Почему Украина передумала выходить из СНГ?
Всего два года назад в украинских СМИ бушевала волна недовольства «предательством национальных интересов Украины», заключавшимся в ратификации Верховной радой соглашения о Зоне свободной торговли СНГ. Год спустя тема ЗСТ СНГ получила второе дыхание на пике агитации за подписание соглашения с ЕС о ЗСТ и ассоциации. Разумеется, в качестве негативного примера экономической интеграции Украины, от которого нужно немедленно избавиться, поскольку «ЕС — хорошо, а СНГ — плохо». Без доказательств, просто определённый круг журналистов-грантоедов изо дня в день повторяли это. Как мантру.
Любые попытки реинтеграции на постсоветском пространстве во все времена встречали бешеное противодействие со стороны националистических кругов. Украина, будучи страной-учредителем Содружества Независимых Государств, так и не стала членом этой международной организации. Оставаясь участником СНГ, принимая активное участие в работе межгосударственных органов, председательствуя в организации, подписывая и исполняя межгосударственные соглашения, заключённые в рамках Содружества.
В ходе февральского государственного переворота власть в Киеве захватили именно те, кто выступает за прекращение любых отношений с Москвой. Буквально в первые же часы после свержения Виктора Януковича они объявили, что их целью является вступление в ЕС и прекращение всех интеграционных процессов, в которых участвует Россия.
Уже в первой половине марта и.о. министра иностранных дел заявил о желании Украины выйти из СНГ «из-за неспособности организации служить инструментом разрешения конфликтов между её членами».
14 марта экс-министр иностранных дел Борис Тарасюк зарегистрировал законопроект о денонсации соглашения о создании Содружества. 19 марта спикер украинского МИД Евгений Перебийнос объявил о желании страны выйти из СНГ, а секретарь СНБО Андрей Парубий сообщил о начале процесса выхода. Параллельно Парубий объявил о планах введения визового режима с Россией, прямо заявив, что государство не собирается учитывать интересы сотен тысяч своих граждан, работающих в РФ.
По поводу визового режима Парубия очень быстро осадили свои же товарищи. Но вопрос о выходе из СНГ стоял на повестке дня вплоть до октября. «Революционеры», пылающие надеждами на спасение украинской экономики денежным дождём из Евросоюза и США, успели принять закон о санкциях, направленный против России, куда ещё год назад поступала треть всего украинского экспорта, и запретить поставки в РФ продукции оборонпрома.
Но… Как-то не срослось с золотым дождём помощи из ЕС и США. Потом начались сложности с выделением траншей кредита МВФ. Следом Евросоюз отложил вступление в силу ряда положений соглашения о ЗСТ до 31 декабря 2015 года. 7 октября Европарламент не смог продлить действие односторонних тарифных льгот, введённых для поддержки Украины после подписания упомянутого соглашения. А следом и ужесточил правила въезда граждан Украины на территорию ЕС. Потом был некий загадочный визит в Киев помощника госсекретаря США Виктории Нуланд.
В результате 9 октября глава постоянной делегации Украины при МПА СНГ Сергей Гриневецкий озвучил информацию о том, что Украина передумала выходить из СНГ, а следом его слова подтвердил и.о. министра экономики Валерий Пятницкий. Тот самый, которого Виктор Янукович снял с должности главы переговорной группы по соглашению о ЗСТ с ЕС за сдачу национальных интересов страны европейцам. Этот ярый сторонник евроинтеграции и ненавистник ЗСТ с СНГ признался, что Украине эта зона выгодна и она продолжит сотрудничество в её рамках.
Такое изменение риторики со стороны Пятницкого и Кабмина в целом далеко не случайно. По подсчётам украинского правительства, страна потеряет 15 млрд. долларов только из-за ограничений торговли с Россией.
Впрочем, в российском Комитете гражданских инициатив считают, что «только от снижения торговли с Россией и ТС Украина будет терять 30 млрд. долларов ежегодно, а при полном отказе от сотрудничества потери могут составить до 100 млрд. долларов». Ещё 11 млрд. долларов составит отрицательное сальдо торгового баланса с ЕС. К этому следует добавить 5,9 млрд. долларов выплат по внешним долгам.
Надежда украинского руководства на иностранные инвестиции, которыми Порошенко и Яценюк надеялись перекрыть эти потери, рухнула полностью, поскольку даже при самых оптимистичных прогнозах они не превысят до конца года 5 млрд. долларов. Шаги ЕС по отсрочке вступления в силу соглашения о ЗСТ и отмене тарифных льгот окончательно разрушили планы подъёма экономики за счёт разворота потока экспорта на Запад.
Но решающим, видимо, стал визит Нуланд, после которого не только Юлия Тимошенко, ещё накануне рвавшаяся воевать с «российскими оккупантами», заговорила о необходимости налаживания отношений с Россией, но и прозвучало знаменитое «Ша, ша, ша! Уже никто никуда не выходит…» Гриневецкого и Пятницкого.
Вопросы, правда, остались. И главный из них — надолго ли? Надолго ли украинское руководство вняло доводам разума, а не «революционной целесообразности»? До очередного приступа москвофобии? До следующего визита заокеанских высокопоставленных особ? Или до вступления в силу соглашения о ЗСТ с ЕС?
На саммит СНГ 10 октября в Минске Порошенко не приехал, Украину представлял посол Украины в Белоруссии…
Александр Горохов
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии5