченцы Донбасса готовятся перейти в наступление: начать штурм Мариуполя и "строительство коридора в Крым". На фоне таких сообщений западных СМИ и политиков проходила встреча в Берлине, на которой главы Германии, Франции и Украины обсуждали урегулирование на востоке Украины.
На "вкусной теме" "оттоптались" и влиятельная Financial Times, и дипломат, бывший глава МИД Польши Радослав Сикорский. В России, как и на Украине, к этим разговорам не относились всерьез. Если аналитики России и Украины и обсуждали тематику Донбасса, то с противоположной стороны: не начнет ли наступление Киев. Однако после фактического провала берлинских переговоров ситуация резко изменилась.
В последние дни руководители ДНР и ЛНР перешли к более жесткой риторике. К примеру, заместитель начальника штаба ополчения ДНР Эдуард Басурин позволил себе резкость, которой избегал прежде. Он обвинил «кровавый киевский режим» в том, что тот «вопреки мнению глав европейских государств совершил жесточайшее преступление, подвергнув города и поселки ДНР артиллерийским обстрелам из запрещенного Минскими соглашениями вооружения прямо во время берлинской встречи». Исходя из его слов о том, что «попытки снижения напряженности, предпринятые со стороны Олланда и Меркель, не остановили Порошенко от убийства мирных граждан республики» можно сделать вывод: ополченцы ДНР и ЛНР уже морально готовы «дать сдачи» и перейти в контрнаступление на украинские позиции.
Реально ли начало контрнаступления со стороны ДНР и ЛНР, когда оно может начаться и чем закончится? Этот вопрос «МК» задал российским и украинским экспертам.
Кость БОНДАРЕНКО, руководитель центра «Украинская политика», Украина:
- Между ДНР, ЛНР и Украиной нет взаимного доверия, поэтому минские договоренности не соблюдаются и соблюдаться никогда не будут. Вопрос только в том, кто первым их нарушит совершенно явно, открыто и конкретно. Мне кажется, что до наступления зимы никто не захочет это делать первым. Будут взаимные упреки и провокации в надежде на то, что правила нарушит противоположная сторона. Потому что та сторона, которая пойдет в атаку первой, независимо от того, чем она это объяснит, будет объявлена нарушительницей минских договоренностей и признана виноватой во всей дальнейшей катастрофе.
Минские соглашения мертвы потому что они не выгодны ни Украине, ни самопровозглашенным республикам. Они не дают самого главного ответа: а за что боролись? Если Киев согласен на особый статус Донбасса, то зачем тогда нужно было начинать КТО? Статус можно было предоставить и весной 2014 года, не проливая крови. Тогда Киев на это не пошел, так с какой стати возвращаться к тому, с чего все начиналось, теперь, когда погибли тысячи граждан?
В ДНР и ЛНР тоже заявили более высокую планку, чем в 2014 году. Теперь их требование - не особый статус, о котором шла речь до начала войны, а — независимость. Сегодня некий особый статус они бы восприняли, как свою капитуляцию.
Таким образом, ни одна из сторон не хочет выполнять минских договоренностей в полном объеме, но не хочет и цинично их нарушать. А когда срок действия начерченной в Минске «дорожной карты» будет подходить к концу (некоторые полагают, что это произойдет уже в сентябре, другие — в феврале), и станет понятно, что она провалена, а другой нет, что европейские страны-гаранты оказались банкротами в этом процессе, то тогда начать активное боевое столкновение может любая сторона.
Нужно понимать, что за спинами конфликтующих сторон стоят более мощные игроки: за Украиной — США, за ДНР и ЛНР — Россия. Но это не значит, что стороны конфликта будут им строго подчиняться. Ни украинские власти, ни руководители ополчения не контролируют полностью своих людей с ружьем. А любая случайная искра может разжечь пожар, когда тушить его особенно никто не собирается.
- Насколько активно на Украине обсуждается предложение первого президента Украины Кравчука - «изолировать Донбасс», а фактически — отделить его от Украины?
- Это недопустимо для власти, но большинство граждан хотят, чтобы на Украине не было Донбасса. Эта тема не только обсуждается, но стала предметом социологического исследования, которое показало, что треть, даже - до 70% опрошенных готовы потерять Донбасс, лишь бы только закончилась война и прекратилась мобилизация, которая держит всех в ужасе. Граждане рассуждают так: «Пусть Донбасс отсоединился, если хочет, лишь бы исчез с глаз долой. А мы будем спокойно и мирно жить на оставшейся территории».
- Могут ли ДНР и ЛНР использовать такое общественное мнение на Украине, чтобы «додавить Киев» и добиться независимости?
- Могут. Но возможности для существования в качестве независимых государств у них пока нет. Без международного признания они не смогут привести в порядок устаревшую , а теперь еще и разрушенную инфраструктуру и нормально кормить себя. А Россия их брать себе не хочет. Это — не Крым, а слишком большие и неблагополучные территории. Независимость ДНР и ЛНР в условиях изоляции станет головной болью и для России, и для Европы — постоянным и активным донором криминального мира.
Владимир ЖАРИХИН, руководитель отдела Украины Института стран СНГ:
- Я придерживаюсь мнения, что в настоящий момент нападать ни одна из сторон не хочет. Но воинские формирования обеих сторон нужно держать в боеготовности, в тонусе. А как это сделать? Только посредством провокаций и разговоров о том, что враг у ворот и война начнется буквально завтра.
Но есть один объективный вопрос, на который нужно дождаться ответа: хочет Украина иметь в своем составе Луганск и Донецк, или нет. Если хочет, то республики могут вернуться в политическое и экономическое пространство Украины взамен на признание своей особенности. В этом случае они становятся особой, но все-таки частью Украины, а значит уже неважно, как будут проходить границы между ними и другими областями.
Но если дело идет к тому, к чему ведет Киев — к выпихиванию ДРН и ЛНР из пространства Украины (при всех формальных разговорах о восстановлении единства), то тогда у руководства Донецка и Луганска возникнет недовольство той линией раздела, которая сейчас существует. Они захотят отодвинуть границу подальше от жизненно важных частей своих республик. И они могут поставить этот вопрос уже не словами, а действием. То есть атака со стороны ополченцев возможна.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии7