Для тех, кто интересуется оружием, или для тех, кто интересуется выборами?
© РИА Новости / Григорий Сысоев
Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию на 2018 г., которое с декабря переносилось несколько раз, и впрямь получилось эпохальным. Цели и задачи, озвученные президентом, явно выходили за рамки нынешнего года, чего стоит только пожелание довести рост экономики до уровня выше среднемирового. Но главная часть была посвящена противостоянию с США. Все долго гадали, каким будет ответ на "кремлевские списки", на отстранение нашей сборной от Олимпиады и другие унижения на международной арене. И впервые Владимир Путин с видеопрезентациями и инфографикой показал, как новейшее оружие России может нанести по Штатам удар. Если на предыдущих посланиях премьер Дмитрий Медведев и спал, то теперь ему явно было не до сна.
"Сегодняшнее послание предназначено для тех, кто интересуется военной техникой", – прокомментировал в своем Фейсбуке послание Путина политолог Константин Калачев.
Политолог Игорь Рябов замечает, что "тем, кто интересуется военной техникой", Путин дал серьезный сигнал к тому, чтобы они несколько охладили свой пыл.
"Это ответ тем, кто пытается разжечь войну. Мы же знаем и видим, что происходит в Сирии, какие вещи происходят в Северной Корее. Видим, что происходит с ПРО, как наращивается гонка вооружений. Наш президент пытается охладить пыл и предупредить партнеров, что заигрывать со страной, обладающей таким оружием – опасно для жизни. Интересно посмотреть на реакцию партнеров, но они же будут возмущаться, говорить, что Путин лжет и все это предвыборный ход", – говорит политолог Игорь Рябов.
"Это сравнимо с объявлением о том, что у нас есть водородная бомба и мы хотим мира", – тут же добавляет он.
Глава телеканала Russia Today Маргарита Симоньян идет еще дальше и связывает общей логикой социальную часть послания Путина и военную.
"Меня, тихую, мирную маму двух малышей, радует сегодняшнее послание. Мне очень нравится, что в ближайшие дцать лет никто не осмелится до нас дотронуться. А мы пока понастроим тут детских садов и чего еще там", – пишет Симоньян в своем телеграмм-канале.
Военная часть послания Путина привлечет внимание и тех, кто интересуется не только оружием, но и выборами.
"Засим предвыборную кампанию в президенты Российской Федерации предлагаю считать завершенной", – подводит итог в своем блоге глава Russia Today.
Действительно, вся риторика шести оппонентов Путина (наверное, кроме Ксении Собчак, да и то она бы поспорила, скорее всего) построена на обещании совершить прорыв и найти потенциал для рывка. И в то же время Владимир Путин в своем послании сумел наглядно показать, что он и его команда определенный прорыв уже совершили. Пусть этот рывок состоялся в сфере ВПК, а не в экономике в целом или хотя бы в социальной сфере, но это все равно выглядит весомее, чем просто слова и обещания остальных кандидатов.
"Понятно, что лозунг "Сильный президент – сильная Россия" получил законченность. Вот вам президент, вот вам ядерное оружие, вот вам "Звезда смерти", имперские штурмовики и армия клонов", – говорит политолог Константин Калачев.
Впрочем, он сам тут же задается вопросом: "А как на это реагируют жители глубинки и жители мегаполисов?"
"Как на это отреагируют те люди, которые считают, что обороноспособность – важная тема, но и собственной страной заниматься надо и не на уровне "надо и нужно бы", а на уровне "как". Сегодня говорилось много хорошего, кроме ответа на вопрос: "А откуда деньги брать?". Мы все за все хорошее, но пока ведь у государства даже не было возможностей индексации пенсий. А сколько лет мы слышим о том, что бизнес-климат улучшится?" – говорит Калачев.
"Первая часть послания звучала как музыка, а вторая посеяла страх", – заключает политолог.
Однако, он не стал спорить с тем, что одним из результатов предвыборного послания стали похороны главной интриги выборов – какой проект предложит власть и что она позаимствует из программ остальных кандидатов.
"Проект теперь понятен, да – укрепление нашей оборонной мощи", – говорит Калачев.
Секретарь Федерального совета "Партии Дела" Алексей Лапушкин:
– Президент очень много сказал по теме производства, поддержки отечественного производителя, про снижение процентных ставок – чего раньше не было. Обратите внимание, что президент говорит много того, о чем "Партия Дела" говорит постоянно, причем говорит именно нашей риторикой – и про увеличение рабочих мест, и про увеличение среднего класса. Соответственно социальные проблемы без производства не решатся. Людям нужна работа – нужны деньги, на которые люди будут кормить семьи, покупать товары и прочее. И для решения проблемы бедности нужна смена экономической политики! Будет работа – будут доходы, будет меньше бедных, будет выше потребительский спрос.
Соответственно, сейчас идет предвыборная кампания – а окончательно мы все увидим и поймем после выборов, по составу нового правительства. С учетом того, что президент озвучил на Госсовете на "Ростсельмаше", с учетом его послания, с учетом импортозамещения, с учетом увеличения объемов дорожного строительства, – я с оптимизмом смотрю в будущее. Вопрос заключается в следующем – какой будет новый состав правительства? Может быть, не произойдет какой-то глобальной смены, но достаточно серьезные подвижки в экономической политике в сторону поворота государства лицом к отечественному производителю, безусловно, произойдут.
Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин:
– Президент в послании объявил войну бедности: "…мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности". Однако проблема в том, что несмотря на благие намерения, Путин остался в парадигме либеральной социально-экономической политики.
Да, нужно восстанавливать здравоохранение, но, судя по выступлению, это не значит, что нам нужно вернуть врача в его исходное состояние, когда он не тянет деньги из пациента, а исцеляет его. Нужно просто выделить денег, потому что медицинское сообщество этого хочет. И пусть эти деньги делят те люди, которые уничтожили здравоохранение. И так в каждой точке. Это сильно пугает и может обесценить любые намерения.
Среди других президентских пожеланий – экономика с темпами роста выше мировых, снижение средней ставки по ипотеке до 7%, доступные кредиты для бизнеса. В целом Путин правильно зафиксировал то, о чем бесконечно много говорили: необходима комплексная модернизация инфраструктуры на основе технологий завтрашнего дня.
Обратил внимание президент и на демографию. И впервые за 30 лет национального предательства было официально признано, что демографические последствия либеральных реформ сопоставимы с демографическими последствиями гитлеровского нашествия. Соответственно, фамилии Гайдара, Чубайса, Ясина и прочих либеральных реформаторов должны упоминаться в одном ряду с точки зрения демографических последствий. Естественно, все это было сказано мягко и корректно, но это было сказано.
Очень правильно поставлены задачи, но ничего не сказано о механизмах их достижения. Это нормально для жанра послания, но проблема в том, что это значит, что механизмы достижения будет разрабатывать правительство – те самые либералы, которые эти задачи не ставили и не решали.
При этом, после презентации российской военной техники сложно вспомнить, что президент говорил в первых двух третях своей речи. Презентация производит сильнейшее впечатление. Угроза войны в очередной раз отодвинута. Первый раз она была отодвинута тем, что американцы не избрали Клинтон, второй раз – посланием Путина.
Военный эксперт Владимир Евсеев:
– Это показывает, что Россия готова отвечать Соединенным Штатам, но не значит, что Россия собирается нападать на них. Это холодный душ для президента Дональда Трампа. Потому что он делает ставку на вооруженные силы. Но в сфере вооружений Россия имеет несколько направлений, где она впереди США. Это совершенно очевидно. И в этих условиях Россия не собирается ввязываться в гонку вооружений, то есть, делать столько же, сколько и США, крылатых ракет различного рода базирования, например. Россия отвечает асимметрично. Она создает серьезную проблему для США независимо от того, какое количество у них имеется.
Например, создание крылатой ракеты с неограниченной дальностью, либо подводного аппарата с неограниченным временем плавания – это фактически позволяет России нанести ответный удар. Это средства не нападения, а ответного удара, и это нивелирует все, что делают США в сфере ракетной обороны. Россия, конечно, несет расходы, но это расходы асимметричные, Россия не втягивается в гонку вооружений с США, но показывает, что у нас есть типы вооружения, на которые у них нет ответа. И то, что они делали до этого – бессмысленно для сдерживания этих образцов вооружения.
Это США ставит в тупик. Они идут как в период Холодной войны, исходя из того, что у них больше финансовых возможностей, а Россия отвечает асимметрично. В этом самая большая проблема США.
Писатель-футуролог Максим Калашников:
– Отчасти это блеф, конечно. Мы не в первый раз блеф используем. При Хрущеве тоже возили макеты ракет по Красной площади. Давайте посмотрим на комплекс "Кинжал" . Это советский комплекс, который называется Х-32. Его испытания завершились в конце 1990-х гг. уже после развала СССР. Это действительно гиперзвуковая ракета, поскольку у нее максимальная скорость 7 Махов. Х-32 после старта взмывает на высоту 40 км, оттуда она "видит" очень далеко, она может увидеть авианосец, находясь вне досягаемости его палубной авиации. Это советский комплекс, в начале 2000-х его принятие на вооружение затормозилось, а сейчас деньги влили и довели. Но то, что Владимир Владимирович говорит, что там нет ничего советского, это, конечно, уже грех против истины.
Здесь очень большой элемент хрущевского блефа есть. Это, скорее, для внутреннего употребления – смотрите, куда мы деньги потратили. Владимир Владимирович начал с откровенной страшилки, что системы ПРО обесценят ракетно-ядерный потенциал. Да не обесценят, система ПРО прорывается даже баллистическими ракетами при соответствующей численности и бортовых системах преодоления.
Планирующий боевой блок – идея 1960-х гг. После разделения головных частей при входе в атмосферу боевые блоки начинают маневрировать. Но они управляются при этом с помощью только внутренней программы. Если воздух вокруг блока превращается в плазму, радиокомандное управление очень затруднено. Хорошее оружие, но сказать, что это что-то новое, не советское, тоже нельзя.
В целом показ этих вооружений – это была попытка смазать картину того, что в экономике допущены гигантские провалы, что экономика в кризисе.
Экономист, бывший зампред Счетной палаты (1995-2001) Юрий Болдырев:
– Если бы Путин все высказал на предвыборных дебатах, то ему могли бы оппонировать и сказать, что "Армату" вы уже два года катаете по парадам, а она еще войсковые испытания не прошла; подводные лодки принимаете в строй, а для них еще ракет нет, и так далее. Но для того и придумана такая форма – послания Федеральному собранию – чтобы никто ничего не мог возразить. Когда президенту еще править и править – хорошо, депутаты разберутся с заявлениями. Но когда это за две недели до выборов – это похоже на комедию, неуважение к своим избирателям. Будь добр во время выборов каждый свой тезис высказывать так, чтобы оппоненты могли его оспорить – в этом смысл кампании. А выступать в "тепличных условиях" недостойно.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.