«Евроукраинцы» остались не только без газа, но и без угля
Впервые за долгие годы остатки Украины начали импортировать энергетический уголь для обеспечения потребностей тепловых электростанций. Обеспечить ТЭС углём собственной добычи сегодня практически невозможно — три четверти объёма уже невозможно поставить — в Донбассе война, шахты затоплены или не работают, контроль Киева над территориями традиционной добычи окончательно утрачен.
«Мы приняли меры для того, чтобы компенсировать тот дефицит (уголь), который имеется. Мы заключили соответствующие договоры на поставку угля с территории Южно-Африканской Республики, это один миллион тонн угля, до конца года должны быть поставлены. Мы заключили соответствующие договоры по поставкам угля с территории России этой марки, к сожалению, эта марка есть только в России и некоторых странах. Общий объем по тем договорам, которые мы имеем по поставкам угля до конца года, — 5,6 миллионов тонн», — сказал министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан.
Бросается в глаза когнитивный диссонанс высшего руководства хунты. Этакое состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих идей, верований и ценностей. Захватившие власть русофобы тоннами и кубометрами ежедневно вываливают в подконтрольных СМИ бред о том, что ведут беспощадную войну с "русскими оккупантами", напавшими на независимую Украину. Но при этом Вождь Нации и Верховный Главнокомандующий продолжает получать миллионы долларов из России со своей шоколадной фабрики в Липецке, а для обеспечения электростанций в той же России хотят закупать уголь и газ.
Вопрос о том, где хунта возьмёт миллиард долларов, остаётся за кадром. Это отдельная и очень интересная тема. Отчасти потому, что ежемесячно около пяти миллионов работающих в России граждан Украины пересылают на родину миллиарды долларов валюты — в рублях и долларах. Которые хунта регулярно забирает себе, выдавая получателям постоянно обесценивающуюся гривну.
Но компенсировать отрицательное сальдо внешней торговли этот источник не в состоянии — отпал Крым, ежегодно приносивший миллиарды долларов, евро и рублей в клювиках иностранных туристов, отпал тот же Донбасс, металлургическую и химическую продукцию которого, наравне с углём и зерном, продавали за твёрдую валюту за рубеж. А война требует все больше и больше именно валюты, а не местных фантиков.
И речь идёт именно о миллиардах долларов. Например, стоимость угля, который хотят покупать в России, составит около 80 долларов за тонну, тогда как при поставках из ЮАР за счёт больших расходов на транспортировку это будет 91 доллар. То есть, за 5,6 миллиона тонн угля придётся отдать около полумиллиарда долларов. Которые раньше тратить на эти цели не приходилось — с шахтёрами Донбасса расплачивались гривной, в изобилии печатаемой местным монетным двором, а излишки угля и вовсе экспортировали, получая иностранную валюту. Теперь же все происходит с точностью до наоборот.
Для того, чтобы понять, много или мало это — 5,6 миллионов тонн, достаточно сказать, что только в августе добыча угля обвалилась на 3,34 миллионов тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть, закупаемые объёмы угля могут компенсировать лишь добычу за полтора месяца.
А до конца отопительного сезона необходимо доставить на ТЭС не менее 10 миллиона тонн угля. Такие объёмы имеющие на Украине порты неспособны принять в принципе — просто не будут успевать разгружать.
Уже остановлена Змиевская ТЭС под Харьковом — одна из крупнейших на Украине. Она снабжает три области — помимо Харьковской — Полтавскую и Сумскую. После полной остановки 11 сентября удалось на днях запустить только один блок из 10. Взорвана карательным батальоном и прекратила работу ТЭС в городе Счастье Луганской области. Попутно замечу, что командир батальона, разместивший видеозапись с угрозой взорвать ТЭС, не арестован и никто даже дело о терроризме в Киеве не возбуждал — почему-то хунта полагает, что минирование и подрывы электростанций вполне укладываются в правила ведения войны, если эти ТЭС снабжают электроэнергией территории, не подконтрольные хунте.
Первый сухогруз TX Scotian Express с «черным золотом» в последних числах сентября отправился к берегам Руины из южноафриканского порта Ричардс Бэй. Его прибытие ожидается лишь 16 октября. При этом сухогруз привезёт всего лишь 85 тысяч тонн угля. Учитывая, что по условиям контракта между «Укринтерэнерго» и «Steel Mont Trading Ltd» ежемесячно должны поставлять по четверти миллиона тонн, необходимо отправлять по такому кораблю каждые десять дней.
И здесь ещё остаётся вопрос с разгрузкой. Угольные терминалы были только в уплывшей вместе с Крымом Керчи и находящимся на линии фронта Мариуполе. Сейчас к приёму спешно готовится Ильичевск, но по первым оптимистичным прогнозам, разгрузка будет занимать не менее четырёх суток. Срок вполне приемлемый. Если будет выдержан. Но вот только объёмы поставки не удовлетворяют потребности зимнего сезона.
За 8 месяцев этого года энергопредприятиям было отправлено 16,1 миллиона тонн. Причём основной объем был отгружен в первом полугодии. А ведь за аналогичный период прошлого года было отправлено вдвое больше — 33,3 миллиона тонн. 26 августа запасы угля на ТЭС составили всего 2,1 миллионов тонн, тогда как ежегодно к началу отопительного периода на складах накапливалось до 4 миллионов тонн угля.
За первые две недели сентября предприятиям топливно-экономического комплекса Донецкой железной дорогой было погружено всего 301 тысяча тонн (21,5 тысячи тонн в сутки). Хотя в сентябре 2013 года поставляли 2,2 миллиона тонн (в среднем в сутки 74,6 тысячи тонн). То есть — в ТРИ раза меньше.
И ситуация для хунты будет только ухудшаться. Все коксохимические предприятия в Донбассе остановлены, 50 шахт не добывают уголь, а только откачивают воду, 18 шахт затоплено. Продолжают добычу угля только 35 шахт. И все они на территории, не подконтрольной хунте. Сейчас на остатках Украины острый дефицит угля марок «Т» — тощие и «А» — антрацит, которые используются на ТЭС. И уголь с Донбасса вовне отгружаться не будет вообще.
Исполняющий обязанности министра транспорта ДНР Семён Кузьменко заявил, что «С 12 сентября осуществляется отправление каменного угля в адрес Старобешевской ТЭС. Железнодорожники восстановили участок Макеевка-Моспино-Менчугово-Новый Свет, туда ежедневно направляются грузовые составы с углём. В ближайшей перспективе — поставка угля на Зуевскую ТЭС. Даже по самым оптимистичным прогнозам при такой динамике перевозок угля Украине хватит максимум до 1 декабря, существует большая перспектива встретить зиму без тепла».
Управляющий партнёр компании Pelicourt Роберт Бенш, владеющий крупнейшими активами в энергетике Украины, 20 августа заявил, что украинские энергетики останутся без угля через сорок дней. То есть, уголь из ЮАР разгрузить и доставить на ТЭС не успевают. Логично, что отопительный сезон отложен до 1 ноября.
При этом важно помнить, что газ не может заменить уголь. Угольные ТЭС дают половину электроэнергии Украины. До сих пор тепло и электроэнергию вырабатывали с использованием газа, мазута и/или угля — в смесях или нет, уже не суть важно. Потому что всё это надо закупать за рубежом. Кстати, атомные электростанции тоже работают на тепловыделяющих сборках, которые поставляет Россия, и замена их на ТВС «Вестингауза» уже дважды приводила к аварийным остановкам реактора.
Что касается закупок газа, то здесь вроде бы наметился прогресс. Ну как прогресс? В который уже раз за последние 10 лет заключён контракт с норвежцами на поставку газа. Цена «голубого топлива», само собой, не разглашается. Поэтому не будем говорить о том, что этот газ дороже, чем газ из России. Что, впрочем, логично — его же надо переправить через Балтику в Европу, а потом прокачать через несколько государств (за деньги — там благотворительностью не страдают и в долг не подают — чай не русские), закачивая через реверсную трубу из Словакии.
О деньгах вообще с русофобами-бандеровцами говорить глупо. Ведь ещё Ющенко разорвал 10-летний контракт на поставку газа из России, действовавший до 2015 года. То есть, не будь этой оранжевой вакханалии, мы и сегодня бы могли получать более 50 миллиардов кубометров газа по фиксированной цене 50 долларов за тысячу кубометров. А свои 20 миллиардов кубов (газ местной добычи) могли продавать той же Европе «по спекулятивно высокой цене».
Между прочим, себестоимость своего, украинского газа правительство Азарова оценивало в 56 долларов (в приватных беседах). Официально же со времён Ющенко — «около ста долларов за тысячу кубометров». Можете оценить степень воровства на Украине и от чего отказались — газ из России мог и сегодня поступать по цене ниже, чем себестоимость своего газа! Но нет, русофобия превыше всего — цена не имеет значения — лишь бы от москалей подальше.
Так что проблема с норвежским газом не в цене, а в доставке. Тут, как обычно, выхода ровно два — по трубе или в сжиженном виде. Но с терминалом по приёму сжиженного газа Украина уже пролетела, как фанера над Парижем. Заодно рассмешив весь мир. Это какие кадры подобрали, если подписали договор с лыжным инструктором на миллиард долларов!?
Впрочем, здесь снова свою роль сыграла русофобия. Ведь со сменой президентов менялись лишь министры и «говорящие головы». А вот чиновников все эти десятилетия подбирали по принципу не профессионализма, а готовности исполнять политику «подальше от Москвы». И договор с лыжником готовил тот же самый «специалист», который обслуживал режим Ющенко. В общем, сжиженный газ принимать негде. Остаётся труба.
А вот с трубой как раз дело труба, простите за тавтологию. Потому что откуда бы ты не гнал газ, но если не из России, то максимальные объёмы реверса из Европы не способны удовлетворить потребности даже скукожившейся Украины в зимний сезон. Все это понимают, но продолжают делать вид, что всё хорошо.
А ведь официальные ожидания нереальны. В IV квартал правительство Яценюка желало получить по реверсу из Евросоюза 3,3 миллиарда кубометров газа. Цифра фантастическая — её взяли просто с потолка. Киев запустил реверсные поставки из Словакии 2 сентября. Как раз маршрут норвежского газа. За полмесяца было импортировано всего лишь 380,9 милллионов кубометров. Простите, но это в идеале 1142 миллиардов — чуть не втрое ниже заявленного. При этом надо учесть, что поставки периодически снижаются до ноля — в этих договорах просто нет жёсткой привязки к объёмам, которые должны поставлять ежесуточно.
Об этом, опять же, не любят говорить в Киеве и ЕС. Но ведь почему покупают русский газ во все больших объёмах? Почему те же европейцы оплачивают 50 процентов стоимости Северного и Южного потоков? Да потому, что поставки из России ГАРАНТИРОВАНЫ. Спотовый газ может быть дешевле и выгоднее в какой-то момент. А в какой-то — стоить и тысячу долларов. Мало того, его ещё может и не быть в самое холодное время — холодает ведь сразу по всей Европе или значительной части. Поэтому и подписывают долгосрочные контракты, оговаривая минимальные объёмы и возможность получать больше по требованию.
Именно этим и плохи все договорённости Киева с Европой. Никто ведь ничего не гарантирует. Сможем — поставим газ. Не сможем — топите кизяками. Мало того, в абсолютно всех договорённостях хунты с европейскими партнёрами речь идёт о том, что на заявленные объёмы поставок можно будет выйти не ранее весны 2015 года.
И кому тогда будет нужен этот газ? Порошенко и Яценюку? Очень сомнительно, что в тюрьме или «экзиле» их будут интересовать эти вопросы.
А пока переговоры по газу с участием представителей хунты, Евросоюза и России достигли логического конца. Предварительно договорились, что Киев погашает часть безусловной и не оспариваемой задолженности перед «Газпромом» (около 3 миллиардов долларов), после чего начинает авансовые платежи за газ по цене 385 долларов (вполне себе европейская цена) за тысячу кубометров. И будет всем счастье, а в квартирах жителей Руины светло и тепло.
Если Запад даст Киеву эти миллиарды долларов. Если не даст — то придётся на Единоукраине топить покрышками и дровами.
Накануне.ру
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2