Порошенко у «красной черты»
В этой связи довольно странно звучит недавнее заявление замглавы администрации президента Порошенко Константина Елисеева о том, что для России голосование в Луганске и Донецке является своего рода «красной линией», пересечение которой будет означать «решительную реакцию международного сообщества». Какие именно меры могут последовать, представитель украинского президента не уточнил. Но, по его словам, «красные линии» для нашей страны определили на последней трёхсторонней встрече — Меркель-Олланд-Порошенко — в Берлине, сообщает «Взгляд.ру».
Елисеев также добавил, что «в ближайшее время произойдут определенные контакты с российской стороной», чтобы не допустить проведение местных выборов на территориях непризнанных республик.
Из всего этого можно сделать определенные выводы: или официальный Киев страдает больными фантазиями и пытается выдать желаемое за действительное (во всяком случае, в официальной хронике берлинской встречи ни о каких линиях — ни красных, ни зеленых — ничего не сообщалось). Или же он просто боится выборов в Донбассе. Потому готов предпринять любые шаги, чтобы им воспрепятствовать.
Напомним: выборы глав городов и районов в Донецкой народной республике назначены на 18 октября — т. е. они должны пройти на неделю раньше местных выборов по Украине. А в Луганской народной республике — предварительно, 1 ноября.
И главные вопросы сегодня: состоятся ли они при таком сопротивлении Киева? Если — да, то что изменят? И признает ли их Россия?
— Россия не может их признать по той простой причине, что она не признает пока ДНР и ЛНР, — считает директор Центра евразийских исследований, политолог Владимир Корнилов. — Но при этом, конечно, Россия может призвать все стороны учесть мнение избирателей в Донбассе. Хотя не исключаю и того варианта, что ДНР и ЛНР перенесут эти выборы. Откажутся от проведения их в конкретный срок этой осенью. Кардинальным образом это ничего не изменит для Донбасса.
Но я хочу обратить внимание: ведь ДНР и ЛНР принимали решения о проведении местных выборов, выполняя Минские соглашения. Там «черным по белому» это условие прописано, как обязательное. И теперь в Киеве говорят о каких-то «красных линиях», о каких-то новых санкциях против России за то, что непризнанные республики стараются следовать букве «Минска-2»… Это абсурд, если честно.
На самом деле, России самой стоит прибегнуть к той же тактике. Я удивлен, почему до сих пор, скажем, российская сторона точно так же не выставила свои «красные линии» для украинского режима с тем, чтобы принудить его к выполнению Минского соглашения. На мой взгляд, это был бы правильный тактический подход.
«СП»: — Вы сказали, что перенос выборов все же возможен. При каких условиях? Или с какой целью?
— Это — не факт. Но я не исключаю, что так может быть. В конце концов, республики принимают подобное решение, не прося соизволения у кого-то извне. Мы помним, например, как Россия призывала отложить проведение референдума полтора года назад. Но ДНР и ЛНР все-таки провели его.
То есть, я не исключаю, что этот не самый принципиальный для Донбасса вопрос, может быть отодвинут как раз ради того, чтобы продемонстрировать стремление к доброй воле. Только если Киев против проведения этих выборов, то пусть хотя бы даст понять, чего он хочет от Донбасса. Почему выборы во исполнение Минских соглашений проводить нельзя. По-моему, это было бы логично.
«СП»: — Но Порошенко уже дал понять, что не признает результаты этого голосования.
— Это подтверждение того как раз, что он не признает никакие договоренности. И выборы в ДНР и ЛНР признает только тогда, когда назначит там своих гаулейтеров. Он идет даже на то, что отменяет местные выборы для регионов Донбасса, которые подконтрольны Киеву. В нарушение Минских соглашений. Соответственно, в том случае, если Меркель и Олланд поддерживают в этом Порошенко, то они тоже нарушают Минские соглашения и должны прямо в этом признаться.
«СП»: — Тем не менее, если выборы состоятся, что это изменит?
— На самом деле, в условиях военных действий проведение любых выборов и референдумов не имеет большого смысла. Это временное решение временной проблемы. Что касается не только ДНР и ЛНР, но и Украины, которая проводит выборы местных советов 25 октября. При этом все понимают, что через год-два надо будет проводить новые выборы, поскольку эти не решат ни одной проблемы. Именно поэтому я не вижу особой серьезной проблемы, если ДНР и ЛНР примут решение о переносе голосования.
Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько уверен: Киев будет сопротивляться проведению местных выборов в ДНР и ЛНР любыми способами:
— То, что заявляет Порошенко — пусть даже в уничижительном ключе — не стоит расценивать, как позицию всей «тройки». Для украинского президента вполне характерны подобного рода высказывания. Естественно, что выборы в непризнанных республиках, которые еще раз легитимируют действующие там правительства, укрепят государственное строительство и покажут миру стремление к свободе, неприемлемы для Киева. Но в случае нарушения Киевом коммюнике «Минска-2» и начала масштабной военной кампании эти выборы — выход. Россия может признать ДНР и ЛНР в качестве независимых государств, заключить с ними ряд договоров и оказать им какую-либо помощь. Уже как независимым государствам. В данной ситуации это уже не будет выглядеть, как вмешательство во внутренние дела Украины. По крайней мере, когда американцы помогали албанцам отделять Косово от Сербии, там вообще не проходило никаких референдумов, никаких плебисцитов, не было, соответственно, никаких решений… и т. д.
Я думаю, что Порошенко потому и впадает в истерику.
«СП»: — Непонятен его пассаж относительно «угрозы всему минскому процессу». Если достигнутые в ходе переговоров «нормандской четверки» договоренности предполагают проведение местных выборов в Донбассе, то это заявление Порошенко — нонсенс.
— Это вполне нормально для нынешней украинской действительности. Дело в том, что сам Киев не выполнил ни одного пункта Минских соглашений. Собственно говоря, он не прекращал огонь в течение всего периода, так называемого, перемирия. Просто интенсивность боевых действий была снижена. Не было придано особого статуса районам Донбасса, которые контролирует ДНР и ЛНР. Не было объявлено об амнистии. Все, что громогласно объявляли об исполнении Минских соглашений, на самом деле являлось имитацией этого процесса.
Поэтому когда Донецкая и Луганская республики все-таки пытаются самостоятельно каким-то образом строить свою государственность, свою «особость» в рамках «Минска-2», естественно, это вызывает у Киева полное раздражение. С его точки зрения никаких компромиссов не может и не должно быть. Донбасс должен полностью подчиниться нынешнему режиму и вернуться на его условиях в состав Украины. Не на условиях Минских соглашений, а на условиях Киева
«СП»: — Но эти условия не соответствуют Минскому меморандуму, который — на минуточку — был одобрен Советом безопасности ООН и является обязательным для исполнения без вариаций. И здесь интересно: признает ли выборы в республиках международная общественность?
— Международное общественное мнение — понятие очень абстрактное. Очень растяжимое. Если говорить о том, какое мнение сформирует глобальная медиакратия, то естественно, оно будет отрицательным по отношению к Луганску и Донецку. Их объявят в очередной раз сепаратистами, несоблюдающими соглашений, поджигателями войны и т. д. Никто не будет вдаваться в суть того, что там происходит. Не секрет, что 99% американцев вообще не интересуется тем, что происходит на Украине. Я думаю, что большинство из них даже с трудом найдет Донецк или Луганск на карте.
По большому счету, сейчас — в данной ситуации — международное общественное мнение разделяет и будет разделять ту точку зрения, которую ему навяжут глобальные средства массовой информации. Мы уже это все проходили в августе 2008 года. Когда CNN показывала реактивные залпы «Градов» и объясняло, что это российские войска атакуют Грузию. Хотя все было с точностью наоборот. Это была грузинская техника, которая вела огонь по Цхинвалу — столице Южной Осетии.
«СП»: — Но пока Порошенко в любом случае остается для Западе «белым и пушистым»?
— Думаю, что политическое руководство Запада, экспертное сообщество, грамотные люди, они прекрасно понимают, что собой представляют и Порошенко, и вся «элита», которая сейчас правит в Киеве. На мой взгляд, встреча в Берлине была направлена на то, чтобы удержать Порошенко от одностороннего выхода из Минских соглашений и, соответственно, вооруженной атаки на Донецк и Луганск. Потому что в этом случае и Франция, и Германия вынуждены были открыто выступить против киевского руководства. Они, как мне кажется, именно это дали ему понять. И именно этим тоже вызвана истерика Порошенко.
Потому что он уже готовился выйти из Минских соглашений. Он уже торжественно объявил, что «Минск-2» был всего лишь «передышкой» для накапливания военной техники и живой силы. И «скоро мы сомнем этих сепаратистов». Но тут ему Меркель с Олландом тет-а-тет объяснили, что они не будут его поддерживать и выступят против него, в случае, если Порошенко сам нарушит «Минск-2» таким подлым и наглым образом.
Светлана Гомзикова
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.