«Forbes»: Нравится нам это или нет, Россию следует воспринимать всерьез
«О, бедняжки русские!», иронически сокрушалась бывший президент Латвии Вайра Вике Фрейберга. «Почему нас должно волновать, что они хотят уважения? Мы тоже хотим, чтобы нас уважали!» И толпа взрывается аплодисментами. Это была, разумеется, толпа украинцев, среди которых присутствовал один представитель американского госдепартамента, точнее говоря, Виктория Нуланд, а событие – «праздник ненависти к России», известный как конференция организации «Ялтинская европейская стратегия» 2015 года. Это мероприятие не всегда было столь открыто антироссийским, но в этом году обливание грязью России стало главным развлечением толпы.
Подпись к изображению. В свой 63 день рождения, 7 октября 2015 года, президент Владимир Путин играл в хоккей. К счастью или к несчастью, его звезда продолжает двигаться по восходящей линии. Если бы его образ использовался для рекламы пива, Путина можно было бы назвать Самым Интересным Человеком в Мире
Фрейберга сказала это в ответ французскому политику (автор не запомнил его имени), который говорил, что Украина и Запад должны осознать, что у России имеются геополитические амбиции и это следует учитывать, когда имеешь дело с «Кремлем».
В Киеве безраздельно царила насмешка и ирония. Фрейберга, также как и непопулярные нынешние лидеры Украины, забыли о том, что Россия все же гораздо больше значит в международной политике, чем они сами. Запад будет слушать Россию, иначе Россия будет делать, что хочет, вообще не обращая на них внимания. В полной мере это касается и российского вмешательства в международное фиаско в Сирии. Можно бояться или ненавидеть ее, но к России придется прислушиваться, хотим мы этого или нет. Сентябрь 2015 года стал тем рубежом, после которого мир снова будет принимать Россию всерьез.
В сущности, президент Владимир Путин совершил в сентябре настоящий хет-трик. Результатом, по всей вероятности, будет отмена санкций, наложенных на нее в связи с украинским вмешательством, которые нанесли мощный удар по российской экономике и снова превратили Москву в «берлогу злобного медведя».
Подпись к изображению: Поворот на восток? Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд смеются во время пресс-конференции в Елисейском Дворце в Париже, 2 октября 2015 года. Меркель и Олланд порекомендовали официальному Киеву провести выборы на востоке Украины, даже если их результаты окажутся более выгодными для Москвы, чем для Киева.
Интервью с известным телеведущим Чарли Роузом, речь в Генеральной Ассамблее ООН по вопросам борьбы с терроризмом, Германия и Франция склоняются в сторону России по украинской проблеме. Все это говорит о том, что Россия вышла из затруднительного положения. Путина услышали. Он снова на коне. Что же изменилось?
На прошлой неделе, 2 октября, Владимир Путин, Франсуа Олланд, Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко встретились, чтобы обсудить план французского дипломата Пьера Мореля, предусматривающий проведение выборов в контролируемых повстанцами восточных областях Украины в течение ближайших трех месяцев. Выборы были ранее отложены пророссийскими сепаратистами. И лидеры Украины не слишком охотно готовы пойти на этот шаг. «Эти люди вообще не знают, что такое свободные и честные выборы», говорит Порошенко.
Однако, это не имеет никакого значения. Германия и Франция хотят выборов. Если Украина хочет стать частью Европы, это именно то, что делают европейцы. Они идут голосовать. Как написал 5 октября обозреватель агентства «Bloomberg» Леонид Бершидский, Порошенко просто придется как-то смириться с непредсказуемыми последствиями такого шага.
Кроме того, выборы являются частью пакета соглашений «Минск-2». Если это соглашение будет выполняться, и большинство этнических русских на востоке страны проголосуют (а они, по всей вероятности, проголосуют против правящей партии в Киеве), тогда, вполне возможно, повстанческая война, поддерживаемая Россией, закончится. Если выборов не будет и Киев начнет тянуть время, тогда гораздо труднее станет изображать Путина как злодея, в то время как повстанцы будут требовать проведения выборов. По мнению некоторых наблюдателей, этот вариант постепенно становится базовым сценарием развития событий.
Для Вашингтона отказ России от дальнейшей поддержки повстанцев на востоке Украины и бомбежки объектов ИГИЛ, а заодно и поддерживаемой ЦРУ анти-асадовской оппозиции в Сирии – не что иное, как пропагандистская кампания. Возможно это и так. Неужели так трудно на самом деле просто остановиться и сравнить анти-асадовские повстанческие силы с моджахедами в Афганистане? Это тоже была прокси-армия, воевавшая против правительства, которая не устраивала Вашингтон. Позже эти парни повернули свое оружие и направили его на Америку, отколов кусок от здания Пентагона и изменив профиль Нью-Йорка. Согласно данным недавнего опроса агентства «Rasmussen Reports», американцы по-прежнему видят в Путине недружелюбного соседа.
С точки зрения Франции и Германии, Украина не придерживается своих обязательств по минскому соглашению. Голосование в Донецке и Луганске – вовсе не то же самое, что референдум в Крыму в 2014 году, где автономный район проголосовал (или нет?) за выход из состава Украины. В этот раз голосование должно быть санкционировано Киевом. При участии международных наблюдателей или без него, результаты этих выборов не будут позитивными для политики Порошенко, однако они позволят сохранить целостность страны, и, теоретически, могут положить конец кровопролитию в восточных регионах, некогда промышленном сердце Украины, которое сегодня находится в состоянии комы.
Украинское правительство изо всех сил старалось разжечь в Европе страх перед возможным вторжением России. Редкий день обходился без ужасающих новостей о российском танке на какой-то из границ бывшего Советского Союза. Или какая-либо из бывших советских республик, помнящая плохие времена, вдруг будто помешается на тренировочных полетах НАТО в Балтии. Все это не предвещало ничего хорошего для России. Однако, как сказал Путин в интервью Чарли Роузу, в этом нет ничего противозаконного. НАТО поступает так же. Что же из того?
Как и во время настоящей Ялтинской конференции, ознаменовавшей окончание второй мировой войны, политическая карта мира сегодня по-прежнему разделена между Западом… и русскими. Путин выступал от имени России в ООН, на американском телевидении, и теперь Запад может либо прислушаться, либо продолжать игнорировать его. Все мы уже знаем, к чему может привести это игнорирование.
Автор – американский внешнеполитический аналитик, обозреватель журнала «Форбс» Кеннет Рапоса
Перевод Игорь Абрамов
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии5