За все хорошее, против всего плохого
Украина стремится примкнуть к Евросоюзу. Пусть и не сразу, пусть пока не на правах полноценного члена, но цель уже определена и курс выбран. Но, даже говоря о партнёрстве, украинские политики должны понимать, что невозможно прийти в Европу, не приняв те правила и нормы, которые сложились на территории Евросоюза. И одна из норм, соблюдение которых чтит европейское общество, – пресловутая свобода слова.
Учитывая то, что из некоторых правил нет исключений, украинское общество должно смириться с тем, что публикации в прессе, свободной прессе, могут отражать абсолютно разные мнения и не всегда содержать лишь позитивные оценки действий органов власти. Свобода слова — это, в том числе, и спокойное отношение к любой критике. Готовы ли к подобному на Украине, в стране, в которой пропаганда выведена на государственный уровень и является одним из тех столпов, на которых держится действующий строй?
«Сегодня главный вопрос, который стоит перед нами, – это свобода слова. За 28 лет нашей независимости власти уничтожили все, что могли уничтожить, а добить свободу слова не удалось. Теперь же этим занялся Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания», – заявил буквально сегодня депутат Верховной рады, сопредседатель фракции «Оппозиционная платформа – за жизнь» Вадим Рабинович.
Рабинович возмущен тем, что указанный им совет пытается лишить лицензии на вещание не очень лояльный к новому президенту канал NewsOne. Также Рабинович возмущен и тем фактом, что ни действующая власть, ни правоохранительные органы Украины никоим образом не отреагировали на обстрел из гранатомёта здания телеканала «112 Украина».
«Власти продолжают нам рассказывать о свободе слова, о Европе… Да Европа не может жить без свободы слова, иначе это не Европа! Куда же мы идем тогда? Экономика у нас, как в Азии, теперь и свобода слова – как в Азии?! Поэтому сегодня наша главная задача – не думать, кто организовал эту травлю, а наша главная задача – защищать телеканалы, защищать журналистику, защищать свободу слова в Украине… В центре Европы из гранатомета стреляют по зданию телеканала «112 Украина» – ноль, никакой реакции ни властей, ни правоохранителей. И это при том, что расследований по всем перечисленным делам требует Европа, куда нас так активно все ведут», – возмутился политик.
Рабинович говорил много, заявлял о цензуре, требовал убрать руки от журналистов и призывал представителей партии «Слуга народа» и ее авторитетного лидера, по совместительству президента Украины Владимира Зеленского обратить внимание на нападки на свободную прессу, которые инициируются именно органами власти и подчиненными им правоохранительными структурами. Заявлял о том, что свобода слова, прекращение цензуры – это основы сотрудничества любой политической силы с новой властью. В общем, выступал за все хорошее против всего плохого.
Несомненно, Рабинович затронул интересную тему и очень хорошо, что данный вопрос он поднял именно в стенах Верховной рады. Но вряд ли, произнося свои эмоциональные речи, данный депутат не понимал одной простой истины. Вся украинская власть держится исключительно за счет пропаганды, которая основана на формировании образа врага. Врага коварного, сильного, противостоять которому – священный долг каждого украинца. Врага, перед лицом которого нужно сплотиться, забыв при этом все внутренние распри. Разумеется, речь идет о России.
Общаясь в 2014 году с рядовыми гражданами Украины, живущими в значительном удаление от так называемой зоны АТО, я удивлялся тем «фактам», которые они весьма эмоционально изливали на мой абсолютно не готовый к подобному разум. Российские диверсанты, агенты Кремля в правительстве Украины и Верховной раде, сотни российских дивизий на границе с Украиной, боевые буряты, ночью проникающие на территорию страны и утром возвращающиеся в Россию, собрав при этом свою кровавую жатву, обстрелы позиций ВСУ с территории России и тому подобное. Ситуация не изменилась и в 2015 году, и именно тогда я понял, что настал и мой черед погрузиться в удивительный и весьма своеобразный мир украинской журналистики.
Первые впечатления от изучения украинских СМИ были весьма яркими. Это ад, подумал я в тот момент. И этот ад ежедневно изливается на головы простых украинцев, которые, в большинстве своем, привыкли верить официальной прессе. Тогда мне стало ясно, откуда этот мусор в голове тех, кто еще совсем недавно думал о России либо положительно, либо нейтрально, а русский народ и вовсе считал братским. Одни только регулярные сообщения о наступлении российской армии на Киев, которое начнется буквально со дня на день, способны погрузить в состояние невроза любого украинца, живущего на территории, которая неминуемо подвергнется оккупации войсками «государства-агрессора».
Нет, сегодня ситуация начинает меняться, но опять же, в этом нет заслуги украинских СМИ, которые, в большинстве своем, качают ту же повестку, которую качали и четыре года назад. Просто кто-то посетил «голодающий, опустошённый и лишенный туристов Крым», осознав, что информация, тиражируемая украинскими политиками и журналистами, мягко говоря, не соответствует действительности. Кто-то побывал на «временно оккупированной территории», речь идет о ДНР и ЛНР, и на собственной шкуре почувствовал, с какой стороны летят снаряды и мины, и кем они все же были выпущены. Кто-то съездил в Россию, рискнув посетить территорию «государства-агрессора», что также не проходит для граждан Украины бесследно. В общем, часть украинцев вышла из летаргического сна, навеянного государственной пропагандой, но это весьма малый процент от общего числа граждан независимой и околоевропейской державы. Большая же часть украинцев свято верит в то, что конфликт на Юго-Востоке - это отнюдь не гражданская война, развязанная преступным режимом, а героическое отражение «российской агрессии».
Вот и скажите мне, пойдет ли в подобных условиях Зеленский на то, чтобы оставить в покое ту небольшую часть украинских СМИ, которые в подобных непростых условиях все же рискуют говорить правду о положении дел в стране и об анатомии конфликта, протекающего на Донбассе? Рискнет ли власть отменить ту негласную цензуру, которая диктует, что и в каком формате нужно писать и говорить о тех или иных событиях? Сомневаюсь. Наверняка, сомневается в этом и депутат Рабинович, который хоть и выступает за все хорошее и против всего плохого, но слабо верит в то, что уже в ближайшем будущем одним из основных критериев, которыми будут руководствоваться украинские журналисты, станет объективность.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.