Некоммерческий сектор и сельские поселения: точки пересечения и перспективы взаиморазвития
«Аграрный вопрос» для России был и остаётся приоритетным и трудно решаемым, положение села и сельских жителей являются одними из наиболее злободневных проблем российской действительности и сегодня.
Известно, что в 90-е годы никто и не задумывался о селе – политическая ситуация решала другой спектр новообразовавшихся с Перестройкой проблем: продовольственного дефицита, дефолта, необходимости займов у МВФ. О селе забыли. Начался массовый отток людей в города в поисках лучшей жизни. Практически прекратилось финансирование, а о стратегическом развитии никто и не задумывался, речь шла лишь о гнетущем существовании людей, оставшихся жить на селе.
На данный момент 74,27 % граждан РФ проживают в городской среде, там созданы хотя бы элементарные удобства, инфраструктура. А как же остальные 25 % граждан?!
По последним данным уровень газификации России составляет чуть более 67 %. Остается не газифицированными 33 % территорий. Именно эти 33 % и составляют наши села, а также некоторые отдаленные субъекты. Нынешняя инфраструктура полностью не может обеспечить асфальтирование дорог, освещение и ряд других потребностей. Стабильно низкая зарплата, а зачастую и отсутствие работы никак не могут сохранить стабильность сельской жизни, стимулировать гармоничное развитие этих территорий, а также привлекать людей приезжать в село или оставаться жить на малой Родине.
Бюджет сельских поселений, как правило, очень незначительный, практически отсутствует гражданская инициатива, и в целом, активное гражданское общество. Люди заняты поиском дополнительного заработка и хоть какого-то дохода в семью.
Решение многих вопросов, особенно социального плана, не подкреплено как финансово, так и идейно. Спустя четверть века после распада Советского Союза на высшем уровне стал подниматься вопрос о необходимости разработки Стратегии устойчивого развития сельских территорий.
15 июля 2013 года была одобрена обновленная Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Направленность программы была также рассчитана и на развитие в сельских населённых пунктов, эффективного местного самоуправления и институтов гражданского общества. Конкретные мероприятия и шаги по реализации программы противоречивы и проводятся далеко не везде. Основной упор, скорее всего, будет направлен на поддержку гражданских инициатив.
На проведённых вследствие выше упомянутой Целевой программы гражданских форумах впервые обозначили проблему нехватки или полного отсутствия некоммерческого сектора на селе. Была поставлена задача: стимулировать создание НКО в селе и сделать их связующим звеном между селянами и властью.
Актуальность дискуссии оправдана официальными данными Минэкономразвития России, согласно которым, за последние 20 лет численность сельских жителей сократилась на 1,5 млн. человек, 20 тысяч сельских населенных пунктов исчезли с карты России, а в 54% оставшихся сел численность жителей составляет до 100 человек.
Основными же проблемами и причинами отсутствия активной роли НКО в развитии села являются следующие: неразвитость институтов гражданского общества и снижение уровня жизни на селе, ухудшение экономических условий для ведения малого бизнеса в сельском хозяйстве и увеличение административных барьеров, связанных с получением земли, кредитных ресурсов и господдержки.
Еще одной важной проблемой, которая служит препятствием созданию и работе общественных организаций является низкая правовая грамотность населения, в особенности – села. Ведь грантовая поддержка для развития некоммерческого сектора существует (так в 2016 году было выделено почти 500 млн. рублей), вопрос лишь в том, насколько население осведомлено о данной поддержке государства и насколько качественно ведут свою деятельность «матёрые» общественники.
Однако уже имеется опыт работы НКО в рамках некоторых программ развития села. К примеру, в Краснодарском крае были созданы Районные ассоциации фермеров. Так, в Ленинградском районе при поддержке этой общественной организации был проведен газ в ряд поселков, созданы сотни рабочих мест, а также кредитный кооператив для начинающих фермеров.
Еще одни ярким примером является Липецкая область. Здесь действует свыше 1400 НКО, почти треть из которых сосредоточены на селе. Инициативы активных граждан направлены на снижение алкогольной зависимости, создание спортивных клубов в деревнях, а также на развитие такого нового направления, как агротуризм. Что касается других регионов, то там ситуация выглядит очень плачевно. По данным Росстата, свыше 90 % НКО организаций сосредоточено в городской среде. А из тех 10 % половина представлена филиалами крупных общественных организаций, не являющихся социально ориентированными, что, в свою очередь, тормозит решение злободневных проблем сельской жизни.
Таким образом, гражданское общество выступает проводником требований и поддержки населения к существующей в стране политической системе, что способствует её эффективному и наименее конфликтному функционированию. Процесс становления гражданского общества не может осуществляться только по инициативе власти, необходимо задействовать человеческие ресурсы, в конечном счете, будущее села определяют его жители.
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.