Шойгу в Тегеране: списанные долги в обмен на сотрудничество
Тегеран – стратегический партнер Москвы. Такая стратегия явно не устраивает Соединенные Штаты. США выражают обеспокоенность тем, что Россия договаривается с восточным миром.
Опыт Афганистана – это огромный опыт.
Борьба с ИГИЛ, так ярко обозначенная в США, тоже беспокоит Россию, Европу, Азию.
Поэтому визит Минобороны России в Иран – это знаковое событие.
США изучают информацию о визите министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу в Тегеран. Об этом в среду, 21 января, сообщил ТАСС сотрудник госдепартамента страны.
«Мы видели известия о встречах в Иране между российскими и иранскими правительственными должностными лицами для обсуждения военного сотрудничества и возможных соглашений», — заявил сотрудник госдепа. Он напомнил, что Вашингтон считает неприемлемыми поставки в Иран российских зенитных ракетных комплексов С-300.
20 января стало известно, что Российская Федерация и Исламская Республика Иран (ИРИ) заключили соглашение о военном сотрудничестве. «Создана теоретическая основа взаимодействия в военной области. Мы договорились расширять практику заходов военных кораблей в порты России и Ирана», — пояснил Шойгу.
Российская Федерация и Исламская Республика Иран заключили соглашение о военном сотрудничестве, сообщает РИА Новости. Официальный межправительственный акт был подписан в Тегеране министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу и министром обороны и поддержки Вооруженных сил ИРИ бригадным генералом Хосейном Дехканом.
«Создана теоретическая основа взаимодействия в военной области, — заявил Шойгу после подписания соглашения. — Мы договорились расширять практику заходов военных кораблей в порты России и Ирана».
В ходе нынешних переговоров в Тегеране, по словам министра обороны России, достигнута договоренность об увеличении практической составляющей во взаимодействии военных ведомств двух стран: расширение обмена делегациями, проведение штабных переговоров, участие в учениях в качестве наблюдателей, подготовка военных кадров, обмен опытом в миротворческой деятельности и борьбе с терроризмом.
Сергей Шойгу прибыл на переговоры в Иран вечером 19 января. В ходе встречи с военным руководством Исламской Республики планируется также обсуждение вопросов военно-технического сотрудничества. Иран по-прежнему заинтересован в приобретении у России новой военной техники, включая системы ПВО типа С-300 или более современные. Так, 18 июля 2014 года посол Исламской Республики в России Мехди Санаи заявил, что Иран считает расторгнутый в 2010-м контракт на поставку С-300 до сих пор действующим и надеется на получение от РФ этих систем или их более современных аналогов.
Кроме того, Иран располагает большим количеством вооружений западного и советского производства 1960-1990-х годов, нуждающихся в замене или модернизации. По мнению специалистов, военное руководство Исламской Республики может проявить интерес к боевой авиации российского производства, включая самолеты семейства Су-30, авиационным средствам поражения, системам управления и связи и ряду других изделий оборонной промышленности.
Сергей Шойгу прибыл на переговоры в Тегеран вечером 19 января. В ходе встречи с военным руководством Исламской Республики планировалось также обсуждение вопросов военно-технического сотрудничества. Иран по-прежнему заинтересован в приобретении у России новой военной техники, включая системы ПВО типа С-300 или более современные.
Посол Ирана в Москве Махмуд Реза Саджади 20 января заявил, что Россия вернула его стране предоплату и выплатила неустойку за несостоявшуюся поставку комплексов ПВО С-300, сообщает РИА Новости.
При этом иранский дипломат добавил, что в связи с разрывом этого контракта сотрудничество двух стран не прекратилось и продолжается "в других сферах".
Дипломат также заявил, что не знает о текущей судьбе иранского иска к России, поданного в Международный арбитражный суд. В этом иске Тегеран требовал компенсации за односторонний разрыв контракта российской стороной. Кроме того, Иран хотел получить юридическое подтверждение того, что поставки С-300 не подпадают под резолюцию СБ ООН номер 1929, ограничивающую поставки оружия в эту страну.
В 2007 году Москва и Тегеран подписали контракт на поставку в Иран пяти дивизионов зенитно-ракетной системы С-300ПМУ-1 на сумму около 800 миллионов долларов.
Однако после ряда визитов высокопоставленных представителей Израиля и США в Москву российское руководство отказалось выполнять этот контракт. Президент РФ Дмитрий Медведев в 2010 году подписал указ, который предусматривает запрет на передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей.
Иран выразил свое возмущение произошедшим и обратился в Международный арбитражный суд. Однако правительство России все равно отказалось от выполнения ранее заключенного соглашения. При этом, какрассказал газете "Коммерсантъ" глава "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин, полученный от Ирана аванс в сумме около 167 миллионов долларов Москва вернула Ирану почти сразу после разрыва контракта.
(Источник цитирования - http://lenta.ru/news/2012/01/20/fine/)
Игорь Панкратенко (редактор «Регнум») дал очень одробные комментарии этого визита:
Практическими задачами посещения российским министром обороны Ирана было, во-первых, подписание межправительственного соглашения о военном сотрудничестве, текст которого готовился сторонами с мая 2014 г., после встречи Сергея Шойгу и Хоссейна Дехгана в Москве. Во-вторых, обсуждение «афганского аспекта» региональной безопасности, точнее — тех совместных шагов, которые Москва и Тегеран могут предпринять для стабилизации этой геополитической «черной дыры». Разумеется, у Сергея Шойгу была и «сверхзадача» — убедить иранских коллег в надежности России как партнера по оборонному сотрудничеству. По сути, снять тот негатив, который возник после разрыва по распоряжению тогдашнего президента Медведева контракта на поставку в Иран комплексов С-300 и последующих абсолютно некомпетентных шагов и заявлений «оборонного» вице-премьера Рогозина.
Сложность визита заключалась и в том, что далеко не все в Тегеране были рады приезду российского министра. Часть иранской политической элиты, которая придерживается либеральных взглядов, предполагает, что сближение Москвы и Тегерана в оборонной сфере окончательно «похоронит» нормализацию отношений с США и Западом в целом. А потому уже несколько месяцев вбрасывает через местные СМИ информацию о «ненадежности» России и наличии с ней у Ирана неких «противоречий» в постсоветской Средней Азии.
Как показал визит Шойгу, усилия иранских либеральных кругов особого успеха не имели, поскольку курс военно-политического руководства Тегерана на всестороннее развитие отношений с Москвой, в первую очередь — в вопросах военно-технического сотрудничества и региональной безопасности, не изменился. Он по-прежнему пользуется поддержкой тех, кому в Иране принадлежит реальная власть, и одобрен Верховным лидером Али Хаменеи. Поэтому само подписание межправительственного соглашения о военном сотрудничестве между Россией и Ираном никаких вопросов не вызвало. Согласно этому документу, военные ведомства двух стран будут осуществлять обмен делегациями, поддерживать контакты на уровне штабов, приглашать друг друга на учения, готовить кадры и осуществлять взаимные визиты кораблей ВМФ.
(…)
Тегеран уже перерос уровень простого «закупщика» вооружений, свидетельство чему — успехи страны в области ракетных и иных технологий, в том числе — технологий двойного назначения. Сегодня Иран стремится не просто к роли покупателя российского оружия, как бы политически не был значим этот шаг, а предлагает несколько иной уровень сотрудничества — совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Т. е. такой формат ВТС, который у России существует только с Китаем. Кроме участия Москвы в модернизации состоящей на вооружении иранских вооруженных сил российской техники, Шойгу предложили совместные проекты в вертолетостроении, ракетостроении и разработке систем технической разведки, включая сотрудничество в области производства беспилотных летательных аппаратов — БПЛА.
(…)
По осторожным оценкам, объем российско-иранского военно-технического сотрудничества оценивается от $3 до $5 млрд — более чем серьезный «довесок» в бюджет российской модернизации армии и ВПК.
(…)
Благодаря дипломатическим усилиям Минобороны, между этими странами достигнуто понимание того, что решать афганские проблемы придется самостоятельно, а присутствие в регионе США является дестабилизирующим фактором. Встречи и консультации Шойгу в Тегеране подтвердили, что иранская сторона полностью разделяет данную точку зрения.
(Источник цитирования - http://www.regnum.ru/news/polit/1886383.html#ixzz3PSOHiZl8
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM ).
________________________
Специальный корреспондент Яна Бергман
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2