Эффективность деятельности СОНКО. Финансовые ресурсы
Практически для всех отечественных СОНКО, за редким исключением, актуальным является вопрос обеспечение своей деятельности финансовыми и имущественными ресурсами. Простому обывателю, знакомому с работой СОНКО только по новостным репортажам, может показаться, что вся их деятельность построена исключительно на волонтерстве, энтузиазме и альтруизме. Все эти составляющие конечно присутствуют, но не единолично. Не менее важную роль в процессе деятельности СОНКО играет профессионализм ее работников. При этом качественный кадровый работник, опять же за редким исключением, нуждается в адекватной оплате своего труда исходя из его личного вклада в общее дело. При проведении конкретных акций или мероприятий, часть трудового ресурса действительно замещается волонтерами, но штатные работники, а так же почти все привлеченные специалисты, как правило, работают за вознаграждение. Да и сами организационные вопросы требуют существенных затрат. Поэтому для реализации своих проектов и достижения социального эффекта некоммерческая организация всегда нуждается в наличии финансовой поддержки. Успешность решения данной задачи зависит от правильности проводимой организацией фандрайзинговой политики, то есть сбора средств.
Существует целый ряд способов финансового обеспечения деятельности СОНКО, начиная от членских взносов, сбора частных пожертвований, продажи товаров, выпуска ценных бумаг, краудфандинга и прочих видов, относящихся к форме самофинансирования и до получения бюджетных субсидий и грантов от различных некоммерческих и коммерческих организаций, иначе – привлечения внешних ресурсов. Так или иначе, но правильней и эффективней собирать средства не просто на уставные цели, а под конкретный социальный проект, который проработан, оформлен в план мероприятий, имеет понятные цели и плановые конечные результаты.
Сбор частных пожертвований на реализацию конкретного проработанного проекта не всегда приемлемый способ, особенно если проект довольно ресурсоемкий. В данном случае, с точки зрения полноты и своевременности реализации проекта, правильней обратится к практикуемой в стране грантовой системе поддержки некоммерческих организаций, для чего принять участие в грантовом конкурсе соответствующему направлению, которому отвечает подготовленный организацией проект. Грантовые конкурсы в свою очередь проводятся как коммерческими, так и некоммерческими организациями, в том числе и с использованием бюджетных субсидий (фонд президентских грантов).
Президентская грантовая система начала свою работу в 2006 году с объема в 500 млн.рублей. К 2017 году объем грантовой поддержки НКО вырос уже до 7,0 млрд.рублей. Ежегодно в президентских грантовых конкурсах принимает участие порядка 13 - 15 тысяч организаций, 10% из которых становятся победителями и получают финансовую поддержку на реализацию своих идей в среднем около 2 миллионов рублей. Вполне достаточная сумма средств для реализации довольно масштабного проекта. В связи с этим число участников конкурса из года в год растет, что лишний раз свидетельствует о популярности этого источника финансирования.
Здесь стоит выделить один факт, который для многих, особенно начинающих НКО, остается незамеченным, или неоцененным. Реальность его состоит в том, что основная доля поступлений денежных средств и иного имущества, с которыми работают СОНКО, это средства негосударственного происхождения. Росстат, на основе статданных формы №1-СОНКО, выдает нам довольно интересные цифры по источникам формирования бюджетов социально ориентированных некоммерческих организаций в 2016 году.
А именно – из бюджетных источников, а это: поступления из федерального бюджета, гранты от некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества (предоставленные за счет субсидий из федерального бюджета), поступления из бюджетов субъектов Российской Федерации, поступления из муниципальных (местных) бюджетов и поступления из бюджетов государственных внебюджетных фондов, в активы российских СОНКО в 2016 году поступило 97,2 млрд.руб. или 11,7% от общего объема всех поступлений. Президентские гранты в этом объеме составляют 4,5 млрд.руб. или 4,6%.
Поступления от отечественного коммерческого сектора в виде: поступлений, грантов от российских некоммерческих организаций (за исключением грантов от некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества), поступлений от российских коммерческих организаций, грантов от российских физических лиц – составили 385,6 млрд.руб. или 46,4% от общего объема всех поступлений. То есть, наблюдается существенный численный перевес в сторону коммерческого сектора. И этот коммерческий сектор ежегодно также проводит многочисленные конкурсные отборы на получение частных грантов. Вот огромный пласт для формирования источников обеспечения деятельности социально ориентированных НКО – источник, к сожалению, практически не разведанный и не освоенный мелкими, а так же начинающими региональными и местными некоммерческими организациями. И не доступным он остается опять же в первую очередь по причине дефицита кадрового ресурса, и соответственно неэффективного стратегического планирования и неполноценной фандрайзинговой политики многих организаций.
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.