Крымский атом: как «Тополь» мир бережет
Заявления о вооружении полуострова ядерными боеголовками звучат не впервой. Оно и не удивительно: НАТОвские корабли в Черном море, провокационные заявления Обамы, прихлебательство ЕС – все это побуждает Россию ставить мощные оборонительные заслоны. От глобальной войны, как не парадоксально, спасет только глобальное оружие, и Крым неизбежно станет плацдармом для сохранения баланса сил.
На конференции «Россия сегодня» руководитель департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов заявил: «Естественно, Россия имеет право размещать ядерное оружие на своей территории, если сочтет это необходимым, в любом регионе. О наличии ядерного оружия в Крыму сейчас мне ничего не известно, о планах размещения его там я ничего не знаю, но в принципиальном плане исходим из того, что такое право, естественно, у нас есть, хотя, конечно, Киев считает иначе». Ранее такую же позицию по «ядерному Крыму» озвучивал и министр иностранных дел Сергей Лавров. Полуостров постоянно рассматривается в качестве площадки размещения «атома».
Поводом для таких мыслей безусловно является поведение США. Михаил Ульянов констатирует: «Размещение сил НАТО вблизи границ с Россией на ротационной основе будет иметь определенные последствия для военно-политического измерения безопасности в Европе. Натовские страны специально для того, чтобы избежать обвинений в нарушении соответствующих обязательств, пошли по принципу проведения размещения сил на основе ротации, то есть это не постоянное размещение, а взаимозаменяемые подразделения. Мы будем отслеживать и дальше. Пока выводы определенные мы не сделали насчет возможного нарушения, но при необходимости сделаем».
Будет ли война?
На этот прямой вопрос ответил экс-министр оборонной промышленности СССР, военный эксперт Борис Белоусов: «Я не думаю, что будет большая война, скорее череда локальных конфликтов. От большой войны Запад удерживает наше ядерное оружие. Американцы, конечно, могут хвалиться своей знаменитой системой ПРО, но абсолютной системы ПРО не существует - из, скажем, 40 ракет 3-4 долетят. Одним из основных элементов нашего ядерного щита являются ракетные комплексы «Тополь». «Тополь» бережёт мир. Противник знает, что этот комплекс обязательно нанесёт ответный удар.
Главное достоинство «Тополя» - система подвижного старта. Каждая установка постоянно перемещается в каком-то районе. Как правило, это лесной массив, где ракету сложно засечь даже космической разведке. В случае атаки «Тополь» успевает уйти на такое расстояние, на котором должен выжить, и в автоматическом режиме наносит ответный удар.
Поэтому как только американцы узнали о новых ракетах, они сделали всё возможное, чтобы включить их ликвидацию в договор о сокращении вооружений. Это произошло с другим нашим комплексом - «Пионер», более мощной ракетой с разделяющимися боеголовками. А «Тополь», несмотря на то что его ввод в серию и установка на боевое дежурство пришлись на время перестройки, удалось спасти. И сегодня эти мобильные ракеты, а также их модификации - шахтный «Тополь-М» и ракета для подлодок - стоят на боевом дежурстве. Но это не повод успокаиваться, обороноспособность страны нужно поддерживать на хорошем уровне постоянно».
Запад был на полпути, чтобы уничтожить Россию, но не успел
«Оборонная промышленность сегодня восстанавливается. Это началось после ухода команды Ельцина (до этого было невозможно - без участия американских советников не выходила ни одна директива Госимущества). Считаю, что развал оборонки не был случайностью или глупостью. Ведь разрушали всё, что можно было разрушить, - в т. ч. систему ПВО, которая контролировала пространство от Архангельска до Магадана. Вот сейчас восстанавливают станции загоризонтного контроля. Их было две - в Иркутске и Прибалтике. А в 90-е станции не только закрыли, даже их бетонные помещения взорвали!
Кстати, за то, что мы забросили свои разработки системы противоракетной обороны, надо сказать спасибо Горбачёву: он подписал содержащие такой запрет договоры с США. Всё это хорошо помню потому, что в конце 80-х - начале 90-х я на посту министра оборонной промышленности стал организатором выполнения этих соглашений. Ельцин вообще всё сдал. Но США и НАТО это не остановило. Запад в любом случае будет против нас - ему нужны наши ресурсы», - уверен Белоусов.
Нужно делать свое, но и не игнорировать мировой опыт
Эксперт считает, что Россия способна сама решать вопросы вооружения и перевооружения. Сделки с мировыми партнерами также возможны, но ситуация с «Мистралями» дает повод задуматься: «Здесь лучше потребовать деньги назад - покупка «Мистралей» дороже обойдётся. Корабли не приспособлены к базированию в наших портах, не могут принимать на борт наши вертолёты. Пришлось бы покупать французские машины и перекладывать коммуникации. Кроме того, неизбежно пришлось бы проводить переподготовку и моряков, и пилотов, а это недёшево. Контракт французами нарушается, и не очень понятно, почему наше правительство не пытается вернуть деньги. Думаю, это политический вопрос. Конечно, было бы хорошо перетянуть французов на нашу сторону в противостоянии с Западом. Но вероятность невелика.
Но должен сказать, что в самом факте покупки иностранного вооружения нет ничего плохого. Главное, чтобы деньги тратились на передовые разработки, аналогов которым у нас нет, и чтобы новая техника вписывалась в существующую систему вооружений. Однако подобных сделок у нас в последнее время не было».
Возвращаясь в Крым, надо отметить, что геополитическая значимость полуострова дает все основания укрепляться любыми доступными средствами. И если сегодня мир бережет «Тополь», пусть будет так, с прицелом, что в будущем «ядерные деревья» сменят люди в пиджаках и галстуках.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии28