Америка усиливает давление с моря. ВМС США обновили свою стратегию на ближайшие сто лет
В предисловии к утвержденной "Обобщенной стратегии военно-морских сил в XXI веке", опубликованной на сайте ВМС США в середине прошлого месяца, министр ВМС Рей Мейбас заявил, что военные моряки, морские пехотинцы и береговая охрана дислоцируются на акваториях Мирового океана, на военно-морских базах и на отдаленных прибрежных территориях, чтобы "быть там, где они необходимы, и в то время, когда они необходимы".
"Приходя с моря, мы попадаем в эти районы быстрее, остаемся там дольше, привозим с собой все, что нам необходимо, и нам не надо спрашивать у кого-то разрешения на свои действия", – объявил министр. Документ был разработан в связи с радикально меняющейся ситуацией в мире, на все лады декларируемого повышения агрессивности России и необходимостью Пентагона действовать в условиях сокращения военного бюджета. Стратегия, первый вариант которой был опубликован еще в 2007 году, включает четыре раздела: Глобальная безопасность; Передовое присутствие и партнерство; Обеспечение ВМС национальной безопасности; Будущий облик ВМС.
СИТУАЦИЯ В МИРЕ
ВМС США призваны обеспечить защиту национальных интересов Америки в мире, ситуация в котором на современном этапе характеризуется постоянной изменчивостью, нестабильностью, сложностью и взаимозависимостью происходящих событий и перемен.
Как говорится в обновленной стратегии, Индо-Азиатский-Тихоокеанский регион, простирающийся от западного побережья США до восточного побережья Африки, включает восемь из десяти наиболее населенных стран мира и приобретает все большее значение для Америки, ее союзников и партнеров.
Экономика и национальная безопасность США существенно зависят от огромных торговых потоков, проходящих через Тихий и Индийский океаны. Экономическая важность акваторий этих океанов и прилегающих территорий, их значимость для национальной безопасности и географические особенности диктуют необходимость наращивания мощи ВМС США для обеспечения защиты интересов Америки и поддержания стабильности в этом регионе.
На основе общих стратегических интересов США стремятся укреплять сотрудничество с такими своими давними союзниками, как Австралия, Япония, Новая Зеландия, Филиппины, Республика Корея и Таиланд, а также продолжают развивать партнерские отношения с Народной Республикой Бангладеш, Брунеем, Индией, Индонезией, Малайзией, Микронезией, Пакистаном, Сингапуром и Вьетнамом.
При этом продвижение ВМС Китая в Тихий и Индийский океаны не только совпадает с определенными интересами Америки, но и ставит новые вызовы. Так, например, Пекин поддерживает операции по борьбе с пиратами в Аденском заливе, осуществляет гуманитарную помощь и помогает пострадавшим от стихийных бедствий странам, используя свой флот. Корабли КНР принимают активное участие в проведении широкомасштабных, международных морских учений. Китай также демонстрирует свою приверженность международным нормам поведения на морских акваториях. Однако увеличение группировок китайских ВМС на океанских акваториях создает определенные проблемы, когда он использует силу или угрозу ее применения при предъявлении территориальных претензий. Такая политика одновременно с отсутствием прозрачности военных намерений руководства КНР повышает уровень напряженности и нестабильности ситуации в мире. Это не позволяет США своевременно принимать необходимые меры и осложняет обстановку в мире.
ВМС США, реализуя стратегию передового базирования и конструктивного взаимодействия с ВМС Китая, обеспечивают разрешение возможных противоречий, снижают уровень агрессивности КНР и способствуют сохранению мира и стабильности в регионе.
Постоянная нестабильность и слабое государственное управление на отдельных территориях Ближнего Востока и Африки позволяют жестким фундаменталистским организациям и террористическим объединениям более умеренного толка создавать там свои базы. В их число входят ИГ, ХАМАС, "Аль Шабаб", "Боко-харам", а также "Аль-Каида" и ее сторонники. Все эти террористические группировки дестабилизируют обстановку в указанных регионах, а их действия требуют постоянного передового присутствия боеготовых ВМС США, способных противостоять боевикам всех мастей в глобальном масштабе.
На практически не управляемых прибрежных территориях указанных регионов создаются все необходимые условия для роста нестабильности, начиная с повышения активности пиратских формирований и незаконных торговых операций, реализуемых на морских пространствах, и кончая расширением возможностей действий террористических группировок. Благодаря совместным усилиям ВМС США и их партнеров активность пиратов стала несколько снижаться в районе Африканского Рога. Однако их активность в Западной Африке и особенно в Гвинейском заливе, в Индийском и Тихом океанах продолжает вызывать серьезные опасения. Такая региональная нестабильность угрожает глобальной экономике и требует совместных действий флотов заинтересованных стран по ее ликвидации.
На территориях от Северной Америки до Европы НАТО остается наиболее мощной организацией в мире и центром трансатлантической безопасности. Сотрудничество стран альянса и объединение усилий по борьбе с пиратством являются реальной моделью сотрудничества в сфере безопасности. С момента создания береговых систем ПРО в Румынии и Польше, способных действовать в составе постоянных региональных военно-морских групп НАТО, американские ВМС ежедневно принимают самое активное участие во всех операциях блока.
Проходящая модернизация ВС РФ, незаконный захват Крыма и военная агрессия в Украине, говорится в новом документе американских морских стратегов, подчеркивают важность следования Америкой принципам обеспечения безопасности и стабильности в Европе. Члены НАТО, по убеждению Вашингтона, вполне способны обеспечить гарантии длительной жизнеспособности союза и его возможности по поддержанию морской группировки, способной обеспечить безопасность на европейских военно-морских театрах военных действий (ТВД).
Стремительно растущие потребности всех стран мира в энергетике и ресурсах могут привести к тому, что к 2040 году глобальный спрос энергопотребления вырастет на 56%. Кроме того, это может существенно повлиять на свободное движение торговых потоков через стратегические морские трассы, включая Ормузский и Малаккский проливы, а также Панамский и Суэцкий каналы. Хотя США экспортируют большее количество энергетических ресурсов, чем их закупали в первые годы текущего десятилетия, американская экономика остается крайне зависимой от непрерывных поставок нефти и газа с Ближнего Востока и из Центральной Азии. Этот процесс может быть серьезно подорван региональной нестабильностью и конфликтами. Иран продолжает наращивать силы противодействия движению коммерческих грузов через Ормузский пролив. Прерывание непрерывного притока энергетических ресурсов может крайне отрицательно повлиять на мировые экономические отношения и окажет предельно негативное влияние на американскую экономику.
Межнациональные террористические организации продолжают оставаться главной угрозой стабильности и безопасности в Африке и в Западном полушарии, особенно в Центральной Америке и на Южном полушарии США. Они обладают возможностями по перемещению людских потоков, оружия, наркотиков, финансовых средств и всего того, что может оказать негативное влияние на США, их союзников и национальные интересы Америки.
КУДА НАЦЕЛЕНЫ ЗАОКЕАНСКИЕ МОРЯЧКИ
ВМС США действуют в районах Мирового океана, которые стратеги военно-морского министерства называют "передовыми". Они полагают, что именно такой подход к дислокации военного флота Америки позволит обеспечить ее безопасность, своевременно реагировать на все угрозы, защищать национальные интересы на морях и в океанах и прибрежных зонах, а также гарантировать свободу передвижения кораблей и судов всех в Мировом океане. Все это, как декларируется в новой стратегии, будет обеспечиваться совместно с союзниками и партнерами Вашингтона. Кроме того, в документе объявляется, что во время войны ВМС обеспечат свободный доступ всех видов Вооруженных сил (ВС) на ТВД и будут поддерживать их в ходе боевых действий.
Бюджет Пентагона позволит ВМС к 2020 году иметь в своем составе более 300 кораблей, 120 из которых будут находиться в передовых районах, то есть "там, где нужно, и тогда, когда нужно". Сюда будут входить боевые корабли, базирующиеся на Гуаме, в Японии и в Испании. Кроме того, в передовые силы войдут корабли, стоящие в портах Сингапура, и ротационный корабельный состав, приписанный к военно-морским базам США. Сегодня в состав сил передового базирования входит 97 кораблей.
Чтобы сделать передовое присутствие флотов более эффективным, руководство ВМС намерено увеличить количество передовых сил на морских ТВД. Морские военачальники планируют вместе с союзниками и партнерами создать дислоцирующиеся в разных регионах экспедиционные войска и создать корабли модульной конструкции, что позволит направлять в соответствующие районы только те боевые средства и грузы, которые необходимы для решения каждой конкретной задачи. Кроме того, они предполагают более широкое использование адаптивных сил, которые будут соответствовать конкретным условиям региональной обстановки и размещаться именно там, где они более всего необходимы. В состав адаптивных сил будут входить боеготовые амфибийные группы, экспедиционные подразделения Корпуса морской пехоты (КМП) и ударные авианосные подразделения. Такая конструкция сил и средств позволит ВМС США, их союзникам и партнерам в кратчайшие сроки реагировать на все кризисные ситуации, которые будут возникать в мире.
Придавая первостепенное значение Индо-Азиатскому-Тихоокеанскому региону, командование американских ВМС намерено увеличить там численность кораблей, количество авианосных эскадрилий и подразделений КМП. К 2020 году в этом регионе будет располагаться более 60% кораблей американского надводного, авианосного и подводного флотов, включая увеличение до четырех единиц боевых кораблей прибрежной зоны (Littoral Combat Ships – LCS, литоральный боевой корабль – ЛБК), базирующихся в Сингапуре. Они также планируют разместить там корабли противоракетной обороны и самолеты наблюдения связи и разведки. В целом в этом регионе будут контролировать самые современные системы и средства, состоящие на вооружении ВМС, КМП и Береговой охраны и те, которые эти ведомства приобретут в будущем.
Белый дом считает Ближний Восток стратегически важным регионом. К 2020 году руководство ВМС планирует увеличить количество присутствующих там кораблей разных классов с 30 до 40 единиц. По замыслам составителей новой военно-морской стратегии это позволит более эффективно разрешать возникающие конфликты и гасить кризисные ситуации.
На Ближнем Востоке будут постоянно присутствовать подразделения КМП, включая воздушно-наземные оперативные формирования морской пехоты (Marine Air-Ground Task Force – MAGTF) и экспедиционное формирование специального назначения (Special Purpose Marine Air Ground Task Force – SPMAGTF). В зоне Арабского залива будет продолжать функционировать штаб ВМС и КМП, а группировка флота на его акватории пополнится новейшими многофункциональными боевыми кораблями и судами обеспечения.
Подразделения Береговой охраны на Ближнем Востоке будут обеспечивать охрану прибрежных зон и портов дружественных США стран, обеспечивать безопасность находящейся там инфраструктуры и противодействовать незаконной деятельности на морских территориях.
НАТО и европейские союзники США, как констатируют американские стратеги, играют определяющую роль в обеспечении безопасности и стабильности Европейского континента, и Пентагон будет поддерживать тесное сотрудничество с ними в военно-морской сфере. Формирования ВМС, действующие в прибрежных зонах Европейского континента, будут и в дальнейшем эффективно обеспечивать его безопасность и проводить морские операции как в Европе, так и за ее пределами – в Африке, странах Леванта и Юго-Восточной Азии.
Европейским союзникам США будут поставлены береговые и корабельные многофункциональные боевые информационно-управляющие системы для противоракетной обороны, включая четыре многофункциональных эсминца, вооруженных комплексами ПРО, которые к концу нынешнего года будут базироваться в портах Испании.
В соответствии с новой стратегией будет расширено присутствие ВМС США на акваториях Африки и Западного полушария. Силы флота, действующие в африканских водах, будут оснащены новейшими кораблями, включая многоцелевой быстроходный десантный корабль-катамаран типа JHSV (Joint High Speed Vessels) и передовые плавучие базы снабжения типа AFSB (Afloat Forward Staging Base), а подразделения специальных операций флота совместно с подразделениями КМП и Береговой охраной будут обеспечивать борьбу с терроризмом и противодействовать незаконной морской торговле и неправовому извлечению природных ресурсов.
В морях Западного полушария для борьбы с терроризмом и пиратством, с незаконной торговлей и другими противоправными действиями, а также для устранения последствий стихийных бедствий будут использоваться литоральные боевые корабли, быстроходные десантные корабли, передовые плавучие базы снабжения, а также медицинские и транспортные суда и плавучие средства Береговой охраны.
РВУТСЯ В АРКТИКУ
В соответствии с климатическими изменениями в Арктике и освобождением ото льдов значительных водных пространств морей Северного Ледовитого океана, как отмечается в стратегии ВМС США, в ближайшее время активность различных стран в этой зоне значительно возрастет. Поэтому американские ВМС в сотрудничестве с семью другими странами этого региона должны обеспечить его безопасность. Это потребует развития технических возможностей для действий в этой области как на открытых, так и покрытых льдами водных акваториях. В связи с этим ВМС планирует начать строительство ледокольного флота, а также создавать средства наблюдения, связи и разведки для контроля Арктики. В новой стратегии ВМС, правда, открыто не говорится о том, что США прямо готовятся к ведению боевых действий в Арктике, но все их намерения свидетельствуют о такой возможности.
В прошлом году Белый дом опубликовал "Дорожную карту США в Арктике 2014–2030", в которой говорится, что "после окончания холодной войны Арктический регион вновь приобрел большую стратегическую значимость. Заметное снижение ледяного покрова позволяет все более активно разрабатывать ресурсы региона. По оценкам Геологической службы США, неразведанные традиционные запасы нефти и газа в регионе составляют приблизительно 90 млрд барр. нефти, 1,669 трлн куб. футов природного газа и 44 млрд барр. газоконденсатов. Данные запасы составляют около 30% от общего объема неразведанных запасов природного газа, 13% от общего объема неразведанных запасов нефти и 20% от мировых запасов газоконденсатов. В целом в Арктике может находиться около 22% неразведанных мировых запасов углеводородов".
Там также отмечается, что "ВМС США предпримут конкретные меры по подготовке к более активному участию в своих операциях в Арктике в ближайшей (2014–2020), среднесрочной (2020–2030) и долгосрочной перспективах (после 2030 года)". В документе говорится и о том, что "по мере изменения условий безопасности в регионе и повышения доступности Арктического региона ВМС США будут оценивать свою готовность к более активным операциям. ВМС США необходимо сделать направленные инвестиции по улучшению возможностей в Арктическом регионе, чтобы защититься от факторов неопределенности и обеспечить долгосрочные национальные интересы США".
В стратегии говорится и о том, что действующие на акваториях Мирового океана Военно-морские силы США должны обеспечивать глобальное преимущество Америки над другими странами, быть способными к нанесению превентивных ударов, предотвращать конфликты, демпфировать кризисные ситуации, уничтожать агрессоров, обеспечивать свободу судоходства, развивать партнерство с заинтересованными странами, а также оказывать гуманитарную помощь и ликвидировать последствия стихийных бедствий.
В этом основополагающем документе также провозглашается принцип свободного доступа ВМС США в любой регион мира. В современной обстановке такая возможность действий американского флота встречает активное противодействие со стороны противостоящих государств и негосударственных объединений, которые не способны оказать сопротивление Вашингтону.
В соответствии с новыми стратегическими установками командования ВМС США указанный принцип будет реализован во всех сферах деятельности ВМС начиная с развития технологий, закупок вооружений и заканчивая непосредственным развертыванием военно-морских формирований в конфликтных зонах и на морских ТВД.
В заключение хочется отметить, что в последние годы агрессивность Пентагона неуклонно растет. Главное острие военной мощи Америки обретает все более четкую направленность. При этом на роль основного противника Белого дома все более и более выдвигается Россия. И это следует не из какой-то военной угрозы, которая исходит из Москвы. Все дело в том, что Вашингтон просто не видит возможности предотвратить свой финансовый коллапс в размере 19 триллионов долларов. и отладить экономику. Так было всегда. Вашингтону подниматься на верх экономического превосходства помогали только войны. Именно поэтому он разжигает боевые костры везде, где это возможно и необходимо. А вот к чему это может привести, не берутся предсказывать даже боевитые американские генералы. Правда, это те из них, которые знают историю.
Сегодня основной военный костер Америки полыхает на Украине, которая законно лишилась незаконно подаренного ей Крыма, предмета постоянных вожделений американских ВМС. Так что не зря, видимо, не очень сообразительный отставной вояка, генерал-майор Роберт Скейлз кричит о том, что на Украине надо "начать убивать русских". "Убивать русских, убивать так много русских, что даже российские медиа не смогли бы скрыть тот факт, что русские возвращаются на родину в гробах", – проверещал вернувшийся из Вьетнама "воин", не совсем, наверное, отдавая себе отчет в том, что говорит (даже официальный Белый дом поспешил откреститься от такого "патриота").
Но вряд ли новая военно-морская стратегия Америки поможет ей покорить страну, которую еще никто и никогда не побеждал.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии5