Терпения всем нам!
Разумеется, в мире полно мест, где пятничная встреча помощника госсекретаря США Виктории Нуланд и помощника Президента Российской Федерации Владислава Суркова осталась незамеченной, но Донбасс точно таким местом не является. Поскольку речь шла о его судьбе, о судьбе его жителей. Понятно, что жители региона, как на части, контролируемой республиканскими правительствами, так и, наверняка, на части, контролируемой Киевом, стали искать хоть какую-то информацию о вышеупомянутой встрече. Между тем, информации очень мало.
В Госдепе подтвердили: речь шла о Донбассе
Уже во время встречи Нуланд и Суркова в Калининграде начальник пресс-службы Госдепа США Джон Кирби подтвердил, что речь на ней идет об урегулировании конфликта на Украине. Собственно, сама встреча, по информации Кирби, стала неким развитием ранее прошедших переговоров между президентами России и США Владимиром Путиным и Бараком Обамой, а также министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри. Кирби даже конкретизировал: встречаются, чтобы обсудить "необходимость полной имплементации минского соглашения".
Официально и очень обтекаемо
Наконец четырехчасовая встреча была закончена, и появился официальный комментарий от ее непосредственного участника Владислава Суркова. Однако не для того, согласитесь, он встречался с Нуланд в такой почти таинственной обстановке, чтобы изложить общественности их разговор во всех подробностях. Информация от помощника российского президента была очень дозированной и обтекаемой, оставляющей место для различных толкований.
"Состоялись довольно обстоятельные, конструктивные и полезные консультации, - отметил Сурков в комментарии журналистам. - Это был своего рода мозговой штурм по поиску компромиссов доя реализации Минских соглашений". "По некоторым чувствительным вопросам, - продолжил он, - как например, конституционная реформа (на Украине - ред.), безопасность и выборы (в провозглашенных ДНР и ЛНР - ред.) выдвигались идеи, которые могут быть обсуждены в контактной группе в "нормандском формате".
Вот, собственно, и всё.
Свято место пусто не бывает
Информационная пустота официоза обычно заполняется комментариями экспертов и инсайдерской информацией. Так было и в случае встречи Суркова с Нуланд.
Так, например, директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, реагируя на событие, отметил, что "встреча Суркова и Нуланд необходима". Он указал, что "Киев все чаще перестает слышать европейских партнеров по процессу политического урегулирования в Донбассе", а, "как показали последние контакты лидеров стран "нормандской четверки", Германия и Франция склонны разделять российскую позицию в части последовательности выполнения минского комплекса мер".
"Манипуляции Киева рассчитаны на усиление противоречий между европейскими странами и США. Поэтому встреча Суркова и Нуланд должна обеспечить необходимый диалоговый режим и своевременный обмен информацией. Особенно это актуально в части общего понимания модальности местных выборов и характера поправок в конституцию", - заключил Чеснаков.
Вообще, эксперт с такой точностью обрисовал главные темы встречи (а высказывался он, заметим, еще до ее окончания), что создается впечатление, будто он точно знал, о чем там идет речь. Вспомним, ведь именно об этих "чувствительных вопросах" говорил, комментируя событие, Сурков.
Ранее Нуланд несколько раз встречалась с отвечающим за украинское направление замглавы МИД РФ Григорием Карасиным. Напомним, что на первых в этом году переговорах по Украине в Минске стороны договорились объявить режим прекращения огня, также достигнуты договоренности об обмене пленными и восстановлении инфраструктуры.
Чем сердце успокоится
А вот известный политолог Ростислав Ищенко, говоря о встрече "в приграничье", акцентировал внимание не столько на ней самой, сколько на ее возможных последствиях.
"То, что встреча произошла в Калининграде, а не где-нибудь в Сан-Франциско, - свидетельствует, что США эта встреча была нужна. То, что Нуланд прилетела не в Москву, - свидетельствует о том, что США не хотели, чтобы эта встреча стала предметом слишком пристального внимания прессы", - заметил Ищенко.
По словам политолога, "США нащупывают пути к компромиссу и пытаются пойти на какие-то уступки. Это не первый случай - за последние три месяца это уже вторая встреча Нуланд и Суркова, до этого Керри прилетал в Сочи, американцы пытались договориться о том, как конфликт закрыть и пытаться сохранить лицо. Оба раза эти предложения оказались не такими, какие могут устроить Россию".
И прогноз: "После этих встреч США поменяли свою позицию по Украине, выступили с заявлениями о том, что Киев должен выполнять соглашения. Это повторил и Байден в Киеве. Сейчас Порошенко впервые заявил, что Минские соглашения должны начинаться с проведения конституционной реформы. То, что у США поменялась позиция, и они начали давление на Киев, это факт. Можно предположить, что во время этой встречи проговаривались варианты совместного давления на Киев, того, как США будут заставлять своего киевского "клиента" вписываться в Минск. Других смыслов я в этой встрече не вижу".
Инсайдерская информация
Обозреватель издания "Украина.Ру" Александр Чаленко, комментируя итоги встречи, сразу начал с утверждения, что "российская политика на украинском направлении в последний месяц явно активизировалась". В качестве подтверждения, он привел сразу несколько фактов: "Борис Грызлов был назначен Владимиром Путиным полномочным представителем в Трехстороннюю контактную группу в Минске, состоялся серьезный разговор Путина с Обамой по телефону, Грызлов нанес визит в Киев, где у него был часовой разговор с глазу на глаз с Петром Порошенко (по имеющийся у украинской прессы информации, Борис Вячеславович привез последние предложения российского президента). Всё это венчалось встречей главного куратора Украины и Донбасса - помощника президента России Владислава Суркова - с Викторией Нуланд в Калининграде".
Далее Чаленко, как и два предыдущих эксперта отметил важность встречи для принуждения Киева к выполнению Минска-2. А потом настало время инсайда.
Сославшись на источник, близкий "к одному из членов российской делегации на переговорах в Калининграде", журналист заявил, что "Сурков и Нуланд достигли ряда компромиссов по Украине". Первая часть информации источника не стала каким-то эксклюзивом. Речь там снова шла о принуждении Порошенко к выполнению минских договоренностей посредством принятия необходимых оговоренных законов: "...и о выборах на территории, контролируемой ДНР и ЛНР, и об особом статусе, и об амнистии".
А вот дальше стало интереснее. По информации источника журналиста, главное достижение переговоров в Калининграде то, что американская сторона согласилась рассмотреть предложенный Кремлем статус Донбасса, когда формально эта территория, по замыслу российской стороны, должна обрести статус "договорной автономии".
"Вот смотрите, Донбасс остается, естественно, формально, территорией Украины, но согласно украинским законам ему предоставляется автономия. При этом Донбасс получает право на внешнеполитическую активность. Он будет иметь возможность на заключение фактически международных договоров", - привел Чаленко слова своего источника, объясняющие, что означает "договорная автономия Донбасса".
Как это соотносится с Минском?
Действительно, давайте посмотрим, как соотносится вышеупомянутый статус "договорной автономии" для Донбасса с текстом Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Посмотрим и увидим, что никак не соотносится. Нет в Комплексе мер словосочетания "договорная автономия". Но и это еще не все. Автономия ведь не предполагает права автономной территории на проведение самостоятельной внешней политики. Поэтому заявление, что "при этом Донбасс получает право на внешнеполитическую активность" кажется абсурдом. Конечно, если только эта "внешнеполитическая активность" не будет ограничена трансграничным сотрудничеством, упомянутом в Комплексе мер: "Содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации".
Это несоответствие очень четко подметил донецкий журналист и аналитик Сергей Миркин.
"Внешнеполитическая самостоятельность Донбасса при условии, что в Минском протоколе нет даже упоминания автономии, звучит, честно говоря, неправдоподобно, - отметил он на своей странице в Фейсбук. - Да и Украина на это не пойдет при всей ее зависимости от США. Возможно, речь идет о трансграничном сотрудничестве, но это все-таки аспект, скорей, экономический, а не политический. Да и на самом деле самое важное - это судьба ополчения, которое, по Минску, должно стать милицией..."
Выводы делать рано
Да, действительно, делать выводы по результатам встречи Суркова и Нуланд на основании столь скудной и противоречивой информации преждевременно. Можно вспомнить, например, что никто особо не верил в предсказания экспертов о скором замещении в ДНР и ЛНР гривневой массы рублевой. Однако прошло время и... Но есть и обратный пример, когда почти все жители республик поверили (вероятно, потому, что уж очень хотелось) словам тех же экспертов о скорой, в конце прошлого или в начале нынешнего года, выдаче российских паспортов жителям Донбасса. Воз пока и ныне там. Застрял где-то в сфере предположений и слухов.
И вообще, тут бы с Минскими соглашениями до конца разобраться. Ведь что главное для жителей мятежного региона? Пожалуй, безопасность. А где ее гарантии при условии пусть даже самой широкой автономии? Да, в Комплексе мер прописано, что судьи и прокуроры - при участии органов местного самоуправления, что местные советы могут создавать отряды народной милиции (допустим, так будет называться нынешняя армия, как уже называется в ЛНР, хотя и тут есть нюансы)... А как быть с госбезопасностью? Ведь ничего в означенном документе не говорится об МГБ. Но ведь не СБУ же в ДЛНР запускать, в самом деле! С передачей границы тоже - вопросы, вопросы... Да и за тем, чтобы Киев действительно проводил реформу украинской конституции, а не пытался, простите, впарить Донбассу свою псевдодецентрализацию, тоже надо внимательно следить. Вон с вопросом о местных выборах в республиках никак договориться не можем. И, к примеру, Порошенко на недавней встрече с журналистами прямо, по информации пресс-службы, заявил, что "...политическое урегулирование ситуации на Донбассе может происходить только в виде возвращения украинского суверенитета на оккупированные территории. Выборы должны проходить по украинскому законодательству, при участии украинских политических партий, украинских СМИ. Избирательные комиссии должны формироваться по украинскому законодательству Центральной избирательной комиссией Украины с обеспечением участия всех временно перемещенных лиц, которые были вынуждены покинуть эту территорию". Где здесь хотя бы упоминание вскользь о диалоге "о модальностях проведения местных выборов... в отдельных районах Донецкой и Луганской областей"?
И все это только очень малая часть вопросов. Так что... терпения всем нам.
Игорь Фарамазян
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии10