Добровольчество и молодежь  

Добровольческая деятельность молодёжи является пространством социализации, развития профессиональных компетентностей молодых людей как будущих специалистов. В процессе добровольческой деятельности молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности. Но как привлечь молодежь к добровольческой деятельности?

 

Несмотря на то, что молодежная, школьная и студенческая, среда является наиболее благоприятной для продвижения идей добровольчества, количество добровольцев постоянно вовлеченных в общественные акции на территории России крайне незначительно. Одна из проблем слабого охвата населения заключается в том, что количество людей, занимающихся добровольческой деятельностью на относительно постоянной основе существенно меньше, чем количество людей, которые хотели бы в перспективе часть своего свободного времени уделять добровольческой и благотворительной деятельности. Согласно результатам социологических опросов, проводимых специализированными организациями, в некоторых регионах подобный разрыв измеряется десятками раз. По данным ВЦИИОМ и статистике Минэкономразвития количество представителей экономически активного населения, готового периодически заниматься добровольческой деятельностью, приближается к 40 процентам.

 

 

Суть данной проблемы заключается в слабой информированности населения о добровольческих мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями, административными органами либо группами добровольцев, немногочисленности самих организаций, занимающихся реализацией добровольческих проектов, и нежеланием общественных деятелей заниматься популяризацией добровольческой работы как отдельным видом общественной деятельности.

 

Работа со школьной аудиторий и аудиторий высших учебных заведений наиболее перспективное направление популяризации идеологии добровольчества. Даная среда многочисленна, активна и самоорганизованна. Успех мероприятий по популяризации добровольческой деятельности целиком и полностью зависит от ваших ораторских и организаторских способностей, а так же от репутации структуры, которую вы представляете.

 

Учитывая специфику школьных заведений и высших ученых заведений, работу по популяризации добровольчества в данной среде целесообразно начинать с теоритических мероприятий – лекций, семинаров, круглых столов и тренингов, которые в дальнейшем постепенно и поэтапно должны переходить к практическим занятиям, призванным закрепить полученные в ходе подготовительных мероприятий знания. Работа со школьной и студенческой аудиторией должна базироваться на понимании того, что на мероприятии, как правило, присутствует формальный лидер – педагог, либо представитель  администрации учебного заведения, и лидер неформальный, представитель ученической среды, который пользуется у сверстников заслуженным авторитетом. Задача общественника, занимающего развитием добровольчества – вызвать интерес к добровольческой деятельности, прежде всего у формального и неформального лидеров, которые в свою очередь самостоятельно обеспечат участие в ваших мероприятиях остального коллектива.

 

Для того, чтобы привить у учеников старших классов и студентов интерес к добровольческой деятельности и создать в дальнейшем на базе учебного заведения добровольческую ячейку, необходимо изначально нацелить активную часть молодежи, прежде всего на решение местных проблем – проблем, школы, ВУЗа, колледжа и т.п. Начинающим добровольцам проще ориентироваться в привычной среде и взаимодействовать с привычным окружением. Решение проблем своего учебного заведения даст молодым активистам качественный опыт, который в дальнейшем можно трансформировать и направить на решение проблем района, города, области и Российской Федерации.

 

Дополнительным способом мотивации учащихся к участию в добровольческих мероприятиях может послужить награждение за выполнение тех или иных задач благодарственными письмами, грамотами и дипломами. На сегодняшний день практически все ВУЗы России ведут учет общественно полезной деятельности студентов, который базируется не только на статистике участия в ВУЗовских мероприятиях, но и на статистике участия в акциях прочих общественны структур, которое подтверждается благодарственными письмами и дипломами. Наиболее активные в общественном плане студенты, при условии хорошей успеваемости, могут претендовать на повышенную стипендию. Ученики старших классов общеобразовательной школы так же заинтересованы в подобно поощрении, так как оно может стать существенным подспорьем при поступлении в высшие учебные заведения.

 

Планируя работу со школьной и студенческой средой, однако, не стоит выстраивать взаимоотношение с потенциальными добровольцами на рациональной основе. Зачастую многие из представителей социально активной молодежи участвуют в добровольческих акциях отнюдь не за перспективу получения повышенной стипендии и для составления красивого и емкого портфолио. Большая часть молодых добровольцев принимают участия в подобных акциях по другим мотивам. Это рациональное использование свободного времени,  расширение круга общения, получения новых знаний и навыков, а самое главное, практически каждый из них подобным образом реализует свою потребность быть полезным обществу и ощутить свои значимость.

 

При работе в молодежной среде, стоит так же учитывать, что молодежь теряет интерес к социально полезной деятельности в тех случаях, когда возникают противоречия между их ожиданиями и предлагаемой деятельностью или выполняемая работа не влечет реальных изменений. Также ряды добровольцев начинают редеть, если деятельность однообразна и неинтересна, лишена творческой составляющей, а так же если они не ощущают поддержки, одобрения со стороны других. Многие так же теряют интерес к добровольчеству при отсутствии возможности для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, проявления инициативы или творческих способностей. Так же добровольцы покидают ряды структуры в тот момент, когда возникают напряженные отношения с другими добровольцами или персоналом принимающей организации. Учитывая то, что держать относительно нестабильную массу представителей социально активной молодежи в состоянии равновесия крайне сложно, оптимально правильной моделью поведения будет та, при которой между руководством добровольческой организации и добровольцами установится атмосфера взаимного доверия. Вне зависимости от того, какая цель стоит и перед вами и какие социальные проблемы, стоящие перед обществом вы планируете решить при помощи добровольцев, не стоит выдавать желаемое за действительное и обещать активистам то, что вы не в состоянии им предоставить.

 

И самое главное, организатор добровольческих акций, планирующий привлечь в свои ряды молодежных активистов, должен отдавать себе отчет в том, что для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой деятельности, который они предпочитают получить в короткий период и при этом еще и рассчитывают на достойную оценку. Поэтому если вы планируете ряд краткосрочных акций, для реализации которых необходимо достаточно большое количество добровольцев, то вам лучше обратить внимание на ученическую и студенческую среду. Если в ваших планах долгосрочная акция, эффект от которой очевиден но труднодостижим, то вам лучше обратить внимание на более зрелых добровольцев, для которых добровольчество стало своеобразной идеологией, а не инструментом для рационального использования свободного времени и формирования социального капитала.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.