Надежды Болгарии на возрождение «Южного потока» напрасны
Болгария увидела для себя возможность вернуть российские газовые проекты. Премьер-министр страны Бойко Борисов заявил, что в ситуации, в которой находятся Россия и Турция, София может обеспечить поставки газа от четырех–пяти поставщиков.
Второй шанс
Борисов выразил надежду, что проект строительства газового распределительного центра в Болгарии также будет реализован, передает ТАСС. «Мы имеем реальный шанс построить в Болгарии газовый хаб, – отметил премьер-министр. – Через несколько дней (вероятно, 10 декабря – прим. ВЗГЛЯД) с министром энергетики Греции будет подписано соглашение о строительстве межсистемного газопровода, что нам гарантирует диверсификацию поставок газа».
«В ситуации, в которой находятся Россия и Турция, я вижу редкий шанс, чтобы обеспечить поставки газа в Болгарию от четырех–пяти поставщиков», – сказал он.
«Но если под эгидой ЕС мы сумеем доставить российский газ до нашей земли, до Варны, то сможем, при совместном финансировании с ЕС, обеспечить строительство газопровода (для его транспортировки), – отметил Борисов. По его мнению, Болгария сможет «утвердить свои позиции как газораспределительный центр».
«Будет газ, поставки которого (через акваторию Черного моря) полностью профинансирует российская сторона, мы же будем участвовать в финансировании (газопровода) на нашей территории. Мы гарантируем, что мощности наших газораспределительных сетей и компрессоров для тех, кто хочет получать газ, заплатив за его транспортировку, хватит. Мы готовы это обеспечить», – сказал глава болгарского правительства.
От «Южного потока» к «Турецкому» и обратно
Напомним, что строительство трубопровода из России в ЕС через южное направление имеет долгую историю. В 2012 году началось строительство международного газового проекта «Южный поток». Трубопровод должен был проходить из России по дну Черного моря. Болгарии в этом многомиллиардном проекте отводилась важная роль: именно на ее территории труба «дробилась» на два «отвода». В целом «Южный поток» должен был пройти по территории Болгарии, Сербии, Венгрии.
Таким образом, София при реализации этого проекта становилась важнейшим европейским газовым хабом. Однако против выступали страны ЕС и Украина. В итоге в декабре 2014 года гигантский проект, с которым Россия связывала много надежд, был закрыт. Россия признала бессмысленным строительство «Южного потока» и отказалась от него. Болгария, в свою очередь, сыграла одну из главных ролей в провале проекта.
«С учетом позиции Еврокомиссии, с учетом того, что мы не получили разрешение от Болгарии, считаем, что Россия не имеет возможности развивать этот проект. Мы вынуждены будем пересмотреть свое участие в этом проекте, – сказал тогда Владимир Путин. – Начинать проект сейчас, когда не получено одобрение Болгарии, сами понимаете – нелепо», – добавил президент.
Россия не может в нынешних условиях продолжить реализацию «Южного потока» из-за неконструктивной позиции ЕК по проекту, а поставки своих энергоресурсов готова перенаправить на другие рынки, заявил Путин.
Так и родился проект «Турецкий поток». Россия искала альтернативы «Южному потоку» для поставок своего голубого топлива в Европу. «С учетом растущих потребностей Турции мы готовы не только расширить «Голубой поток», но и построить еще одну трубопроводную систему для того, чтобы обеспечить растущие потребности самой турецкой экономики. А если будет признано целесообразным, то создать на турецкой территории, на границе с Грецией, и дополнительный так называемый газовый хаб для потребителей в Южной Европе», – сказал Путин по итогам прошедших в Турции переговоров с президентом Реджепом Эрдоганом год назад, в декабре 2014-го.
Турция уже напрямую соединена с Россией трубопроводом «Голубой поток», который проходит по дну Черного моря. И Анкара даже ранее предлагала Москве удвоить мощности этой трубы – с проектных 16 до 32 млрд кубометров в год, чтобы снять зависимость от транзита через Украину в Европу.
Москва и Анкара договорились построить морской газопровод в Турцию на 63 млрд кубометров в год, заявил впоследствии глава Газпрома Алексей Миллер. Из них Турции пойдет 14 млрд кубометров, а остальное будет поставляться на границу Турции и Греции. Оттуда этот газ может поступать уже в страны Южной Европы. Таким образом, Россия ничего не теряет. Это и был «Турецкий поток».
«Турецкий поток» приостановлен»
В связи с тем, что Турция сбила 24 ноября российский Су-24, переговоры Москвы и Анкары по многим экономическим проектам были закрыты. 29 ноября Владимир Путин подписал указ об экономических мерах в отношении Турции. Глава Минэнерго России Александр Новак сообщил, что переговоры Москвы и Анкары по проекту «Турецкий поток» приостановлены.
Ранее в четверг председатель правления Газпрома Алексей Миллер заявил, что, если Анкаре нужен «Турецкий поток», она может обратиться к Москве для проведения переговоров, таким образом фактически подтвердив приостановку переговоров по проекту.
Во вторник со ссылкой на источник, близкий к ситуации, сообщалось, что в связи с приостановкой деятельности межправкомиссии Россия – Турция дискуссии по проекту «Турецкий поток» тоже приостановлены.
Напомним, премьер-министр России Дмитрий Медведев 1 декабря подписал постановление о применении специальных экономических мер против Турции. В постановлении ничего не говорится о «Турецком потоке», однако документ содержит пункт о приостановке деятельности смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
«Нужно было раньше головой думать»
Директор Фонда Национальной энергетической безопасности, политолог Константин Симонов отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что Болгарии нужно было раньше думать о своем энергетическом положении.
«Смысл строительства «Южного» или «Турецкого» потоков заключается в том, чтобы обойти неблагонадежного партнера – Украину. Россия приняла принципиальное экономическое, а не политическое решение обойти Украину в деле поставок российского голубого топлива в Южную и Центральную Европу. Для поставок газа в Северную Европу существует «Северный поток» через Германию. «Южный поток» нужен для поставок газа в Болгарию, на Балканы, в Венгрию, Италию, Грецию», – сказал Симонов.
«После того, как ЕС, включая Болгарию, не дал согласия на строительство «Южного потока», он превратился в «Турецкий». Две нитки (из четырех) «Турецкого потока» уже переехали на север и будут реализовываться в рамках проекта «Северный поток – 2». Одна нитка нужна самой Турции для ее внутренних нужд. Поэтому Болгария уже никак не может превратиться в общеевропейский хаб. Мы практически решили все свои проблемы, мы строим «Северный поток – 2». Болгарам нужно было раньше думать головой, они упустили реальные возможности. Москва уже не заинтересована в этом проекте», – сказал политолог.
Собеседник отмечает, что если бы «Южный поток» был построен, то Болгария стала бы общеевропейским хабом. Симонов добавил, что возобновление строительства «Южного потока» в целом возможно, но у него уже будет совсем другая функция и роль. «Оптимальный вариант – это строительство одной ветки «Южного потока» и двух веток «Турецкого». Я убежден, что Турция не отойдет от планов строительства «Турецкого потока». Анкаре очень нужен российский газ. После инцидента с самолетом ситуация изменилась. Теперь туркам придется уговаривать нас строить газопровод, а не нам их», – подытожил эксперт.
Юрий Богданов
Фото: Oleg Popov/Reuters
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.